Решение по делу № 33-8962/2018 от 13.08.2018

Судья Бутырин А.В.         Дело № 33-8962/2018

Докладчик Зиновьева Е.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей                Братчиковой Л.Г., Крейса В.Р.,

при секретаре Луковниковой С.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 11 сентября 2018 г. дело по иску Айдаралиева Тимура Ибрагимовича к мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение, поступившее с апелляционной жалобой представителя мэрии г. Новосибирска Прокоповой М.А. на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 г.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., объяснения Айдаралиева Т.И. и его представителя Щекиной А.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Айдаралиев Т.И. обратился в суд с иском к мэрии г. Новосибирска, Правительству Новосибирской области, Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области об обязании предоставить жилое помещение.

В обоснование иска указано, что Айдаралиев Т.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Д. отказалась от него в роддоме, а впоследствии была лишена родительских прав на основании решения Джержинского районного суда г. Новосибирска от 28 июня 2010 г. Запись в графе «отец» его свидетельства о рождении отсутствует. Распоряжением главы администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 30 июня 1998 г. истец помещен в детский дом, впоследствии передан в приемную семью. Жилое помещение за ним не закреплялось.

Приказом главы администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 05 августа 2009 г. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако до настоящего времени не обеспечен жильем.

На основании изложенного Айдаралиев Т.И. просил суд обязать мэрию г. Новосибирска предоставить ему жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого, отвечающее требованиям благоустроенности, установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м., за счет средств бюджета Новосибирской области.

Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 г. исковые требования Айдаралиева Т.И. удовлетворены.

Суд решил обязать мэрию г. Новосибирска предоставить Айдаралиеву Т.И. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории г Новосибирска по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 30 кв.м. за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

С указанным решением не согласился представитель мэрии г. Новосибирска Прокопова М.А., в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что принятое решение является неисполнимым ввиду отсутствия надлежащего финансирования, поскольку потребность в обеспечении жильем отдельных категорий граждан превышает лимит выделенных мэрии г. Новосибирска бюджетных средств.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания и порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей устанавливаются ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ в указанный закон внесены изменения, согласно которым действие положений ст. 8 распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Абзацем 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По общему правилу жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ).

Согласно пункту 9 ст. 8 данного закона право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Айдаралиев Т.И. родился ДД.ММ.ГГГГ в г. Новосибирске. Согласно свидетельству о рождении матерью истца является Д., информация в графе «отец» свидетельства о рождении отсутствует.

Распоряжением главы администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 30 июня 1998 г. истец помещен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение в связи с оформлением матерью Д. отказа от ребенка в роддоме.

На основании договора от 20 июля 2007 г. Айдаралиев Т.И. был передан на воспитание в приемную семью.Приказом главы администрации Заельцовского района г. Новосибирска от 05 августа 2009 г. истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 28 июня 2010 г. мать Айдаралиева Т.И. Д. была лишена родительских прав в отношении истца.

При помещении в детское учреждение жилое помещение за истцом не закреплялось, собственником или нанимателем жилого помещения Айдаралиев Т.И. не являлся и не является, прав приватизации на территории г. Новосибирска не реализовал.

ДД.ММ.ГГГГ истцу исполнилось 18 лет. Приказ о включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на льготных условиях, вынесен до достижения Айдаралиевым Т.И. 18-летнего возврата, не оспорен и не признан незаконным.

Принимая во внимание, что Айдаралиевым Т.И. были соблюдены условия, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает признание государством права лица на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы мэрии г. Новосибирска об отсутствии реальной возможности исполнения возложенной обязанности по предоставлению Айдаралиеву Т.И. жилого помещения ввиду ненадлежащего финансирования не влечет отмену законного решения суда первой инстанции.

Так, согласно ст. 5 Закона Новосибирской области от 05 июня 2013 г. № 331-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего закона, осуществляется за счет средств областного бюджета Новосибирской области.

Положениями п. 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решения вопросов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов, в том числе по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ).

Согласно подп. «а» п. 52 ст. 1 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2013 г. № 411-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к полномочиям органов местного управления Новосибирской области относится предоставление гражданам, указанным в Федеральном законе № 159-ФЗ, благоустроенных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, на территории г. Новосибирска уполномоченным органом по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей является мэрия г. Новосибирска.

Частью 1 ст. 6 Закона Новосибирской области № 411-ОЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставлении местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области, расчет которых производится в соответствии с методикой расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета Новосибирской области для осуществлении отдельных государственных полномочий.

В соответствии с Законом Новосибирской области от 12 декабря 2017 г. № 234-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» произведено распределение субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и детям из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений по муниципальным образованиям Новосибирской области, в том числе городу Новосибирску. На момент подачи иску субвенции на 2017 г. на аналогичные цели были распределены в соответствии с Законом Новосибирской области от 28 декабря 2016 г. № 128-ОЗ «Об областном бюджете Новосибирской области на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».

Доказательств, подтверждающих недостаточность переданных финансовых средств на приобретение жилого помещения истцу, в материалы дела представлено не было.

Более того, ст. 140 Бюджетного кодекса РФ, регламентирующей передачи субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, не предусмотрено адресное предоставление субвенций местным бюджетам для конкретного лица.

Таким образом, указание мэрии г. Новосибирска на отсутствие надлежащего финансирования в целях приобретения жилых помещений для последующего обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку само по себе не является основанием для отказа в заключении с лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения.

Принимая во внимание, что обстоятельства дела установлены судом правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших принятие незаконного и необоснованного решения, не допущено, выводы суда основаны на доказательствах по делу, исследованных полно и всесторонне, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, оснований для отмены принятого решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 19 июня 2018 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя мэрии г. Новосибирска Прокоповой М.А. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-8962/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Айдаралиев Т.И.
Ответчики
Министерство финансов и налоговой политики НСО
Министерство труда и соц развития НСО
правительство НСО
Мэрия г. Новосибирска
Другие
Администрация Центрального округа г.Новосибирска
Суд
Новосибирский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nsk.sudrf.ru
11.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2018Передано в экспедицию
11.09.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее