УИД № 34RS0001-01-2023-002482-10
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Станковой Е.А.,
судей Кудрявцевой А.Г., Шиповской Т.А.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-881/2023 по иску Смирнова С. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании отказа в перерасчете размера пенсии, обязании произвести перерасчет размера пенсии
по апелляционной жалобе представителя Смирнова С. А. по доверенности Фоминой О. В.
на решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 сентября 2023 года с учетом определения Фроловского городского суда Волгоградской области от 13 сентября 2023 года об исправлении описок, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Смирнова С. А. к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании отказа в перерасчете размера пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет размера пенсии с даты её установления – с ДД.ММ.ГГГГг. по <.......> – отказать».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав истца Смирнова С.А. и его представителя по доверенности Фомину О.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика – по доверенности Смирнову Н.В., возражавшую по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Смирнов С.А. обратился с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании отказа в перерасчете размера пенсии, обязании произвести перерасчет размера пенсии.
В обоснование исковых требований указал, что ДД.ММ.ГГГГг. ему назначена трудовая пенсия по инвалидности <.......> группы. ДД.ММ.ГГГГг. он обратился в <.......> с заявлением о запросе уточняющих справок о его работе. Данные запросы были сделаны, однако ответы не получены.
ДД.ММ.ГГГГг. в связи с достижением <.......> лет ему была назначена пенсия по старости, размер пенсии был установлен минимальный в связи с отсутствием сведений о размере заработной платы. После назначения ему пенсии по старости он неоднократно обращался в пенсионный фонд за информацией о поступивших ответах на запросы, что могло повлиять на размер его пенсии. Однако, сотрудники пенсионного фонда сообщали ему об отсутствии ответов на запросы.
ДД.ММ.ГГГГг. по почте ему пришло уведомление о необходимости явки в пенсионный фонд по вопросу перерасчета размера пенсии в связи с поступлением справок о заработной плате.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГг. о перерасчете размера пенсии, составленного специалистом <.......> ему будет осуществлен перерасчет размера пенсии с даты её установления в <.......>
Однако, вопреки данному акту фактически перерасчет размера пенсии был произведен ему с ДД.ММ.ГГГГг., а не с момента назначения пенсии, т.е. – с ДД.ММ.ГГГГг. Будучи несогласным с данными действиями ответчика, он обратился с заявлением о перерасчете размера пенсии с ДД.ММ.ГГГГг. Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГг. в перерасчете размера пенсии ему было отказано по причине отсутствия документов для перерасчета пенсии.
Данное решение считал незаконным, полагал, что в результате халатного отношения сотрудников пенсионного фонда с <.......> он получал пенсию в заниженном размере, без учета сведений о его заработке. Сотрудники пенсионного фонда на протяжении <.......> лет не делали запросов о его заработке, хотя обязаны были приложить все усилия, чтобы добиться получения ответов на запросы. По вине ответчика, получая на протяжении <.......> лет маленькую пенсию, он был лишен возможности приобретения лекарств, прохождения лечения.
Просил суд признать решение ОПФР по Волгоградской области об отказе в перерасчете размера пенсии незаконным, обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии с даты установления, а именно с ДД.ММ.ГГГГг. по <.......> с учетом полученной информации о заработной плате.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Смирнова С.А. по доверенности Фомина О.В. просит отменить решение суда, и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Волгоградской области просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (ч.1).
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).
В случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будет представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (ч. 3).
В соответствии с п.3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ размер страховой пенсии за периоды работы до 01.01.2015 г. исчисляется исходя из размера трудовой пенсии, установленной по состоянию на 31.12.2014 г. по нормам Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ согласно ст. 14 которого размер трудовой пенсии по старости определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается пенсия, и, согласно ст. 29.1 указанного закона, состоит из: - части расчетного пенсионного капитала, исчисленного по нормам ст. 30 в зависимости от продолжительности трудового стажа и среднемесячного заработка за 2000-2001 годы, либо за любые 60 месяцев работы подряд из всей трудовой деятельности по 31.12.2001 г. включительно, и зависит от их значений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в <.......> с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, представив справку о доходе за 60 месяцев с <.......> по <.......> При назначении пенсии просил не учитывать заработок с <.......> по <.......> а также с <.......> по <.......> с <.......> по <.......>. (л.д.<.......>
ДД.ММ.ГГГГ Смирновым С.А. в пенсионный орган подано заявление о запросе уточняющих справок с <.......> по <.......> с <.......> по <.......> с <.......>. по <.......> (л.д<.......>
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом в адрес <.......> направлены запросы о предоставлении уточняющих справок о работе (учебе) Смирнова С.А. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. <.......> пенсионному органу в ответ на запрос представлена справка об учебе Смирнова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д<.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. <.......> пенсионному органу представлена архивная справка о периодах работы Смирнова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. <.......> пенсионному органу представлены сведения о периодах работы Смирнова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <.......>).
Согласно распоряжению-расчету от ДД.ММ.ГГГГ Смирнову С.А. произведено начисление пенсии по инвалидности: базовая часть – <.......> руб., страховая часть – <.......> руб., ЕДВ – <.......> руб., всего к выплате <.......> руб. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. Смирнов С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости без учета заработка (л.д. <.......>).
Согласно протоколу о назначении пенсии № <...> от <.......> Смирнову С.А. назначена пенсия по возрасту: базовая часть – <.......> руб., страховая часть -<.......> руб., ЕДВ -<.......> руб., всего <.......> руб. (л.д. <.......>).
Из распоряжения-расчета на <.......> усматривается, что размер базовой части страховой пенсии Смирнова С.А. составил – <.......> руб., страховой <.......> руб., ЕДВ -<.......>., всего <.......> руб. (л.д. <.......>
В <.......>. Смирнову С.А. производились индексации размера пенсии, что подтверждается распоряжениями-расчетами (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом в адрес <.......>, направлены запросы о предоставлении сведений заработке Смирнова С.А. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионному органу <.......> представлены сведения о заработке Смирнова С.А. за <.......> (л.д. <.......>).
<.......> в ответ на запрос пенсионного органа представлены сведения о заработке Смирнова С.А. за <.......> (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. Смирновым С.А. подано заявление о перерасчете размера пенсии в связи с увеличением ИПК за периоды до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом Смирнову С.А. произведен перерасчет размера пенсии, страховая часть <.......> фиксированная выплата <.......>, а всего <.......>. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом Смирнову С.А. произведен перерасчет размера пенсии, страховая часть <.......> фиксированная выплата <.......> а всего <.......> (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом направлены запросы о предоставлении сведений о заработке Смирнова С.А. в <.......> (л.д. <.......>).
В ответ на данные запросы пенсионному органу представлены ответы о заработной плате за <.......> и <.......> из <.......> о заработке за <.......> из <.......> о заработке за период с <.......> по <.......> с <.......> по <.......>, с <.......>. по сентябрь <.......> (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. Смирновым С.А. подано заявление о перерасчете размера пенсии в связи с увеличением величины ИПК за периоды до ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. <.......>).
Распоряжением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГг. № <...> произведен перерасчет размера пенсии Смирнова С.А. с ДД.ММ.ГГГГ, страховая часть составила <.......> фиксированная выплата - <.......> а всего - <.......>. (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом направлен запрос в <.......> о предоставлении сведений о заработке Смирнова С.А. за период с <.......> по <.......> (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. <.......> представлены сведения о заработке Смирнова С.А. за вышеназванный период (л.д. <.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. пенсионным органом составлен Акт № <...> о перерасчете размера пенсии, установленной на основании документов, имеющихся в распоряжении органов Пенсионного фонда, согласно которому Смирнову С.А. будет осуществлен перерасчет размера пенсии с даты ее установления в <.......> в связи с поступлением дополнительных документов: - сопроводительное письмо с заверенными копиями расчетных ведомостей начисления заработной платы № <...> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <.......>).
Согласно сопроводительному письму <.......> в адрес <.......> были направлены копии расчетных ведомостей начисления заработной платы с <.......> по <.......> в периоды работы Смирнова С.А. во <.......> (л.д<.......>).
ДД.ММ.ГГГГг. Смирнов С.А. обратился в <.......> с заявлением о производстве ему доплаты пенсии за период с <.......> по <.......> с учетом перерасчета пенсии, произведенного в <.......> согласно полученных ответов на запросы ПФР (л.д. <.......>).
Решением ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГг. Смирнову С.А. отказано в перерасчете размера пенсии в связи с непредставлением документов, влияющих на размер пенсии (л.д. <.......>).
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Смирнова С.А., при этом суд исходил из того, что при обращении в пенсионный орган в <.......> с заявлением о назначении пенсии по инвалидности Смирнов С.А. просил назначить ему пенсию без сведений о заработке. В адресованном пенсионному органу заявлении о запросе уточняющих сведений о периодах работы, ходатайств о запросе сведений о заработке не содержалось. С момента назначения пенсии в <.......> размер пенсии Смирнова С.А. неоднократно увеличивался. Сведения о заработке запрашивались пенсионным органом в <.......> после чего на основании поступивших сведений Смирнову С.А. производился перерасчет пенсии. При обращении Смирнова С.А. с заявлением о перерасчете размера пенсии, в нарушение требований ст. 23 Закона №400-ФЗ документов, являющихся основанием для перерасчета, истец в пенсионный орган самостоятельно не предоставлял. На момент первоначального обращения Смирнова С.А. с заявлением о назначении пенсии в <.......> сведений о заработке в пенсионный орган им не предоставлялось. Данные сведения появились в распоряжении пенсионного органа только в <.......> и <.......> после чего были произведены перерасчеты пенсии в сторону увеличения. На момент рассмотрения заявления Смирнова С.А. о назначении пенсии в <.......> пенсионный орган не располагал сведениями о размере заработка Смирнова С.А., следовательно, и не мог произвести перерасчет размера пенсии либо её установление в большем размере. Установление и выплата пенсии за прошедшее время законом не предусмотрена.
