Дело № 33-11006/2023
Судья Крымских Т.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Пермь 05 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Бабиновой Н.А.,
судей Заривчацкой Т.А., Мухтаровой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ландышевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1168/2023 по иску Соликамского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней Ю. к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края, Министерству социального развития Пермского края о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе Министерства социального развития Пермского края на решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023.
Заслушав доклад судьи Мухтаровой И.А., пояснения прокурора Цилинской Ю.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Соликамский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов несовершеннолетней Ю., дата года рождения с исковым заявлением к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края и Министерству социального развития Пермского края с требованием о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указал, что Соликамской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации при осуществлении Межрайонным территориальным управлением № 7 Министерства социального развития Пермского края государственного управления в сфере предоставления гарантий социальной защиты отдельным категориям населения края по вопросам социальной поддержки, социального обслуживания и социальной помощи, в том числе по обеспечению инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно.
Проверкой установлено, что 06.06.2022 проведена медико-социальная экспертиза гражданина (№ 689.9.59/2022), по результатам которой Ю. признана ребенком-инвалидом, ей была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПРА) № 620.9.59/2022, которой Ю. признана нуждающейся в получении ТСР в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа).
12.10.2022 законным представителем Ю. – Ю. было подано заявление о предоставлении ей технического средства реабилитации в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа) на основании пункта 2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198.
Ю. поставлена в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.
На момент проверки Ю. техническими средствами реабилитации не обеспечена.
Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края прокурору предоставлен ответ, согласно которому отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обуславливается отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.
С учетом уточнения исковых требований прокурор просил обязать МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края обеспечить несовершеннолетнюю Ю., дата года рождения техническим средством реабилитации – стулом для ванны (душа) в срок до 01.09.2023, а также в срок до 01.07.2023 обязать Министерство социального развития Пермского края обеспечить финансирование указанных мероприятий в необходимом объеме.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 исковые требования удовлетворены.
С постановленным решением не согласен ответчик Министерство социального развития Пермского края в апелляционной жалобе просит его отменить в части удовлетворенных требований к указанному ответчику. В обоснование доводов жалобы ссылаются на то, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что согласно приказа Министерства от 17.05.2023 № 33-01-03-361 «О внесении изменений в лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятия «Обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не предусмотренными федеральным перечнем технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам бесплатно» на 2023-2025 годы, утвержденных приказом Министерства от 20.12.2022 № 33-01-03-1208 Министерством осуществлено финансирование для приобретения технических средств реабилитации. Полагает, что права Ю. не нарушены, поскольку на момент принятия судом решения Министерство социального развития Пермского края обеспечило финансированием МТУ № 7 Министерства социального развития Пермского края в полном объеме для предоставления технического средства реабилитации.
В возражениях на доводы апелляционной жалобы Соликамский городской прокурор полагает решение не подлежащим отмене, поскольку права инвалида Ю. были восстановлены 01.06.2023, то есть после постановленного судом решения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Целинская Ю.А. указала на отсутствие оснований к отмене оспариваемого решения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, ходатайств об отложении дела не заявляли.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть жалобу при имеющейся явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения в порядке, установленном гл. 39 ГПК РФ, с учетом п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу положений ст. 11.1 приведенного Федерального закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Согласно п. 1.2 Приказа Министерства социального развития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198 следует, что техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами, не входящими в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, обеспечиваются инвалиды I, II, III групп, дети-инвалиды.
В соответствии с положениями п. 1.4 названного Приказа обеспечение инвалидов, детей-инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет бюджета Пермского края.
