Дело № 2а-1619/2020
74RS0028-01-2020-002053-79
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 июня 2020 года Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего Цивилевой Е.С.,
при секретаре Соловьевой А.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени РЅР° налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области (далее РїРѕ тексту – РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области) обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени РЅР° налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц. Р’ обоснование требований указано, что Р·Р° административным ответчиком числится задолженность РїРѕ пени РЅР° налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц Р·Р° 2013 РіРѕРґ. РџСЂРѕСЃРёС‚ восстановить пропущенный процессуальный СЃСЂРѕРє РЅР° взыскание задолженности РїРѕ пени СЃ административного ответчика РІ судебном РїРѕСЂСЏРґРєРµ, взыскать СЃ Толмаковой Рћ.Р’. пени РЅР° налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц РІ СЃСѓРјРјРµ 1270 рублей 70 копеек (Р».Рґ. 4).
Представитель административного истца РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен, ходатайствовал Рѕ рассмотрении дела РІ ее отсутствие (Р».Рґ. 32, 4 РѕР±РѕСЂРѕС‚).
Административный ответчик Толмакова Рћ.Р’. РІ судебное заседание РЅРµ явилась, извещена (Р».Рґ. 33). Представила возражения РЅР° РёСЃРє, РІ которых просила РІ удовлетворении административных исковых требований РњРФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области отказать РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Рсследовав материалы дела РІ судебном заседании Рё оценив РёС… РІ совокупности, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу РѕР± отказе РІ удовлетворении заявленных административным истцом требований РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° обращения РІ СЃСѓРґ, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· следующего.
Статья 57 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ч. 2 этой же статьи, если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
Статья 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье – заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В судебном заседании установлено, что Толмакова О.В. являлась плательщиком налога на доходы физических лиц (л.д. 14-15).
26 сентября 2014 года в адрес Толмаковой О.В. направлено требование НОМЕР, согласно которому, по состоянию на 11 сентября 2014 года административный ответчик имеет задолженность по уплате налога на доходы физических лиц в сумме 55000 рублей, пени – 1270 рублей. Срок исполнения требования до 01 октября 2015 года (л.д. 10-11, 12).
14 октября 2019 года административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 г. Копейска Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Толмаковой О.В. указанной выше задолженности (л.д. 24-27).
Судебный приказ был выдан заявителю 14 октября 2019 года, а впоследствии 29 октября 2019 года отменен в связи с поступлением возражений Толмаковой О.В. (л.д. 6, 28-29).
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В силу абз. 2, 3 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Административный истец заявил о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по пени.
Судебный приказ Рѕ взыскании СЃ Толмаковой Рћ.Р’. пени отменен 29 октября 2019 РіРѕРґР°, РїСЂРё этом РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј РњРФНС в„– 10 Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Челябинской области обратилось РІ СЃСѓРґ 18 мая 2020 РіРѕРґР° (Р».Рґ. 6).
Ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока, административный истец доказательств того, что инспекция была лишена возможности своевременно обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа ввиду наличия объективных (независящих от налогового органа) причин, которые могли быть расценены судом как уважительные, последней не представлено.
Принудительное взыскание налога, пени, штрафов за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с действующим законодательством осуществляться не может.
Поскольку судом в судебном заседании установлен факт пропуска административным истцом без уважительных причин срока обращения в суд, в удовлетворении заявленных требований следует отказать без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Р’ удовлетворении административных исковых требований Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 10 РїРѕ Челябинской области Рє Толмаковой Рћ.Р’. Рѕ взыскании задолженности РїРѕ пени РЅР° налог РЅР° РґРѕС…РѕРґС‹ физических лиц отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Копейский городской суд Челябинской области.
Председательствующий: