Дело № 2-3354/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 декабря 2017 года г. Чебоксары
Калининский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Николаева М.Н., при секретаре судебного заседания Петровой Н.Н., с участием помощника прокурора Калининского района г.Чебоксары Александровой О.Н., истца Васильева Р.В., участие которого обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи, представителей ответчика Чумаковой О.С., Малафеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Руслана Владимировича к ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Васильев Р.В. обратился в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-21 Федеральной службы исполнения наказаний по России о компенсации морального вреда в размере 1 300 000 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что отбывая наказание по приговору суда, истец вследствие халатности и бездействия со стороны ответчика заболел рядом хронических заболеваний: <данные изъяты>. Приобретенные им заболевания являются смертельно опасными, сокращают среднюю продолжительность жизни человека. Указанные обстоятельства причинили ему нравственные и физические страдания, поскольку был нанесен вред его здоровью, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Истец Васильев Р.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представители ответчика ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Чумакова О.С., Малафеева Л.В. в судебном заседании иск не признали, просили отказать в его удовлетворении, указали, что заболевание «<данные изъяты>» выявлено у осужденного Васильева Р.В. <данные изъяты> и могло быть приобретено им до отбывания наказания в исправительных учреждениях. Медицинское обеспечение осужденного Васильева Р.В. организовано и оказывается в полном объеме в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере охраны здоровья. <данные изъяты>. В настоящее время общее состояние здоровья Васильева Р.В. расценивается медицинскими работниками как удовлетворительное. За период отбывания наказания истец при обращении за медицинской помощью получал ее в необходимом объеме в амбулаторных и стационарных условиях. Истцом Васильевым Р.В. не представлено доказательств получения заболеваний в подведомственных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике в результате ненадлежащего соблюдения медико-санитарных и лечебно-профилактических требований со стороны ответчика.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, медицинскую карту истца Васильева Р.В. суд приходит к следующему.
В ст.53 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст.101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Как усматривается из материалов дела, а именно справки о состоянии здоровья, выданной 15.08.2017 начальником медсанчасти <данные изъяты> Васильев Р.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных <данные изъяты> УК РФ, ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты> лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С 09 июня 2016 года Васильев Р.В. отбывает наказание в <данные изъяты>. Васильев Р.В. состоит на диспансерном учете у врача-терапевта с диагнозом: <данные изъяты>. Согласно медицинской справки от 25.04.2001 начальника здравпункта <данные изъяты> Васильев Р.В. является <данные изъяты>.
Как утверждает истец в исковом заявлении, в период отбывания наказания в указанных исправительных учреждениях у него были выявлены заболевания: <данные изъяты>, которыми ранее он не болел, таким образом, государственные органы, в лице учреждений уголовно-исполнительной системы России не обеспечили ему права на охрану здоровья, не создали надлежащих условий содержания и отбывания наказания, чем ему был причинен моральный вред.
Согласно ст.1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с п.1 ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно содержащимся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъяснениям, по общему правилу, установленному п.1 и 2 ст.1064 Гражданского кодекса РФ, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья (например, факт причинения вреда в результате дорожно-транспортного происшествия с участием ответчика), размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Исходя из смысла указанных норм, условиями ответственности за причинение вреда являются: противоправность поведения причинителя вреда, наступление вреда, причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом, вина причинителя вреда.
В силу ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из имеющейся в материалах гражданского дела медицинской карты № пациента, получающего помощь в амбулаторных условиях, усматривается, что с 20.05.2004 по 21.04.2004 Васильев Р.В. находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>». С 21.05.2004 по 12.06.2004 после <данные изъяты>, находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>».
С 02.08.2004 по 17.08.2004 Васильев Р.В.проходил стационарное лечение в <данные изъяты> с диагнозом: «<данные изъяты>.
С 21.03.2005 по 21.03.2005 истец находился на стационарном обследовании в <данные изъяты>. Согласно заключению: «<данные изъяты>».
Согласно данным первичной медицинской документации осужденного Васильева Р.В. при поступлении 02.06.2017 в <данные изъяты> он в установленном порядке прошел медицинский осмотр, взят под динамическое наблюдение с диагнозом: «<данные изъяты>». По имеющимся заболеваниям получает медицинскую помощь в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, утвержденными приказами министерства здравоохранения Российской Федерации.
15.06.2016 - осмотрен <данные изъяты>, диагноз: <данные изъяты>. Исследование крови показало следующее:<данные изъяты>
15.06.2016 - осмотр <данные изъяты>; диагноз: <данные изъяты>.
10.10.2016 проведен биохимический анализ крови: <данные изъяты>.
<данные изъяты> от 10.10.2016 - <данные изъяты>.
11.10.2016 - диспансерный осмотр <данные изъяты>, диагноз: «<данные изъяты>.
11.11.2016 - консультативный прием <данные изъяты>, диагноз: «<данные изъяты>.
01.01.2017 – проведен осмотр <данные изъяты>, диагноз: <данные изъяты>.
13.01.2017 – проведен осмотр <данные изъяты>; диагноз: <данные изъяты>.
15.03.2017 - диспансерный осмотр <данные изъяты>. Проведен биохимический анализ крови: <данные изъяты>.
20.04.2017 - исследование крови: <данные изъяты>
С 03.05.2017 по 02.06.2017 находился на стационарном лечении в <данные изъяты> с диагнозом: <данные изъяты>.
15.05.2017 проведено <данные изъяты>, заключение: <данные изъяты>.
17.05.2017 - консультативный прием <данные изъяты>.
22.06.2017 Васильев Р.В. осмотрен <данные изъяты>; диагноз: <данные изъяты>.
22.06.2017 осмотрен <данные изъяты> с жалобами на <данные изъяты>, поставлен диагноз: <данные изъяты>.
27.12.2016, 25.07.2017 осужденный Васильев Р.В. в личных беседах с начальником <данные изъяты> ознакомлен с информацией о состоянии его здоровья, планом дальнейшего наблюдения и лечения.
27.07.2017 Васильев Р.В. осмотрен <данные изъяты>; диагноз: <данные изъяты>.
04.09.2017 - диспансерный осмотр <данные изъяты>.
06.09.2017 проведено <данные изъяты>, заключение: <данные изъяты>.
31.10.2017 Васильев Р.В. осмотрен дежурным врачом <данные изъяты> с жалобами на <данные изъяты>, выставлен диагноз: <данные изъяты>, назначено лечение.
18.10.2017 осужденный Васильев Р.В. отказался от сдачи крови на <данные изъяты>.
23.10.2017 проведено исследование крови <данные изъяты>.
08.11.2017 Васильев Р.В. осмотрен <данные изъяты> с жалобами на <данные изъяты>, диагноз: <данные изъяты>. Назначено лечение.
В силу ст.4, ст.10 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент имеет право на получение качественной медицинской помощи. Качество медицинской помощи обеспечивается путем осуществления ряда предусмотренных данным Законом мероприятий, в том числе, путем применения порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, предоставления медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, урегулирован приказом Минздравсоцразвития РФ N 640, Минюста РФ N 190 от 17.10.2005 г. В соответствии с п.9 Порядка предоставляемая медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", в рамках которой бесплатно предоставляются в том числе первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи согласно приложению, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи. В указанный Перечень лечение <данные изъяты> не входит.
<данные изъяты>.
В соответствии со ст. 98 названного Закона медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
Из представленной медицинской документации не усматривается наличие у истца Васильева Р.В. <данные изъяты>. На основании представленных сторонами доказательств установлено, что за период отбывания наказания в исправительных учреждениях УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии истец Васильев Р.В. при обращении за медицинской помощью получал ее в необходимом объеме в амбулаторных и стационарных условиях, нарушений порядка организации медицинской помощи при выявлении и лечения заболеваний истца в ходе рассмотрения дела выявлено не было: медицинские обследования истца проводились с установленной периодичностью, медицинская помощь оказывалась своевременно, лечение являлось надлежащим и эффективным, соответствующим стандартам лечения. Данные выводы подтверждаются также актом проверки, составленным по результатам проведенной в период с 24 ноября 2016 года по 21 декабря 2016 года на основании приказа Территориального органа Росздравнадзора по Чувашской Республике от 11 ноября 2016 года № плановой выездной проверки <данные изъяты>, в ходе которой нарушений в полноте оказания медицинской помощи осужденным не выявлено.
Сам по себе факт диагностирования у истца заболеваний не свидетельствует о причинах и времени заражения ими, а также о периоде продолжительности болезни, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии вины сотрудников МСЧ в причинении ему вреда здоровью.
Поскольку истцом Васильевым Р.В. не представлено допустимых, достоверных и достаточных доказательств причинно-следственной связи между его заболеваниями и действиями (бездействием) работников ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, каких-либо правовых оснований для компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении требования Васильева Р.В. о компенсации морального вреда в размере 1 300 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Васильева Руслана Владимировича к ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Н.Николаев
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года