УИД 03RS0019-01-2022-001079-47 Дело 2-896/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Аскарово Абзелиловского района
Республики Башкортостан 06 октября 2022 года
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Янузаковой Д.К.
при ведении протокола помощником судьи Ильясовой Г.Ю.,
с участием представителя истца Зекриной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рысьяновнй Л.Р. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Рысьянова Л.Р. обратилась с названным иском в суд, указывая, что решением ГУ Отделение пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, при этом не включены в стаж республиканские праздники 57 дней, отпуска без сохранения заработной платы, так же периоды работы в должности медицинская сестра отделения анестезиологии и реанимации как год работы в стаж медицинской деятельности вместо один год шесть месяцев засчитан ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как год работы в стаж медицинской деятельности вместо год и три месяца и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - как год работы в стаж медицинской деятельности по фактической продолжительности. Отпуска без сохранения заработной платы фактически являются дополнительными учебными отпусками, все отпуска работодатель оплачивал в размере средней заработной платы. Отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 списка Врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в том числе заведующие; медицинские сестры палатные, в том числе старшие; медицинские сестры-анестезисты. Фактически истец работала в отделении анестезиологии и реанимации Аскаровской ЦРБ медицинской сестрой палатной.
Просит признать незаконным отказ ПФ № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периодов в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан включить Рысьяновой Л.Р. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации как один год работы за год и шесть месяцев;
- периоды отпусков без сохранения заработной платы считать дополнительными учебными отпусками и включить в льготный стаж: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ;
- нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан в количестве 57 дней; 22.02.2002г.- Курбан байрам, ДД.ММ.ГГГГ -День Республики Башкортостан, 05.12.2002г.- Ураза Байрам, 24.12.2002г.-День Конституции РБ, 11.02.2003г.- Курбан байрам, ДД.ММ.ГГГГ -День Республики Башкортостан, 25.11.2003г. - Ураза Байрам, 24.12.2003г.-День Конституции РБ, 01.02.2004г.- Курбан байрам, 11.10.2005г. - День Республики Башкортостан, 14.11.2005г.- Ураза Байрам, 24.12.2005г.- День Конституции РБ, 23.11.2006г.- Ураза Байрам, 10.01.2006г.-Курбан байрам, 11.10.2006г.- День Республики Башкортостан,24.12.2016г.-День Конституции РБ, 12.10.2007г.- Ураза Байрам, 11.10.2007г.- День Республики Башкортостан, 20.12.2007г.- Курбан байрам, 24.12.2007г.-День Конституции РБ, 09.09.2010г.- Ураза Байрам, 16.11.2010г.-Курбан байрам, 11.10.2010г.- День Республики Башкортостан, 30.08.2011г.- Ураза Байрам, 06.11.2011г.-Курбан байрам, 11.10.2011г.- День Республики Башкортостан, 19.08.2012г.- Ураза Байрам, 25.10.2012г.-Курбан байрам, 11.10.2012г.- День Республики Башкортостан, 08.08.2013г.-Ураза Байрам, 15.10.2013г.-Курбан байрам, 11.10.2013г.- День Республики Башкортостан, 11.10.2015г.- День Республики Башкортостан, 05.07.2016г.-Ураза Байрам, 12.09.2016г.-Курбан байрам, 11.10.2016г.- День Республики Башкортостан, 25.06.2017г.-Ураза Байрам, 01.09.2017г.-Курбан байрам, 11.10.2017г.- День Республики Башкортостан, 15.06.2018г.-Ураза Байрам, 21.08.2018г.-Курбан байрам, 11.10.2018г.- День Республики Башкортостан, 04.06.2019г.-Ураза Байрам, 11.08.2019г.-Курбан байрам, 11.10.2019г.- День Республики Башкортостан, 24.05.2020г.-Ураза Байрам, З1.07.2020г.-Курбан байрам, 11.10.2020г.- День Республик Башкортостан, 13.05.2021г.- Ураза байрам,20.07.2021г.-Курбан байрам, 11.10.2021г.- День Республики Башкортостан.