На основании п. 1.5 Приказа Межрайонные территориальные управления Министерства социального развития осуществляют постановку инвалидов, детей-инвалидов на учет для предоставления технических средств реабилитации, ведение реестра заявившихся на технические средства реабилитации инвалидов, детей-инвалидов, представление в Министерство списка инвалидов, детей-инвалидов, подавших заявление на получение технических средств реабилитации, с указанием заявленного средства реабилитации 1 раз в квартал, закуп технических средств реабилитации в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в пределах лимитов бюджетных обязательств в соответствии с региональным перечнем, выдачу технических средств реабилитации.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 06.06.2022 была проведена медико-социальная экспертиза гражданина (№ 689.9.59/2022), по результатам которой Ю. дата года рождения признана ребенком-инвалидом, ей была составлена индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (ИПРА) № 620.9.59/2022, которой Ю. дата года рождения признана нуждающейся в получении ТСР в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа).
12.10.2022 законным представителем Ю. дата года рождения – Ю. было подано заявление о предоставлении ей технического средства реабилитации в виде кресла, табурета, сиденья для ванны (душа) на основании п. 2.2 Приказа Минсоцразвития Пермского края от 17.02.2014 № СЭД-33-05-59-198.
Ю. поставлена в очередь для получения технических средств реабилитации, не предусмотренных федеральным перечнем ТСР, предоставляемых бесплатно на основании индивидуальной программы реабилитации (абилитации) за счет средств бюджета Пермского края.
На момент прокурорской проверки Ю. техническими средствами реабилитации была не обеспечена.
Соликамской городской прокуратурой 17.03.2023 в адрес руководителя МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов.
МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края 30.03.2023 прокурору направлен ответ, из которого следует, что отсутствие обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации обусловлено отсутствием финансирования со стороны Министерства социального развития Пермского края.
Судом первой инстанции установлено, что на дату рассмотрения гражданского дела Ю. техническими средствами реабилитации – креслом, табуретом, сиденьем для ванны (душа) - не обеспечена, доказательств выделения денежных средств из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий в отношении истца Ю. на момент рассмотрения дела не представлено.
На основании п. 1.7 Положения о Министерстве социального развития Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 7-п и п. 1.5 Положения о Межрайонном территориальном управлении № 7 Министерства социального развития Пермского края, утвержденного приказом Министерства социального развития Пермского края от 25.05.2015 № СЭД-33-01-03-266 – финансирование деятельности Министерства и его территориальных органов осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Согласно положениям ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 3.2. Положения о Министерстве социального развития Пермского края, Министерство осуществляет функции главного распорядителя бюджетных средств бюджета Пермского края и получателя субвенций их федерального бюджета, внебюджетных и иных источников на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Разрешая заявленные исковые требования, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что именно Министерство социального развития Пермского края формирует и утверждает государственное задание МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края, являясь по отношению к учреждению главным распорядителем бюджетных денежных средств, в связи с чем имеются правовые основания для возложения на Министерство социального развития Пермского края обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по устранению нарушений требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при разрешении спора установлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований для удовлетворения исковых требований. Доказательств иного в материалах дела не содержится, суду не представлено.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции.
Учитывая, что на момент обращения с иском в суд отсутствовали сведения о предоставлении Ю. технических средств реабилитации, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении иска, в связи с чем доводы жалобы апеллянта об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края обеспечено финансированием, подлежат отклонению.
Вопреки доводам представителя ответчика об обеспечении финансированием МТУ № 7 Минсоцразвития Пермского края, при рассмотрении дела доказательств, подтверждающих получение Ю. технических средств реабилитации, не представлено.
Судом первой инстанции доводам стороны ответчика дана правильная оценка, с которой коллегия соглашается, поскольку они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, фактически выражают несогласие с выводами суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, - не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Таким образом, мотивы, по которым суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у судебной коллегии не имеется оснований.
01.06.2023 решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 исполнено в полном объеме, с Ю., являющейся законным представителем Ю., заключен договор ** безвозмездного пользования имуществом о передаче ссудополучателю кресла, табурета, сиденья для ванны (душа) в количестве 1 шт. Факт передачи Ю. технических средств реабилитации подтверждается также актом приема-передачи от 01.06.2023. Поскольку Ю. 01.06.2023 технические средства реабилитации получены, решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 не подлежит приведению в исполнение.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 24.05.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Пермского края – без удовлетворения.
Решение суда в исполнение не приводить.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2023 года.