Дело №2а-383/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
Председательствующего судьи: Петрушенко Ю.В.
При секретаре: Яковлевой А.С.
16 января 2018 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области к СметаН. Н. А. о взыскании задолженности по оплате обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайоная ИФНС №4 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском о взыскании с СметаН. Н.А. задолженности по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений за 2012 – 2014 годы в сумме 80 565, 95 рублей и пени в сумме 287, 01 рублей. В обоснование иска указано, что административный ответчик является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №.... На указанное имущество инспекцией начислен налог, в связи с неуплатой налога в установленный законом срок налогоплательщику начислены пени. В установленный срок налогоплательщиком не была уплачена сумма налога, в связи с чем, ему было направлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на "."..г., с предложением в добровольном порядке погасить задолженность в срок до "."..г. в сумме 80 278, 94 рублей и пени в сумме 287,01 рублей. Однако, до настоящего времени сумма задолженности по земельному налогу и пени в полном объеме не погашена.
Определением мирового судьи судебного участка №74 Волгоградской области от "."..г. судебный приказ о взыскании с СметаН. Н.А. задолженности по земельному налогу за период с 2012 по 2014 годы в размере 80 278, 94 рублей, пени в размере в размере 287, 01 рублей был отменен.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен заказным письмом. В представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Административный ответчик СметаН. Н.А., её представитель Мельникова Е.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признали. Суду пояснили, что СметаН. Н.А. с "."..г. по "."..г. имеет временную регистрацию и проживает по адресу: <адрес>. По указанному адресу налоговым органом не направлялись в адрес СметаН. Н.А. требования об уплате земельного налога за 2012-2014 годы. Из представленных налоговым органом документов усматривается, что за указанные периоды требования были направлены по адресу: <адрес> Однако по указанному адресу СметаН. Н.А. более 10 лет не проживает, о чем уведомляла налоговый орган. Так же полагали, что налоговым органом пропущен срок для обращения в суд с заявленными требованиями. Кроме того, просили учесть, что неуплаченный по состоянию на "."..г. земельный налог признан безнадежным ко взысканию в соответствии со ст.12 ФЗ от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ».
Суд, выслушав административного ответчика, её представителя, проверив законность и обоснованность заявленных административных исковых требований, исследовав письменные материалы дела, находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ, срок уплаты земельного налога для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ).
На основании п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Как установлено в судебном заседании, административный ответчик СметаН. Н.А. является собственником земельного участка, распложенного по адресу: <адрес>, кадастровый №....
СметаН. Н.А., обязанной к уплате установленных законом налогов, за 2012, 2013, 2014 годы налоговым органом исчислен земельный налог в отношении указанного объекта налогообложения, сумма налога на имущество включена в налоговое уведомление №... со сроком уплаты до "."..г., которое направлено в адрес налогоплательщика для целей уплаты налога в бюджет.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Поскольку в срок для добровольного исполнения обязательства по уплате налога административным ответчиком оплата не произведена, инспекцией выставлено требование №... об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на "."..г., с предложением в добровольном порядке погасить задолженность по земельному налогу физ. лиц на имущество физических лиц в срок до "."..г. в сумме 80 278, 94 рубля, и пени в сумме 287, 01 рублей.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России №... по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> о вынесении судебного приказа о взыскании с СметаН. Н.А. задолженности по земельному налогу за период 2012-2014 годы в размере 80 278, 94 рублей, пени в размере 287, 01 рублей.
"."..г. мировым судьей судебного участка №74 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с СметаН. Н.А. задолженности по земельному налогу и пени в указанном размере.
Однако, определением мирового судьи судебного участка №71 Волгоградской области от "."..г. судебный приказ о взыскании с СметаН. Н.А. задолженности по земельному и пени за период 2012-2014 годы был отменен.
Поскольку Сметнина Н.А. уклонилась от добровольной уплаты налога, требование налогового органа оставила также без удовлетворения, это стало основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
Между тем, в соответствии с п.5 ч.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: 5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются: налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Статья 14 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Подпункт "а" пункта 5, пункт 7, абзацы третий - шестой подпункта "б" и подпункт "в" пункта 11, пункты 12 - 14 статьи 2 и статья 3 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2018 года.
Таким обозом, заявленная налоговым органом ко взысканию со Сметаниной Н.А. недоимка по земельному налогу за 2012-2014 годы признана указанным выше законом безнадежной ко взысканию с 1 января 2018 года, решение о списании которой должно быть принято налоговым органом в порядке, установленном ч.3, 4 ст.12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области требований о взыскании со Сметаниной Н.А. земельного налога за 2012-2014 годы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Межрайонной ИФНС России №4 по Волгоградской области в удовлетворении административного искового заявления к СметаН. Н. А. о взыскании задолженности по оплате обязательных платежей и санкций - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья - Ю.В. Петрушенко
Справка: в окончательной форме решение изготовлено 22 января 2018 года.
Судья - Ю.В. Петрушенко