Решение по делу № 2-6612/2024 от 12.08.2024

Дело № 2-6612/2024

УИД 53RS0022-01-2024-010282-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2024 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Гунёвой Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Мальковой О.С.,

с участием старшего помощника прокурора города Великого Новгорода Мигачевой М.В., представителя ответчика МКУ «Городское хозяйство» Мотыгиной Д.Е., представителя третьего лица Администрации Великого Новгорода Петровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Великого Новгорода к Муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство» об обязании совершить определенные действия,

установил:

Заместитель прокурора города Великого Новгорода обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению Великого Новгорода «Городское хозяйство» (далее по тексту также МКУ «Городское хозяйство», Учреждение) об обязании в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Рождественского кладбища в географических координатах . В обоснование иска указано, что в результате проведенной прокуратурой проверки установлено, что на юго-восточной территории кладбища имеется несанкционированная свалка, в связи с чем в адрес Администрации Великого Новгорода внесено представление об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, которое органом местного самоуправления удовлетворено, однако свалка не ликвидирована. Одним из уставных видов деятельности МКУ «Городское хозяйство» является организация содержания, обслуживания, ремонта муниципальных кладбищ Великого Новгорода. Допущенное Учреждением бездействие может повлечь загрязнение окружающей среды, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Великого Новгорода Мигачева М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, представитель ответчика МКУ «Городское хозяйство» Мотыгина Д.Е. пояснила, что Учреждением предпринимаются меры к устранению свалки, представитель третьего лица Администрации Великого Новгорода Петрова А.А. возражений против удовлетворения иска не заявила.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно п.п. 17 и 213: вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен. Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, собственник участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

На основании пункта 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 года № 607-ст) собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

В соответствии с п. 3.8 Правил благоустройства территории Великого Новгорода, утвержденных решением Думы Великого Новгорода от 18 ноября 2008 года № 230, запрещается складирование смета, мусора, травы, листьев, веток, порубочных остатков и иных отходов на озелененных территориях; вывоз складирование и сброс мусора и иных отходов вне специально отведенных для указанных целей мест.

Пунктом 10.5 названных Правил на озелененных территориях запрещаются сброс бытового и строительного мусора, строительных отходов, грунта; складирование тары, порубочных остатков, строительных и других материалов, твердых бытовых отходов, мусора.

Согласно п. 1.3 Устава МКУ «Городское хозяйство» учредителем Учреждения является муниципальное образование – городской округ Великий Новгорода, функции и полномочия которого осуществляет Администрация Великого Новгорода.

Целями деятельности Учреждения являются обеспечение реализации на территории городского округа Великий Новгород предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства; реализация мероприятий по решению вопросов местного значения в части создания благоприятных условий проживания граждан Великого Новгорода (п. 2.1 Устава).

Для достижения поставленных целей Учреждение осуществляет организацию содержания, обслуживания и ремонта объектов внешнего благоустройства, находящихся на территории Великого Новгорода, а также осуществляет организацию содержания, обслуживания, ремонт муниципальных кладбищ Великого Новгорода (п. 2.2 Устава).

Как установлено судом из материалов дела, 31 мая 2024 года проведено комиссионное обследование Рождественского кладбища, находящего на территории городского округа Великий Новгород, по результатам которого установлено, что на территории кладбища проводятся работы по рубке аварийных деревьев, порубочные остатки которых складируются с северной и южной части стороны кладбища; с восточной стороны кладбища имеется свалка мусора (трава, порубочные остатки, венки и прочие отходы функционирования кладбища).

В связи с выявленными нарушениями в сфере законодательства об охране окружающей среды заместителем прокурора Великого Новгорода в адрес Мэра Великого Новгорода внесено представление от 5 июня 2024 года с требованием принять конкретные меры к устранению нарушений закона.

В ответ на представление заместитель Главы администрации Великого Новгорода сообщил о невозможности ликвидации несанкционированной свалки на территории кладбища без обустройства технического проезда, так как свалка расположена в недоступном месте.

18 июля 2024 года прокуратурой Великого Новгорода с привлечением специалистов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Новгородской области проведена проверка, в результате которой на территории кладбища «Рождественское» установлено место несанкционированного размещения отходов, а именно в географических координатах складированы отходы в виде боя бетона и кирпича, полиэтилена, пластиковых бутылок, навалов растительности, спиленных веток. К составленной по результатам проверки справке представлена фототаблица с изображением несанкционированной свалки отходов.

Представители Учреждения, а также Администрации Великого Новгорода не оспаривали наличие несанкционированной свалки на территории кладбища.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм материального права суд считает заявленные прокурором требования законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание период времени, необходимый для выполнения работ, их специфику, объем организационных мероприятий, в том числе по обустройству проезда, суд устанавливает срок для ликвидации свалки в течение десяти месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора города Великого Новгорода удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение Великого Новгорода «Городское хозяйство» в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Рождественского кладбища в географических координатах

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Ю.С. Гунёва

Мотивированное решение составлено 21 октября 2024 года.

2-6612/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура г. Великий Новгород
Ответчики
МКУ В. Новгорода "Городское хозяйство"
Другие
Администрация Великого Новгорода
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Гунёва Юлия Сергеевна
Дело на странице суда
novgorodski.nvg.sudrf.ru
12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
19.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.09.2024Предварительное судебное заседание
30.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее