Дело № 2-195/2021
УИД 29RS0005-01-2021-000011-29
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2021 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,
при секретаре Голдобовой Е.Е.,
с участием истца Журавлева Д.С.,
представителя третьих лиц ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области Виноградовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Журавлева Д. С. к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о компенсации морального вреда,
установил:
Журавлев Д.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес>» (далее – ФКУ ОБ УФСИН Р. по <адрес>, Учреждение) о компенсации морального вреда.
Требования мотивировал тем, что прибыл в Учреждение 22 октября 2020 года для прохождения обследования. В период нахождения в больнице писал заявления и жалобы, вместе с тем жалобы в Министерство здравоохранения и прокуратуру г. Архангельска от 28.10.2020 были утеряны, жалоба на имя начальника УФСИН России по Архангельской области от 29.10.2020 была возвращена со ссылкой на то, что корреспонденция должна отправляться за счет осужденных. На основании изложенного, полагая нарушенным конституционное право на отправку корреспонденции, просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 30 000 руб.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России.
Журавлев Д.С. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель третьих лиц УФСИН России по Архангельской области, ФСИН России Виноградова Е.В. в суде с иском не согласилась, ссылаясь на отсутствие доказательств незаконности действий сотрудников Учреждения и причинения истцу морального вреда.
Ответчик ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области в суд своих представителей не направил, в предварительном судебном заседании представитель Учреждения Радченко О.В. просил в удовлетворении иска отказать по доводам представленных возражений.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Рассмотрев заявленные требования, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с абз. 1 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные права, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 4 п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторых вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причинены действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, или нарушающими его личные неимущественные права либо нарушающими имущественные права гражданина.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (ст. 1064 ГК РФ).
Статьей 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, из буквального содержания приведенных положений закона следует, что компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. При этом необходимо установление совокупности юридических фактов: противоправность действий (бездействий) причинителя вреда, его виновность, наличие вреда, прямая причинная связь между действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Журавлев Д.С. в период нахождения в Учреждении с 22.10.2020 по 20.11.2020 отправлял обращения: 26.10.2020 № 935 на имя прокурора Вельского района Архангельской области, 30.10.2020 № 955 в прокуратуру Архангельской области через почтовый ящик, расположенный на локальном участке лечебного отделения (терапевтическое). В день отправления письма переданы сотрудниками Учреждения оператору связи – почтовое отделение № 50 Почта России. Данные обстоятельства подтверждаются журналом учета заявлений № 164 и списком простых отправлений от 26.10.2020 и 30.10.2020. Иных обращений, жалоб от истца в указанный период не поступало.
Также истец единожды обратился с устным заявлением к администрации Учреждения по вопросу ознакомления с исходящим номером отправленной корреспонденции 30.10.2020. В этот же день Журавлев Д.С. был ознакомлен с соответствующим номером, о чем сделана запись в журнале начальником отдела специального учета Учреждения Гавриловой О.О.
Вопросы отправления корреспонденции лиц, находящихся в исправительных учреждениях, урегулированы Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295. Согласно п. 54 Правил получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества. Переписка между осужденными, содержащимися в разных ИУ, осуществляется с разрешения администрации в установленном порядке.
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (п. 55 Правил).
В силу п. 58 Правил получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Письма, почтовые карточки и телеграммы осужденные отправляют и получают за счет собственных средств.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено ГПК РФ.
Судом истцу предлагалось представить доказательства причинения морального вреда в результате действий сотрудников Учреждения.
Вместе с тем в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ данные доказательства истцом суду не представлены.
Имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют о соответствии действий сотрудников Учреждения по направлению корреспонденции Журавлева Д.С. вышеназванным требованиям.
Просмотр видеозаписи с видеорегистраторов, установленных в дежурной части на посту видеоконтроля, за октябрь 2020 года в настоящее время невозможен, поскольку срок хранения архива на основании Приказа Минюста России от 17.06.2013 № 94 составляет 30 суток. Согласно пояснениям истца с заявлениями о сохранении видеозаписи он не обращался.
К показаниям свидетелей ****** суд относится критически, поскольку они не являлись очевидцами отправления обращений Журавлева Д.С. Все обстоятельства по делу известны им со слов истца.
Свидетель ****** работает в Учреждении лишь с 09.12.2020, поэтому смог пояснить порядок отправления корреспонденции осужденных, установленный в ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, безотносительно к почтовым отправлениям истца.
Свидетель ****** ******, что 30 октября 2020 года вызывала осужденного Журавлева Д.С. для ознакомления по его личному заявлению с исходящим номером отправленной корреспонденции, который проставляется на копии закрытого конверта. Возврат письма по причине отсутствия денежных средств у осужденного невозможен, поскольку в данном случае отправка производится за счет федерального бюджета. Каких-либо жалоб по факту необоснованного возврата или утери корреспонденции от Журавлева Д.С. не поступало.
Свидетель предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, ее показания последовательны, непротиворечивы, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами, оснований не доверять показаниям ****** у суда не имеется.
Оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, на основании установленных в судебном заседании данных суд приходит к выводу о том, что причинение вреда, противоправность действий сотрудников ФКУ ОБ УФСИН России по Архангельской области, причинно-следственная связь между их действиями и наступившими негативными последствиями не доказаны. Вина ответчика в причинении истцу нравственных и физических страданий судом не установлена.
При таких обстоятельствах, учитывая приведенные нормы права, основания для компенсации морального вреда отсутствуют.
Таким образом, исковое заявление Журавлева Д.С. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Журавлева Д. С. к Федеральному казенному учреждению «Областная больница Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» о компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий Л.А. Шарпалова