В последующем истец уточнил требования, просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Башкортостан включить Рысьяновой Л.Р. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации как один год работы за год и шесть месяцев, остальные требования без изменений.
Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить с учетом уточненного иска в части дополнительного периода.
Ответчик, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан, извещен надлежащим образом, направил возражения по иску, согласно которым исковые требования не признает, поскольку наименование структурного подразделения «Реанимационное отделение» не предусмотрено соответствующим Перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, тождественность наименования «реанимационное отделение» с соответствующим наименованием, предусмотренным списком №, в установленном порядке не проводилось. В ранее принятых актах предусматривалось отделения анестезиологии – реанимации, отделений реанимаций и интенсивной терапии, среди которых отделение, в котором работала истца, не поименовано. В данном случая уточняющая справка содержит наименование структурного подразделения «реанимационное отделение», которое не соответствует спискам №, №, №. Действующими правилами и условиями назначения пенсии не предусмотрено включение в специальный стаж нерабочих праздничных дней.
Согласно дополнительным возражениям ответчика истица работала в качестве медицинской сестры, наименование этой должности не соответствует требованиям соответствующих Списков, поэтому правовых оснований считать, что работа протекала фактически в качестве медсестры палатной или медицинской сестры-анестезистки в соответствующем отделении, поименованном в соответствующем списке, не имеется. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета за спорный период представлены работодателем с кодом сельская местность.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Рысьянова Л.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении указанной пенсии по причине отсутствия требуемого стажа лечебной деятельности не менее 25 лет в сельской местности, страховой стаж установлен в размере 22 года 05 мес. 15 дней, спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ засчитан как 1 год 3 месяца, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактической продолжительности, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по фактической продолжительности. Решение принято на основании трудовой книжки, диплома, уточняющей справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ИЛС.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации гарантировано каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 8 статьи 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 данного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27 этого Закона) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83 данного Закона).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Подпунктом "н" пункта 1 названного Постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 12 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением ФИО от N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г..
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в сельской местности 25 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из трудовой книжки истца, в спорные периода она работала:
ДД.ММ.ГГГГ принята медсестрой реанимационного отделения ГБУЗ Аскаровскям ЦРБ.
ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером – лаборантом в клинико-диагностическую лабораторию, где работает по настоящее время.
Согласно штатным расписаниям ГБУЗ РБ Аскаровская ЦРБ в 2000, 2001, имелось реанимационное отделение на 6 коек, в котором были предусмотрены медсестры палатные.
С 2002 года в штатном расписании больницы предусмотрено реанимационное отделение на 6 коек, в котором были предусмотрены медсестры палатные, медицинская сестра-анестезист.
ДД.ММ.ГГГГ утверждено новое штатное расписание, в котором имеется отделение анестезеологии – реанимации на 6 коек, в котором также предусмотрены медсестры палатные, медицинская сестра-анестезист.
В тарификационном списке за 1998 года занимаемая истцом должность поименована как «медсестра палатная», аналогичные сведения содержатся в тарификационном списке 1999, 2000, 2001 года. В тарификационном списке за 2003 год истец числится медсестра-анестезист.
Указанные списки сведений о том, что истец работала не полный рабочий день, не содержат.
Как видно из справок № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, выданных ГБУЗ АЦРБ, истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности медицинской сестры реанимационного отделения. Кроме того, согласно указанным справкам истица в обозначенные периоды времени работала полный рабочий день.
Поскольку должность медсестры-анестизиста по штатному расписанию больницы предусмотрена только в отделении анестезеологии – реанимации, а представленные документы истца не содержит сведений о ее переводе в спорные периоды в иные отделения больницы, суд приходит к выводу, что в спорные периоды истец работала на одном и том же месте, в реанимационном отделении, которое в последующем было переименовано в отделение анестезеологии – реанимации. Об этом указывает, помимо всего прочего, одинаковое количество больничных коек, штатных единиц, наименование должностей.
