УИД: 23RS0043-01-2023-000424-18
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 апреля 2023 года г. Новороссийск
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Литвинова А.Н.,
при секретаре Тесленок Т.Н., с участием представителей истца и третьего лица, рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2-3328/2022 по иску прокурора г.Новороссийска к <ФИО1 о признании права отсутствующим,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурора г.Новороссийска обратился в суд с иском, в котором просит признать право собственности <ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <адрес>, отсутствующим, признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <адрес>, указать, что решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о государственной регистрации права собственности <ФИО1 и государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В обоснование требований в заявлении указано, что прокуратурой города при изучении материала процессуальной проверки об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, зарегистрированного 24.06.2022 в КУСП № 16786 УМВД России по г. Новороссийску установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№> незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
В судебном заседании помощник прокурора <ФИО3 иск поддержал, ссылаясь на изложенные в нем обстоятельства.
Представитель ответчика <ФИО1 заявил о признании иска.
Представитель третьего лица <ФИО4 просил иск удовлетворить.
Исследовав письменные доказательства, суд находит иск обоснованным.
Из представленных суду документов видно, что прокуратурой города при изучении материала процессуальной проверки об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, зарегистрированного 24.06.2022 в КУСП № 16786 УМВД России по г. Новороссийску установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№> незаконно оформлен в собственность ответчика, поскольку образован в границах ранее учтенных земель федеральной собственности.
Постановлением администрации муниципального образования г. Новороссийск от 02.02.2010 №260 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории в <адрес> <адрес> и принято решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность <ФИО1 для ведения садоводства.
Основанием для принятия вышеуказанного постановления послужило поступившее 10.12.2009 в администрацию города-героя Новороссийска заявление <ФИО1 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка общей площадью 755 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для ведения садоводства.
К указанному заявлению приложены копия паспорта <ФИО1, выписка из протокола заседания правления СНТ «Светлячок» от 20.07.2009, согласно которой <ФИО1 является членом СНТ «Светлячок» с 1997 года и за ней закреплен садовый земельный участок <№>, а также схема расположения земельного участка.
На основании вышеуказанного постановления кадастровым инженером <ФИО5 в Новороссийский филиал ФГУ «Земельная кадастровая палата» Краснодарского края подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка с приложением подготовленного межевого плана, по результатам рассмотрения которого сотрудниками кадастровой палаты осуществлен государственный кадастровый учет данного земельного участка с присвоением ему кадастрового номера <№>.
Впоследствии, 06.08.2010 в Новороссийский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю поступило заявление <ФИО1 о регистрации права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером <№> с приложением кадастрового паспорта данного земельного участка, а также постановления администрации города от 02.02.2010 №260. По результатам рассмотрения указанного заявления государственным регистратором осуществлена государственная регистрация права собственности <ФИО1 в отношении вышеуказанного земельного участка, о чем в Едином государственном реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена соответствующая запись <№> от 06.08.2010.
Вместе с тем, проведенными сотрудниками органов внутренних дел следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что представленная в орган местного самоуправления с заявлением о выделении земельного участка выписка из протокола заседания правления СНТ «Светлячок» от 20.07.2009, согласно которой <ФИО1 является членом СНТ «Светлячок» с 1997 года и за ней закреплен садовый земельный участок <№>, является заведомо подложным документом.
Согласно указанной выписке на заседании правления СНТ «Светлячок» присутствовали <ФИО6, <ФИО7, <ФИО8
Согласно объяснениям <ФИО9 и <ФИО7 от 27.05.2022, членами правления СНТ «Светлячок» 20.07.2009 они не являлись, в каких-либо заседаниях по выделению земельных участков не участвовали, никаких документов не подписывали. Почему <ФИО6 включил их фамилии в вышеуказанную выписку им не известно.
Согласно протоколу опроса <ФИО1 от 26.05.2022, она в администрацию муниципального образования г. Новороссийск с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась, членом СНТ «Светлячок» не являлась.
Садовое некоммерческое товарищество «Светлячок», организованно трестом «Крайрембытстрой», зарегистрировано Решением исполнительного комитета Октябрьского районного совета народных депутатов г. Новороссийска Краснодарского края от 19.04.1989 № 76-38, перерегистрировано постановлением главы администрации Приморского района г. Новороссийска Краснодарского края от 12.08.1994 №111-п (ОГРН 1062315053680).
На основании Государственного акта серии A-I № 313866 от 06.02.1989 за РСУч-86 «Краснодарремтройбыт» закреплено в бессрочное и бесплатное пользование 2,54 га земли, согласно плану землепользования, для организации коллективного садоводства.
Согласно плану развития земельного участка садоводческого товарищества «Светлячок» в районе с. Мысхако, «Палагина щель», представленного в прокуратуру города отделом по г. Новороссийску ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ», земельный участок <№> в границах садового товарищества отсутствует.
Земельный участок с кадастровым номером <№> расположен за границами предоставленного для садоводства земельного участка, на землях лесного фонда.
По информации Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 13.05.2022 № 202-06-2-06-129/22 земельный участок с кадастровым номером <№>, пересекает земли лесного фонда в квартале 101А Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
По информации Новороссийского лесничества - филиала ГКУ КК «Комитет по лесу» от 29.06.2022 № 620, государственными лесными инспекторами при проведении камеральных работ, согласно данным публичной кадастровой карты и материалов лесоустройства 1997 года установлено, что земельный участок с кадастровым номером <№>, имеет полное наложение на земли лесного фонда в квартале 101А части выдела 12 Шесхарисского участкового лесничества Новороссийского лесничества.
