К делу № 2-781/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«14» сентября 2015 г. Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе:
судьи Ивановой С.В.
при секретаре Носковой С.О.
с участием представителя истца по доверенности Кирилловой М.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чемерис Е.И. к ИФНС России по г. Новороссийску, администрации муниципального образования город Новороссийск о признании фактически принявшей наследство, признании право собственности на квартиру и земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Истец Чемерис Е.И. через представителя по доверенности Кириллову М.Н. обратилась в суд к ответчику ИФНС России по г. Новороссийску с исковым заявлением о признании фактически принявшей наследство, признании право собственности на квартиру и земельный участок с требованиями признать ее фактически принявшей наследство на <адрес> общей площадью 54,3 кв.м., земельный участок № общей площадью 307 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>; признать за ней право собственности на указанные квартиру и земельный участок.
В обоснование искового заявления указала, что ее муж ФИО3, умерший 23.06.2014 года, являлся собственником 1\2 доли жилого дома общей площадью 98 кв.м., жилой 53.1 кв.м. и земельного участка общей площадью 602 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Другим участником общей долевой собственности являлась ФИО11
Наследниками после смерти мужа являются она, Чемерис Е.И., и две их дочери ФИО15 и ФИО14
В установленном законом порядке она обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследстве, дочери с заявлением об отказе от наследства в ее пользу, однако получить свидетельство о праве на наследство по закону она не может. Определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено право общей долевой собственности ФИО3 и ФИО11 в отношении жилого дома и земельного участка. ФИО3 была выделена в собственность <адрес> общей площадью 59,9 кв.м. и земельный участок № общей площадью 307 кв.м., ФИО11 –<адрес> по этому же адресу общей площадью 38, 1 кв.м. и земельный участок № общей площадью 295 кв.м. Они стали заниматься сбором документов для оформления в установленном порядке права собственности на квартиры и земельные участки. ФИО3 успел получить только кадастровый и технический паспорта, остальные документы в связи с тяжелой болезнью оформить не успел, умер. Указанные документы получила и ФИО11 Таким образом, нотариус мог выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону только на 1\2 доли жилого дома и земельного участка, т.к. при жизни ФИО3 не успел получить свидетельство о государственной регистрации права на выделенную ему квартиру и земельный участок. Однако, на основании такого свидетельства ей не представится возможным зарегистрировать перешедшее к ней по наследству право собственности на долю жилого дома и земельный участок, т.к. уже были получены кадастровые паспорта на квартиры.
После смерти мужа она фактически приняла наследство в виде квартиры и земельного участка, а именно, принимает меры по сохранения наследственного имущества, за свой счет несет расходы по его содержанию, живет в наследственной квартире, производит оплату коммунальных платежей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кириллова М.Н. иск поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила.
Представитель ответчика ИФНС России по г. Новороссийску в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель администрации муниципального образования город Новороссийск, привлеченной судом к участию в деле в качестве соответчика, извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, письменных возражений по существу спора не представил.
Третьи лица ФИО14, ФИО15 в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие, и указали, что не возражают против удовлетворения иска их матери Чемерис Е.И.
Представитель третьего лица Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, отдел по г. Новороссийску, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в отсутствие.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, что подтверждается свидетельством о смерти, выданном отделом ЗАГС <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
На имя умершего ФИО3 на праве общей долевой собственности числится жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Вместе с тем, определением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года утверждено мировое соглашение, заключенное между ФИО3и ФИО11, в соответствии с которым право общей долевой собственности ФИО3 в отношении указанных жилого дома и земельного участка прекращено, произведен реальный их раздел, при котором ФИО3 была выделена в собственность <адрес> общей площадью 59,9 кв.м. и земельный участок № общей площадью 307 кв.м. Однако, зарегистрировать в установленном законом порядке свое право на квартиру и земельный участок ФИО12 не успел в связи с болезнью и наступившей смертью.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 16 января 1996 г. № 1-П, раскрывая конституционно-правовой смысл права наследования, предусмотренного статьей 35 (частью 4) Конституции РФ и урегулированного гражданским законодательством, отметил, что оно обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим, имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (части 2) Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии со статьей 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В состав наследства согласно статье 1112 ГК РФ входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
ФИО3 при жизни не распорядился своим имуществом на случай смерти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145, 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Истец Чемерис Е.И. является супругой ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака, ФИО14, ФИО15 – его детьми, которые отказались от своей доли наследства в пользу матери Чемерис Е.И.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом установлено, что Чемерис Е.И. приняла часть причитающегося ей по закону наследства в виде прав на денежные средства (дивиденты) в ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», автомобиля марки Хонда HR-V, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, акций ОАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов», а также фактически вступила во владение и управление наследственным имуществом в виде <адрес> общей площадью 54,3 кв.м., кадастровый №, земельного участка площадью 307 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.
Это нашло свое подтверждение в объяснениях заявителя, материалах дела.
Поэтому следует считать Чемерис Е.И. фактически принявшей наследство, открывшееся после смерти мужа ФИО3 в виде указанной квартиры и земельного участка, ее требования об этом удовлетворить.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Поэтому за Чемерис Е.И. как за наследником по закону, следует признать право собственности на наследство, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из <адрес> общей площадью 54,3 кв.м., кадастровый №, земельного участка площадью 307 кв.м., являющегося частью земельного участка с кадастровым номером № в границах, описанных в определении Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении мирового соглашения, заключенного между участниками общей долевой собственности ФИО3 и ФИО11
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Чемерис Е.И. к ИФНС России по <адрес>, администрации муниципального образования <адрес> о признании фактически принявшей наследство, признании право собственности на квартиру и земельный участок – удовлетворить.
Признать ФИО4 фактически принявшей наследство, открывшееся после смерти мужа ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ, в виде <адрес> общей площадью 54,3 кв.м., кадастровый №, земельный участок площадью 307 кв.м., являющийся частью земельного участка с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО4 право собственности на расположенные по адресу: <адрес>: <адрес> общей площадью 54,3 кв.м., кадастровый №, земельный участок площадью 307 кв.м., являющийся частью земельного участка с кадастровым номером № в границах: в месте пересечения границы участка по фасаду и межи с участком № и далее по меже с участком № ломаная линия -12,96м+3,08м+1,57м+1303м; далее по меже противоположной фасаду ломаная линия - 4,90м+0,27м+6,79м; далее справа по границе раздела участка ломаная линия – 3,99м+0,60м+9,32м+2.29м+0,26м+0,38м и далее по ограждающим конструкциям лит.лит. «а4», «а3», «А1», «А» ломаная линия -0,3м+0,79м+8,07м+3,64м+1,30м+2,220м+0,30м+7,55м+4,15м+0,12м, от стены лит. «А» -2,79м, далее по границе участка с фасада по <адрес> в сторону участка № – 1,40м, исключив из числа их собственников, ФИО5.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Иванова С.В.
Решение в окончательной форме принято 21.09.2015 года