Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 января 2018 года г. Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Рабдановой Г.Г., при секретаре Бадмаевой А.А., с участием истца Параконова Б.В., представителя ответчика Сампиловой О.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Параконова Б. В. к ПАО "Сбербанк России" о признании действий незаконными, возмещении морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Обращаясь в суд, Параконов Б.В. просил объяснить причину блокировки карты, разблокировать карту, возместить моральный вред в сумме 500000 рублей, оплатить санаторно-курортное лечение в Белокурихе с оплатой транспортных расходов.
Исковые требования были увеличены. Истец Параконов Б.В также просил суд разблокировать карту, объяснить по каким операциям банк решил, что он содержит террористов, дать возможность оплатить кредит без штрафных санкций. Также истец просит признать незаконными, необоснованными и не подпадающими под признаки ФЗ-115 действия ПАО Сбербанк по блокировке дебетовой карты, признать неприемлемыми действия сотрудников банка, осуществляющих по 15-20 звонков, обязать банк прекратить звонки и угрозы в его адрес.
В судебном заседании Параконов Б.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ без объяснения причин банк заблокировал его карту №, прекратил доступ к счету в режиме онлайн, в результате он был лишен возможности делать с указанной карты перечисления, а также пополнять счет через кассу. С указанного счета он производил платежи по кредиту, что в данное время делать по вине банка не может. В связи с неплатежами по кредиту банк ему постоянно звонят и угрожают сотрудники банка. Незаконные действия банка привели к тому, что у него повысился <данные изъяты>, он испытывает моральные страдания.
Представитель ответчика Сампилова О.Э. исковые требования не признала. Пояснила суду, что действия Банка обоснованы и произведены в строгом соответствии с требованиями Закона №. В соответствии с действующим законодательством кредитная организация должна уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентами, отнесёнными к повышенной степени риска. Банк блокирует только дистанционное пользование банковской карты, но не счет банковской карты. Полагает, что истец не ограничен в иных способах оплаты по кредитным обязательствам, кроме как перевод денежных средств с банковской карты, каких-либо ограничений ни законодательства, ни условия кредитного договора не содержат. Просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> № по заявлению клиента Параконова Б. В. была оформлена и получена банковская карта <данные изъяты> (счет №)
Согласно данного заявления Параконов Б.В. с Условиями использования карт и Тарифами Банка был ознакомлен и обязался их выполнять. Памятку держателя получил, что подтверждается его личной подписью.
Условиями использования карт, памятка держателя карт Сбербанка России, Заявление на получение карты, надлежащим образом заполненное и подписанное клиентом, тарифы Банка в совокупности являются заключённым между клиентом и банком договором о выпуске и обслуживании банковских карт.
Договор на обслуживание банковской карты является фактически договором присоединения и заключается на единых для всех заемщиков условиях, путем подачи клиентом подписанного заявления на получение банковской карты. В соответствии с положениями ст. ст. 432, 437, 438 ГК РФ указанное заявление следует считать акцептом оферты, и на указанные правоотношения должны распространяться все правила гражданского законодательства о договоре. Все существенные условия договора содержатся в Условиях, об ознакомлении с которыми свидетельствует личная подпись как в заявлении Параконова Б.В., так и в полученных Условиях.
Согласно ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
Согласно п. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.
Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В рамках исполнения требований Закона № 115 в банке приняты и действуют Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГГГ. №
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации указанных правил, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Основаниями документального фиксирования информации являются:
- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; - несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; - выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом; - совершение операции, сделки клиентом, в отношении которого уполномоченным органом в организацию направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи; - отказ клиента от совершения разовой операции, в отношении которой у работников организации возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма; - иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ в случае, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, на основании реализации указанных в пункте 2 настоящей статьи правил внутреннего контроля возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, эта организация не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций, обязана направлять в уполномоченный орган сведения о таких операциях независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, предусмотренным статьей 6 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 4 Закона № 115 к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся организация и осуществление внутреннего контроля; обязательный контроль; запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом; иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 11 ст. 7 Закона № 115 организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно п. 3.1.4 Условий держатель карты обязан не использовать карту для совершения операций, противоречащих действующему законодательству Российской Федерации.
Банк имеет право отказать без объяснения причин в выдаче или перевыпуске Карты в случае отсутствия у лица, указанного в Заявлении, регистрации (прописки) на территории обслуживания Банка, предоставления им в Заявлении неверной информации, неустойчивого финансового положения или наличии иных данных, свидетельствующих о невозможности выдачи (перевыпуска) Карты данному лицу, а также в случаях, предусмотренных законодательством (п. 4.2.1 Условий).
Банк имеет право при нарушении Держателем Условий, при возникновении ситуации, которая может повлечь за собой нарушение действующего законодательства приостановить или прекратить действие карт(ы), а также принимать для этого все необходимые меры вплоть до изъятия карт(ы) (п. 4.2.3. Условий).
В соответствии с п. 2.1. Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от ДД.ММ.ГГГГ № внутренний контроль в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является частью системы внутреннего контроля Банка и направлен на защиту Банка от проникновения преступных доходов; на исключение вовлечения Банка и участия его работников в осуществлении противоправной деятельности - легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; на своевременное представление в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений в органы государственной власти и Банк России; на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства.
В соответствии с Приложением № Правил под сомнительными операциями понимаются операции, осуществляемые клиентами Банка, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей.
Согласно п. 5.3.5. Правил перечень признаков, изложенных в Приложении №, используется для выявления необычных операций (сделок), а также для кодировки сообщений об операциях (сделках), по которым Уполномоченным сотрудником по ПОД/ФТ принято окончательное решение о направлении сведений в уполномоченный орган по коду 6001.
Согласно Приложению № Правил признаками, указывающими на необычный характер операции/ сделки в том числе являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации, выявление неоднократного (2 и более раз) совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом.
Пункт 5.9. Правил устанавливает меры, принимаемые Банком при выявлении операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно п. 5.9.1. Правил к Клиентам, осуществляющим операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма Банком принимаются следующие меры: - отказ в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями документа /2/; - расторжение договора банковского счета (вклада) с Клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции; - отказ Клиенту в предоставлении услуг дистанционного банковского обслуживания, в том числе, в приеме от него распоряжений о совершении операций по банковскому счету (вкладу), подписанных аналогом собственноручной подписи, и переход на прием от такого Клиента расчетных документов только на бумажном носителе (если такие условия предусмотрены договором между Банком и Клиентом); - блокировка банковской карты, по счету которой совершаются операции, вызывающие подозрения; - пересмотр уровня риска Клиента; - обеспечение повышенного внимания к операциям Клиента с денежными средствами или иным имуществом;
Согласно п. 5.9.6. Правил к Клиентам, в отношении которых возникают подозрения, что совершаемые ими операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма могут применяться меры по внесению в информационную базу сведений о Клиентах, в отношении которых возникли подозрения в результате реализации процедур комплаенс, за исключением клиентов, совершивших операции, связанные с "уходом" от обязательного контроля; клиентов, сведения по операциям которых, направленны в уполномоченный орган с кодом вида операции 6001 в связи с неполным совпадением данных клиента с данными фигуранта ПЭ, клиентов, которым было вынесено два и более отказа в выполнении распоряжения Клиента о совершении операций по одному и тому же счету, клиентов, которым было отказано в заключении договора, за исключением случаев отказа на основании непредставления документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента, неверно оформленных документов на открытие счета, а также случаев отказа фигурантам ПЭ/СПТ, и которыми не были представлены по запросу Банка подтверждающие документы в установленный срок.
Пунктом 6.9. Правил также установлено, что в случае принятия Банком в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения Клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с Клиентом.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по счету клиента № (банковская карта №) проводились операции, которые соответствовали признакам, указывающим на необычный характер, а именно № - регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц (за исключением кредитов) на банковские счета (депозиты, вклады) физических лиц с последующим снятием этих средств в наличной форме, либо с их последующим переводом на банковские счета (депозиты, вклады) третьих лиц, либо с последующим проведением указанных операций в различных пропорциях в течение нескольких (3-х банковских) дней, № - иные признаки, свидетельствующие о возможном осуществлении легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, при проведении операций с денежными средствами в наличной форме и переводов денежных средств.
С учетом вышеуказанных признаком, в соответствии с п. 5.10.1 ПВК, в целях недопущения вовлечения Банка в проведение операций, направленных на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и в соответствии с Условиями использования банковских карт/Договором банковского счета ДД.ММ.ГГГГ банком Параконову Б.В. был направлен информации с целью пояснения экономического смысла осуществляемой операции, а также документов, содержащих основания проведения операции, и документов, подтверждающих источник поступления денежных средств.
Из представленных истцом документов установлено, что денежные средства, поступавшие на счет банковской карты Параконова Б.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с последующим перечислением на счета иных физических лиц и частичным снятием наличных были направлены от <данные изъяты>», учредителем и руководителем которого является Истец.
В результате анализа документов <данные изъяты>» выяснено, что деятельность фактически не ведется, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется либо осуществляется в незначительных размерах, осуществляются арендные платежи только по решениям о взыскании арендной платы.
Также пояснении клиента было указано, что данные средства поступили в качестве заработной платы, однако выплаты НДФЛ и заработной платы сотрудникам по расчетному счету Общества не осуществлялись, характер операций указывал на использование личной банковской карты в коммерческой деятельности организации, уклонении от уплаты налогов и ведение теневой деятельности.
По дополнительному запросу документов Параконов Б.В., как руководитель ООО «Бабръ» не подтвердил реальную хозяйственную деятельность организации, а именно достаточное количество кадровых ресурсов, основных средств, производственных активов, транспортных средств, складских помещений. Деятельность <данные изъяты>» признана направленной на обналичивание средств.
По результатам анализа документов, предоставленных клиентом, операции признаны кредитной организацией подозрительными.
Положениями ст.4 Закона № 115-ФЗ установлен запрет на информирование клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, за исключением информирования клиентов о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, о приостановлении операции, об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций, об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), о необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Законом №115-ФЗ.
Таким образом, действий банку отвечают требованиям действующего законодательства. Оснований для признания их незаконными, необоснованными и не подпадающими под признаки ФЗ-115 у суда не имеется.
Поскольку суд не усматривает оснований для признания действий ответчика незаконными, не подлежат удовлетворению и производные требования о разблокировке карты, взыскании компенсации морального вреда, оплате санаторно-курортного лечения с оплатой транспортных расходов.
Требования о разъяснении причины блокировки карты, по каким операциям банк решил, что он содержит террористов, предоставлении возможности оплатить кредит без штрафных санкций удовлетворению не подлежат, поскольку такой способ защиты нарушенного права положениями ст.3 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ не предусмотрен.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 948-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "4 канал Телекомпания НТН" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 12, 166, 168, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 4, 65 и 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", из статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, - их особенности в отношении отдельных видов судопроизводства и категорий дел определяются федеральными законами исходя из требований статьи 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Следовательно, обращаясь в суд с иском, истец должен заявить предусмотренный законом способ защиты нарушенного права для конкретных фактических обстоятельств дела.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Параконова Б. В. к ПАО "Сбербанк России" о признании действий незаконными, возмещении морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд <адрес>.
Судья Г.Г. Рабданова