Однако, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 4 ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч.7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч.8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Частью 3 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Согласно ч.1 ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится:
1) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону уменьшения;
2) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Согласно ч.2 ст. 23 вышеуказанного ФЗ заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
- проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
- регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
- дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
- запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В п. 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается, в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19.01.2016 г. № 14н.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.01.2019 г. № 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
Аналогичные положения по приему и проверке документов, необходимых для назначения трудовой пенсии содержались и в Федеральном законе от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшем на момент назначения истцу пенсии.
В силу ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (ч.1 ст.196 ГПК РФ).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Смирнова С.А., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление, в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Смирнову С.А. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для исчисления размера пенсии, наиболее для него выгодного, а также обстоятельств того, предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации именно на пенсионный орган возлагалась обязанность представить доказательства в подтверждение своего довода об отсутствии справок о размере заработной платы истца в его выплатном деле на момент назначения Смирнову С.А. пенсии и не предоставлении истцом спорных справок самостоятельно, что в свою очередь им выполнено не было.
В суде апелляционной инстанции Смирнов С.А. настаивал на том, что сведениями обо всей трудовой деятельности и периодах его работы ответчик располагал, трудовая книжка была представлена ответчику, пенсионный орган не поставил его в известность об отсутствии каких-либо документов, необходимых для назначения ему трудовой пенсии и влияющих на ее размер, не разъяснил ему необходимость представления справок о размере заработной платы за какие-либо периоды его работы, а наоборот сотрудниками пенсионного органа было указано о том, чтобы он написал заявление о назначении ему пенсии без учета заработной платы, для того, чтобы пенсия была назначена быстро. Считает, что в связи с несоблюдением пенсионным органом положений нормативных правовых актов, регламентирующих порядок обращения лиц за установлением пенсии, было нарушено его право на получение пенсии с учетом его заработной платы с момента назначения пенсии.
Доказательств, опровергающих эти доводы истца, ответчик в суд не представил, поэтому судебная коллегия находит их обоснованными и с ними соглашается.
Из материалов дела следует, что сведениями обо всех периодах работы истца Смирнова С.А., ответчик располагал, трудовая книжка была представлена Смирновым С.А. в пенсионный орган. Однако, свою обязанность по запросу недостающих документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, при обращении истца за назначением пенсии, не исполнил, не поставил Смирнова С.А. в известность об отсутствии в выплатном деле каких-либо документов, необходимых для назначения ему трудовой пенсии, либо влияющих на ее размер, не предложил Смирнову С.А. представить недостающие справки о размере заработной платы за какие-либо периоды работы.
В силу ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Поскольку отношения, связанные с назначением и перерасчетом пенсии по старости регулируются нормами специального законодательства, при этом возможность оспаривания решения пенсионного органа каким-либо специальным сроком не ограничена, судебная коллегия с учетом положений ч.2 ст.26 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ приходит к выводу о том, что право на получение пенсии с учетом справок о заработной плате, поступивших в пенсионный орган в <.......> году за период <.......> и <.......> с <.......> по <.......>, с <.......> по <.......> с <.......> по <.......> с <.......> по <.......> у истца возникло с момента подачи им заявления о назначении такой пенсии, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание, что страховая пенсия истцу Смирнову С.А. в полном объеме не выплачивалась по вине пенсионного органа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсия подлежит перерасчету с момента ее назначения - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом оснований для перерасчета пенсии с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку, страховая пенсия по старости была назначена истцу с ДД.ММ.ГГГГ.
Как и не имеется оснований для перерасчета пенсии по <.......>, поскольку из представленной ответчиком суду апелляционной инстанции истории выплат Смирнову С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <.......> пенсионный органом была выплачена Смирнову С.А. недополученная выплата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>
С учетом вышеизложенного, решение суда как незаконное подлежит отмене в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирнова С.А. к ОСФР по Волгоградской области об оспаривании отказа в перерасчете размера страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости за указанный период, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении исковых требований Смирнова С.А. о признании незаконным решения ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об отказе Смирнову С.А. в перерасчете размера страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возложении на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области обязанности произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Смирнова С.А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом полученной в <.......> году информации о заработной плате Смирнова С.А.
Руководствуясь ст. ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 сентября 2023 года отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Смирнова С. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области об оспаривании отказа в перерасчете размера страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, приняв в данной части новое решение, которым указанные исковые требования Смирнова С. А. – удовлетворить.
Признать незаконным решение ОПФР по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № <...> об отказе Смирнову С. А. в перерасчете размера страховой пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области произвести перерасчет размера страховой пенсии по старости Смирнова С. А. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом полученной в <.......> информации о заработной плате Смирнова С. А..
В остальной части решение Фроловского городского суда Волгоградской области от 06 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Смирнова С. А. по доверенности Фоминой О. В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: