дело № 2-109/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2016 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Теребовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Солодовниковой Л.Б. к Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о признании незаконными действий по удержанию из ежемесячной доплаты к трудовой пенсии налога на доходы физических лиц и взыскании недополученной суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости,
установил:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец замещала должность муниципальной службы, в связи с выходом на пенсию ей назначена ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости, как лицу, замещавшему должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Медвежьегорского района. В период с января 2012 г. по июнь 2015г. ответчик из сумм доплаты к пенсии неправомерно производил удержание налога на доходы физических лиц. Истец просила обязать ответчика не взимать с июля 2015г. с сумм доплаты к пенсии НДФЛ в размере 13%, взыскать с ответчика недополученную сумму доплаты к пенсии за период с июля 2012 по июнь 2015 г. в размере <данные изъяты>., взыскать с ответчика компенсацию неправомерно удержанных сумм доплаты с учетом инфляции за период с июля 2012 по июнь 2015 в размере <данные изъяты>.
В ходе рассмотрения дела истец исковые требования изменила. Окончательно просила признать незаконными действия Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по удержанию из сумм ежемесячной доплаты к пении налога на доходы физических лиц, взыскать с Администрации незаконно удержанную сумму налога на доходы физических лиц за период с июля 2012 г. по декабрь 2015г. в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Солодовникова Л.Б. исковые требования с учетом их изменения поддержала.
Представитель ответчика не явился, извещен, просил рассмотреть дело без своего участия. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика по доверенности Деревягина Е.Ю. исковые требования не признала, пояснив, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, не является социальной доплатой к пенсии и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, следовательно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. В связи с этим в исковой период из ежемесячной доплаты к пенсии Солодовниковой Л.Б. Администрацией правомерно удерживался НДФЛ. Администрация является налоговым агентом, в соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ перечислила в бюджет удержанные суммы НДФЛ. Солодовникова Л.Б. в порядке ст. 231 НК РФ не обращалась в Администрацию с заявлением о возврате излишне удержанной суммы налога. Учитывая, что возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом в течение трех месяцев со дня получения соответствующего заявления, полагала, что истцом пропущен срок обращения с заявлением о возврате НДФЛ, истец может претендовать на возврат излишне удержанного НДФЛ с декабря 2012г.
С учетом надлежащего извещения на основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом на основании объяснений сторон, письменных материалов дела установлено, что Солодовникова Л.Б. замещала должность муниципальной службы в органах местного самоуправления Медвежьегорского района. С 25.01.2006г. Солодовникова Л.Б. является получателем трудовой пенсии по старости. С 24.03.2010 истцу в связи с наличием стажа муниципальной службы определена доплата к трудовой пенсии по старости, размер которой с 01.10.2011 составлял <данные изъяты>., с 01.01.2012 составляет <данные изъяты>.
Факт удержания в исковой период налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты к пенсии Солодовниковой Л.Б. ответчиком не оспаривался.
Согласно справке Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 25.01.2015 за период с июля 2012 по декабрь 2012г. сумма удержанного налога составила <данные изъяты> руб., начиная с 2013г. по 2015г. включительно ежегодно из суммы доплаты Администрацией удерживался налог в размере <данные изъяты> руб. Таким образом, всего за период с июля 2012г. по декабрь 2015г. ответчиком удержан налог на доходы физических лиц из сумм доплаты к пенсии Солодовниковой Л.Б. в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из положений ст. 23 указанного Федерального закона следует, что муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет. Законами субъекта РФ и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии. В силу ст. 24 указанного Федерального закона, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полной мере распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1190-О-О, пенсионное обеспечение за выслугу лет, предусматривающее распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов.
По смыслу приведенных норм, с учетом вышеуказанной позиции Конституционного суда, ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии, как государственным, так и муниципальным служащим, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 НК РФ налогообложению не подлежат пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии муниципального служащего, выплачиваемая за счет средств соответствующего бюджета, является одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет, поэтому не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по удержанию налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты за выслугу лет муниципальным служащим к трудовой пенсии по старости, нельзя признать правомерными, поскольку они противоречат вышеуказанным правовым нормам. При таких обстоятельствах исковые требования Солодовниковой Л.Б, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы ответчика о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципальному служащему не является социальной доплатой к пенсии, не является пенсией за выслугу лет, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и потому подлежит налогообложению, суд во внимание не принимает как не основанные на законе.
Доводы ответчика о несоблюдении истцом порядка обращения за возвратом излишне уплаченного налога суд считает несостоятельными, поскольку НДФЛ был незаконно и излишне удержан по вине Администрации, непосредственно истец уплату налога не производил, в связи с чем положения ст. 231 НК РФ применению не подлежат. Согласно абз. 7 п. 1 ст. 231 НК РФ возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему РФ суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Следовательно, положения ст. 78 НК РФ применяются к отношениям между налоговым агентом и налоговым органом и настоящего спора не касаются. Суд также учитывает позицию налогового органа о неправомерности действий по удержанию НДФЛ из сумм ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим, изложенную в письме от 29.10.2015 (л.д.09-10).
В силу подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» по удержанию из ежемесячной доплаты к пенсии Солодовниковой Л.Б. налога на доходы физических лиц.
Взыскать с Администрации Муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» в пользу Солодовниковой Л.Б. недополученную за период с июля 2012 года по декабрь 2015 года включительно сумму ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет составлено 08 февраля 2016 года.
Судья Ерохова Л.А.