УИД 11 RS0001-01-2020-012564-86 Дело № 2а-7091/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 сентября 2021 года г. Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
Председательствующего судьи Леконцева А.П.
с участием административного истца Ордина А.К.,
представителя административного ответчика Майбурова А.А., действующей на основании доверенности от 02.04.2021,
при секретаре Гут Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ордина ФИО1 к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, Военному комиссариату Республики коми о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, признания незаконными действий военного комиссариата по организации призыва на военную службу
УСТАНОВИЛ
Ордин А.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой от 30.04.2021 № 1АГС, признания незаконными действий военного комиссариата по организации призыва на военную службу, указав в обосновании требований о несогласии с решением поскольку имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Определением от 15.09.2021 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Военный комиссариат Республики Коми.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, указав, что призывная комиссия должна обосновать свои выводы, на заседании комиссии председатель изучил дело призывника и на основании исследованных документов ему было отказано. В поданном в комиссию заявлении он указывал, что не будет брать в руки оружие, поскольку все можно решить мирным путем. Диалога с комиссией не было. Дополнительных документов комиссии он не представлял, явку лиц на комиссию не обеспечил.
Представитель административного ответчика требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу названой нормы и положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления незаконными, необходима следующая совокупность: признание таких решения, действий (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. В названной статье Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации на замену военной службы альтернативной гражданской службой, случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы.
Из положений Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" следует, что гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: - несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; - он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 2);
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией принято соответствующее решение (т. 3);
Глава 2 названного Федерального закона посвящена организации направления граждан на альтернативную гражданскую службу, в частности направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает: - подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой; - рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене; - явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу; - явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы (ст. 10).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 113-ФЗ граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию (ч. 1);
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию (ч. 2).
Согласно ст. 12 Закона заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
В силу части 2 названной нормы, призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: - выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; -анализа документов, представленных гражданином; - анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения) (ч. 3).
Часть 4 ст. 12 Закона содержат основания отказа гражданину в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в частности, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
При принятии в отношении гражданина решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, такой гражданин подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (ч. 7).
По обстоятельствам дела установлено, что 01.03.2021 Ордин А.К. обратился в военный комиссариат г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой по основанию того, что несение военной службы противоречит его убеждениям, формирование которых происходило на протяжении длительного времени с указанием сведений о гражданах, которые могут подтвердить достоверность его доводов.
Военный комиссаром г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Коркеросского районов Республики коми Ордин А.К. приглашен на заседание призывной комиссии для рассмотрения его заявления на 30.04.2021 в 14 час.
По результатам рассмотрения заявления призывной комиссией 30.04.2021 принято решение отказать в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на основании п. 4 ст. 12 Федерального закона № 113-ФЗ с указанием на то, что характеризующие документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию. Решение членами призывной комиссии принято единогласно.
В силу ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 3) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пункте 1 части 9 названной нормы возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Вместе с тем, оспаривая принятое призывной комиссией решение, административный истец не привел относимых, допустимых и достаточных доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов решением призывной комиссии.
При рассмотрении его заявления призывная комиссия руководствовалась имеющими в личном деле призывника документами и приложенными к заявлению о замене военной службы документами – автобиографией, характеристикой. В частности, в листе изучения призывника от 21.01.2016 года отражено его положительное отношение к военной службе и желание пройти обучение в ДОСААФ на водителя. В аналогичном документе от 26.04.2017 отношение к военной службе нейтральное.
Иных данных в обосновании серьезности и стойкости убеждений административного истца, которые могли бы доказать что такие убеждения сложились на протяжении длительного времени, как противоречащие существу несения военной службы, административным истцом в ходе заседания комиссии не представлено, как не обеспечена и явка граждан на заседание призывной комиссии, которые могли бы подтвердить достоверность его доводов.
При таких обстоятельствах, законность и обоснованность оспариваемого решения призывной комиссии сомнений не вызывает.
При этом доводы административного истца об отсутствии диалога между ним и членами призывной комиссии по мнению суда являются субъективным мнением самого административного истца и не являют на законность оспариваемого решения. Напротив сам административный истец, будучи своевременно и надлежаще извещенным о дате рассмотрения его заявления не предпринял никаких действий по предоставлению призывной комиссии всей совокупности доказательств в обосновании своих доводов.
Поскольку при рассмотрении дела не установлено наличие необходимой совокупности для признания решения незаконным, административное исковое заявление Ордина А.К. суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
Административное исковое заявление Ордина ФИО2 к Призывной комиссии МО ГО «Сыктывкар», Военному комиссариату г. Сыктывкара, Сыктывдинского и Корткеросского районов Республики Коми, Военному комиссариату Республики Коми о признании незаконным решения об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой от 30 апреля 2021 № 1/АГС, признания незаконными действий военного комиссариата по организации призыва на военную службу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 20 сентября 2021.
Судья А.П. Леконцев