№ 33 - 3934/2023
№ 2 - 790/2023 (номер дела, присвоенный судом первой инстанции)
Судья Делидова П.О.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 20 апреля 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Рубан О.Н.,
судей Безматерных О.В., Цыбиной И.Н.
при секретаре Зайцевой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мизиревой Елизаветы Вячеславовны к администрации города Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение, по апелляционной жалобе администрации города Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2023 года,
заслушав доклад судьи Рубан О.Н., объяснения истца, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Мизирева Е.В. обратилась в суд с иском к администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для проживания, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам, за счет субвенций, перечисленных в бюджет муниципального образования «город Пермь» для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 5-7).
В обоснование исковых требований указано, что Мизирева Е.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, передана на воспитание опекуну, поскольку мать лишена родительских прав. На основании решения Ленинского районного суда г. Перми от 26.05.2015 Мизирева Е.В. включена в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края. До настоящего времени жилое помещение не предоставлено.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18.01.2023 исковые требования удовлетворены (л.д. 52-53).
В апелляционной жалобе администрация г. Перми просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что нарушены нормы материального и процессуального права. Ссылаясь на то, что финансирование расходов на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств бюджета Пермского края в форме субвенций, ответчик полагает, что отсутствие соответствующих субвенций является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Мизиревой Е.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Мизирева Е.В. просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Администрация города Перми, Управление жилищных отношений, Министерство социального развития Пермского края о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, их представители не явились, об отложении дела не просят.
Представители Управления жилищных отношений администрации г. Перми, Министерства социального развития Пермского края просят рассмотреть дело в их отсутствие (заявления).
С учетом требований ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п.8).
Согласно ч.1 ст.3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обязанность по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключению договоров найма специализированного жилого помещения возлагается на органы местного самоуправления.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Постановлением Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670-п утвержден Порядок предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, согласно которого:
1.4. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям: жилое помещение предоставляется в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 19.06.2018 N 322-п, от 01.06.2022 N 464-п); жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта в соответствии с законодательством Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.06.2022 N 464-п).
Из материалов дела следует, что Мизирева Е.В., ** года рождения, на дату обращения в суд с настоящим иском 11.11.2022 достигла 18-летнего возраста, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать М. решением Свердловского районного суда города Перми от 10.06.2003 лишена в отношении Мизиревой Е.В. родительских прав, умерла 29.01.2019 (л.д. 11), а сведения об отце указаны в актовой записи о рождении со слов матери (л.д. 37-оборот), в связи с чем на основании постановления главы администрации Свердловского района города Перми от 11.07.2003 № 828 в отношении несовершеннолетней установлена опека, опекуном назначена Б., за несовершеннолетней сохранено право пользования двухкомнатной квартирой по адресу: **** (л.д. 38-оборот).
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 26.05.2015 за Мизиревой Е.В. признано право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края (л.д. 39-40).
Согласно решению комиссии территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми Мизирева Е.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения (л.д. 36-оборот).
Исполняющим обязанности заместителя начальника территориального управления Министерства социального развития Пермского края по городу Перми установлен факт невозможности проживания в квартире по адресу: город Пермь ул. ****, поскольку площадь, приходящаяся на одно лицо, менее учетной нормы (л.д. 37).
В соответствии с копией паспорта гражданина Российской Федерации Мизирева Е.В. с 25.10.2022 зарегистрирована по адресу: г. Пермь, ул. **** (л.д. 13 оборот).
Жилых помещений на праве собственности Мизирева Е.В. не имеет, что подтверждается сведениями, предоставленными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, доказательств обратного ответчиком не представлено, в судебном заседании не исследовалось (л.д. 49).
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт того, что на момент рассмотрения настоящего дела Мизирева Е.В. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма и по договору найма специализированного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об удовлетворении исковых требований.
Суд первой инстанции верно руководствовался положениями статьи 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой, органы местного самоуправления наделены следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения.
Суд пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что поскольку в настоящее время действующим законодательством обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа возложена на органы местного самоуправления, требования истца о возложении на администрацию города Перми обязанности по предоставлению жилого помещения, являются законными и обоснованными.
При этом, данное жилое помещение должно быть благоустроенным, общей площадью не менее 28 кв.м., отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Перми о недостаточности денежных средств, выделяемых муниципальному образованию для приобретения жилых помещений для граждан указанной категории (субвенций), не влекут отмену решения суда, поскольку не имеют правового значения для разрешения спора.
Истец, относящийся к категории лиц, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть обеспечен жилым помещением при наступлении обстоятельств, с которыми закон связывает реализацию жилищных прав лицами указанной категории посредством предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда. Однако при рассмотрении настоящего дела установлено, что такая обязанность при её наступлении не исполнена ответчиком до настоящего времени.
Мизирева Е.В. имеет право на получение жилого помещения, нуждается в нем, однако в настоящее время реализовать данное право не имеет возможности ввиду ненадлежащего исполнения органом местного самоуправления возложенных на него законом обязанностей по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Перми от 18 января 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Перми - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 апреля 2023 года.