В функциональные обязанности медсестры отделения анестезиологии и реанимации, согласно тарифно-квалификационных характеристик работников здравоохранения, утвержденных Постановлениями Минтруда России от 22.03.201993 г№, от ДД.ММ.ГГГГ №, входило подготовка наркозно-дыхательной и контрольно-диагностической аппаратуры, контроль исправность оборудования, правильность его эксплуатации, участие в хирургических операциях, подготовка и учет расхода медицинских препаратов для наркоза, контроль за состоянием больного во время оперативного вмешательства и послеоперационный период и. т.д.
Таким образом, указанными документами подтверждается, что в спорные периоды работы (ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) истица осуществляла свою трудовую деятельность в должности медицинской сестры палатной в отделении реанимации, которое в последующем было переименовано в отделение анестезиологии и реанимации. При этом функциональные и должностные обязанности истицы не изменялись.
Из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 N 81-О, вытекает, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Суд приходит к выводу о тождественности выполняемой истицей трудовой функции «медицинской сестры палатной» реанимационного отделения и отделения анестезиологии и реанимации, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с зачетом спорного периода в льготном исчислении. Указанная должность поименована в соответствующем отделении Списков № №, №, №, соответственно имеются основания для их зачета в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев.
Суд также соглашается с доводами истца относительно необходимости включения периодов отпусков без сохранения заработной платы в льготный стаж: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 г. (далее по тексту - Правила) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
В силу статьи 173 ТК РФ предоставление дополнительного отпуска работникам, совмещающим работу с учебой, является гарантией сохранений трудового стажа, места работы работника, сохранения за работником средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов и этот период трудовой деятельности должен учитываться при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 148 от 24 июня 1974 г. "Об оплачиваемых учебных отпусках" период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений.
Как предусматривают указанные Рекомендации, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Исходя из указанных правовых норм, периоды нахождения в учебных отпусках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель обязан производить отчисления по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения страховой пенсии по старости.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ АЦРБ, истец находился в учебных отпусках: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ;
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (приказ 903 от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме того, из справки от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждено, что ГБУЗ АЦРБ начислены и перечислены истцу суммы за дополнительные учебные отпуска по периодам: сентябрь 2008 – 5196,74 рубля за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; май 2009 – 11511,08 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; ноябрь 2009 – 6822,49 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; май 2010 – 15725,08 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; октябрь 2010 – 12147,68 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; сентябрь 2011 – 12343,43 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, январь 2012 – 56727,96 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Полученный диплом также подтверждает факт получения образования в период работы.
Поскольку период нахождения в учебных отпусках приравнивается к работе, во время исполнения которой работник проходил обучение, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.
Относительно требований истца о включении в специальный стаж праздничных дни в Республике Башкортостан (Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, День Конституции РБ, День Республики) в количестве 57 дней.
Конституцией Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации (статья 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72), а также полномочия субъектов Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения (статья 73).
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Сфера защиты прав и свобод человека и гражданина, трудовое законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (пункты "б", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Из статьи 73 Конституции Российской Федерации следует, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
По смыслу статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации федеральный законодатель, осуществляя правовое регулирование по вопросам, относящимся к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, вправе определять компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения, равно как и устанавливать принципы разграничения предметов ведения и полномочий (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 января 1998 г. N 1-П).
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений определены Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Согласно пункту 7 статьи 4 названного Федерального закона по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от 27.02.1992 N ВС-10/21 "О праздничных и памятных днях в Республике Башкортостан" в Республике Башкортостан нерабочими праздничными днями являются, в частности, день Республики – 11 октября, Ураза-байрам и Курбан-байрам, приходившиеся на указанный выше спорный период. До 14.12.2009 года к нерабочим праздничным дням относилось 124 декабря – День Конституции РБ (Закон РБ от 02.12.2009 N 186-з).
В статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены праздничные дни, отмечаемые на всей территории Российской Федерации. Однако каждый регион Российской Федерации имеет свои национальные, исторические, религиозные и иные особенности и традиции, поэтому, правоотношения, связанные с этими особенностями и традициями, не могут быть урегулированы на федеральном уровне.
Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положение о том, что установление нерабочих праздничных дней является исключительной компетенцией федеральных органов государственной власти.
Издание нормативных правовых актов о нерабочих праздничных днях, исходя из указанных особенностей и традиций того или иного субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному законодательству о нерабочих праздничных днях.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 приведенных выше Правил, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
В силу статьи 106 Трудового кодекса Российской Федерации временем отдыха является время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.
В соответствии со статьей 107 Трудового кодекса РФ нерабочие праздничные дни являются временем отдыха.
Согласно статье 113 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, прямого указания на возможность включения в специальный стаж периодов нерабочих праздничных дней, в том числе установленных в субъектах Российской Федерации, равно как и выходных дней, не является основанием для исключения данных периодов из стажа на соответствующих видах работ.
Соответственно, нерабочие праздничные дни, приходящиеся в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на Ураза-Байрам, Курбан-Байрам, День Конституции РБ, День Республики Башкортостан в количестве 57 дней подлежат включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Рысьяновой Л.Р. (паспорт № выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по РБ) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения периодов в стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда России по Республике Башкортостан включить Рысьяновой Л.Р. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы:
- ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности медицинской сестры отделения анестезиологии и реанимации как один год работы за год и шесть месяцев;
- периоды отпусков без сохранения заработной платы считать дополнительными учебными отпусками и включить в льготный стаж: ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ;
- нерабочие праздничные дни Республики Башкортостан в количестве 57 дней; 22.02.2002г. - Курбан байрам, 11.10.2002г. - День Республики Башкортостан, 05.12.2002г. - Ураза Байрам, 24.12.2002г. - День Конституции РБ, 11.02.2003г. - Курбан байрам, 11.10.2003г. - День Республики Башкортостан, 25.11.2003г. - Ураза Байрам, 24.12.2003г. - День Конституции РБ, 01.02.2004г. - Курбан байрам, 11.10.2005г. - День Республики Башкортостан, 14.11.2005г. – Ураза Байрам, 24.12.2005г. - День Конституции РБ, 23.11.2006г. - Ураза Байрам, 10.01.2006г. - Курбан байрам, 11.10.2006г. - День Республики Башкортостан, 24.12.2016г. - День Конституции РБ, 12.10.2007г. - Ураза Байрам, 11.10.2007г. - День Республики Башкортостан, 20.12.2007г. - Курбан байрам, 24.12.2007г. - День Конституции РБ, 09.09.2010г. - Ураза Байрам, 16.11.2010г. - Курбан байрам, 11.10.2010г. - День Республики Башкортостан, 30.08.2011г. - Ураза Байрам, 06.11.2011г. - Курбан байрам, 11.10.2011г. - День Республики Башкортостан, 19.08.2012г. - Ураза Байрам, 25.10.2012г. - Курбан байрам, 11.10.2012г. - День Республики Башкортостан, 08.08.2013г. - Ураза Байрам, 15.10.2013г. - Курбан байрам, 11.10.2013г. - День Республики Башкортостан, 11.10.2015г. - День Республики Башкортостан, 05.07.2016г. - Ураза Байрам, 12.09.2016г. - Курбан байрам, 11.10.2016г. - День Республики Башкортостан, 25.06.2017г. - Ураза Байрам, 01.09.2017г. - Курбан байрам, 11.10.2017г. - День Республики Башкортостан, 15.06.2018г. - Ураза Байрам, 21.08.2018г. - Курбан байрам, 11.10.2018г. - День Республики Башкортостан, 04.06.2019г. - Ураза Байрам, 11.08.2019г. - Курбан байрам, 11.10.2019г. - День Республики Башкортостан, 24.05.2020г. - Ураза Байрам, З1.07.2020г. - Курбан байрам, 11.10.2020г. - День Республик Башкортостан, 13.05.2021г. - Ураза байрам, 20.07.2021г. - Курбан байрам, 11.10.2021г. - День Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи через Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан апелляционной жалобы.
Председательствующий Д.К. Янузакова