Границы лесничеств (основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов), входящих в Новороссийское лесничество, в соответствии с п. 2 ст. 23, ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 145 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 29.03.2018 № 122, определяются лесоустройством, по итогам которого составляется лесоустроительная документация, включающая карты-схемы границ лесничеств.
Аналогичные положения были предусмотрены ст. 72 ЛК РФ 1997 года, п. 3.8.2 Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утвержденной приказом Рослесхоза от 15.12.1994 № 265.
В частности, на основании плана лесоустройства на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок лесного фонда с условным номером 23-23-21/046/2009-292, площадью 24 088 га, местоположение: Краснодарский край, г. Новороссийск, город-курорт Геленджик, Новороссийское Шесхарисское лесничество, квартал 1А-105А, 1Б-50Б, 1В- 91В, в отношении которого зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином государственном реестре недвижимости сделана.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается ЗК РФ и лесным законодательством.
Частью 1 ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение земель федеральной собственности возможно только при наличии волеизъявления Российской Федерации.
Пунктом 1 ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Исходя из п. 5 ч. 2, ч.ч. 6, 7 ст. 111, п. 3 ч. 2 ст. 23, ч. 1, п. 5 ч. 2, ч. 3 ст. 116 ЛК РФ в случае перевода и включения лесных участков в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых запрещено осуществление деятельности несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Изменение границ земель городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Таким образом, защитные леса, расположенные в Новороссийском лесничестве, после их включения в границы населенного пункта муниципального образования г. Новороссийск, приобрели статус городских лесов, изменение целевого назначения и уменьшения площади которых не допускается. Данный вывод подтвержден Верховным Судом Российской Федерации в определении от 20.05.2015 № 49-АПГ15-5.
Более того, в силу п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, пп. 1, 6 ст. 11 J1K РФ, п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 ЗК РФ, абз. 4 п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации. Аналогичная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.03.2015 № 304-КГ14-9070.
Кроме того, пунктами 1.1, 2, 5 Инструкции по межеванию земель, утвержденной Роскомземом 08.04.1996, предусмотрено, что межевание земель включает подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов; уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых земельных участков о производстве межевых работ; согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ земельного участка с собственниками, владельцами и пользователями размежовываемых земельных участков.
Из пунктов 9.1, 9.2 Инструкции по межеванию следует, что установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежовываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.
После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.
Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежовываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).
Указанные требования Инструкции по межеванию действуют в настоящее время.
Аналогичные положения предусмотрены действующими нормами п. 3 ст. 6 ЗК РФ, ч.ч. 2, 4 ст. 8, ч. 8 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ, ч.ч. 3,11 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», п. 24 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 01.06.2021 № П/0241.
Данными положениями законодательства также предусмотрено, что согласование местоположения границ земельных участков проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности.
Пунктом 2 ст. 9 ЗК РФ установлено, что управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), осуществляет Российская Федерация.
В силу п.п. 1, 4, 5.5 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2004 № 691, Росимущество через свои территориальные органы осуществляет контроль за управлением и распоряжением объектами федеральной собственности, их использованием по назначению и сохранностью.
Аналогичные положения предусматривались п.п. 4, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432, п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Типового положения о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374.
В настоящее время указанные полномочия, предусмотренные п.п. 4, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.17 Положения о межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 № 459, осуществляет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Следовательно, полномочия собственника в части согласования местоположения границ земельных участков, отнесенных к собственности Российской Федерации, относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на управление федеральным имуществом.
В кадастровом деле по межеванию земельного участка <№> акт согласования границ участка с территориальным отделом Росимущества отсутствует.
Из протокола осмотра места происшествия, произведенного старшим оперуполномоченным ОЭБиПК УМВД России по г. Новороссийску с привлечением главного специалиста - инженера геодезиста отдела геодезических работ МАУ «Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций» от 02.06.2022 следует, что обозначенный участок представляет собой лесной массив, полностью занятый растительностью, не имеющий никаких ограждений или других ориентиров, проход к земельному участку осуществляется через лесной массив, какие-либо подъездные пути или тропинки, ведущие к земельному участку отсутствуют.
Данные обстоятельства подтверждают отсутствие владения <ФИО1 и иными лицами указанным участком.
Участок доступен для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, фактически спорный участок, расположенный в границах федеральных земель, из владения Российской Федерации не выбыл.
В силу статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, которые не соединены с лишением владения, относятся также требования о признании права (обременения) отсутствующим. Исковая давность на такие требования не распространяется (статья 208 ГК РФ).
Верховным Судом Российской Федерации указано, что признание права собственности ответчика отсутствующим возможно только при наличии у истца права собственности, владении им имуществом и неосновательной регистрации права собственности за ответчиком, который этим имуществом не владеет (определения от 10.04.2018 № 117-КГ18-15, № 117-КГ18-17 и др.).
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право прокурора обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По результатам проведенной процессуальной проверки установлено, что данный земельный участок выбыл из собственности Российской Федерации в результате преступных действий <ФИО6, бывшего председателя СНТ «Светлячок», и иных неустановленных лиц. Вместе с тем постановлением старшего следователя по особо важным делам отдела по расследованию преступлений на обслуживаемой территории УВД СУ УМВД России по г. Новороссийску от 22.06.2022 отказано в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, в отношении <ФИО6, по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
При таких обстоятельствах требования прокурора следует признать обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора г. Новороссийска удовлетворить полностью:
- признать отсутствующим право собственности <ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <№>;
- признать право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <№>;
- обязать <ФИО1 в течении 10 дней со дня вступления решения в законную силу освободить земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <адрес> <№>, от расположенных на нем некапитальных объектов.
Решение является основанием для внесения в ЕГРН сведений об аннулировании записи о государственной регистрации права собственности <ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <№>, и для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <№> по адресу: <адрес> <№>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья А.Н. Литвинов