Дело № 2а-743/2016 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
« 14 » октября 2016 года гор. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Юдаевой Ю.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Сердобского района к административному ответчику администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению действий по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
В Сердобский городской суд Пензенской области с административным исковым заявлением, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению действий по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения обратился прокурор Сердобского района, который в обоснование своих требований указал на то, что в соответствии с актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ОГИБДД ОМВД России по <адрес> на проезжей части участка на <адрес> обочина занижена от уровня прилегающей кромки проезжей части на глубину - <данные изъяты>.
Статьей 3 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч.4 ст.6 указанного выше Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6.10.2003 года за № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.
В силу п.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии со ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследования дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилами, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.3.2.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, установлено, что в нарушение п.3.2.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, на проезжей части участка на <адрес> обочина занижена от уровня прилегающей кромки проезжей части на глубину - <данные изъяты>
Данная часть дороги расположенная в границах населенных пунктов Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области является частью муниципальной дороги общего назначения. Обязанность по её содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района.
Указанные недостатки оказывают существенное влияние на безопасность дорожного движения и ухудшают восприятие дорожной обстановки, что создает опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, угрозу жизни и здоровью его участников, а также ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, ссылаясь на ст. 39 КАС РФ и указанные выше требования закона, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области по непринятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на участке дороги на <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», и обязать администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на указанном участке в соответствии с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно устранить занижение обочины относительно уровня прилегающей кромки проезжей части в соответствии с п.3.2.1 ГОСТ Р 50597-93.
Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд пришел к следующим выводам.
Согласно положениям ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административным истцом по делу является прокурор Сердобского района, который в соответствии с требованиями ст. 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Кроме этого, компетенция прокурора определена Федеральным законом от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ». В силу ч. 3 ст. 35 указанного закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если это требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Таким образом, имеются законные основания для обращения прокурора в суд с данными требованиями.
Административным ответчиком по делу является администрация Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
При этом, как предусмотрено ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. А согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесены к вопросам местного значения городского округа.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257- ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 4 Устава городского поселения Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, принятым решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Пригородного сельсовета и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Пригородного сельсовета, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено соглашение между администрацией Сердобского района и администрациями сельских поселений, входящих в состав <адрес>, о передаче осуществления полномочий по вопросу местного значения «Содержание межпоселковых автомобильных дорог общего пользования на территориях администраций сельских поселений, входящих в состав <адрес>, администрации <адрес>».
Пунктом 1.3.Решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлено заключить Соглашение с муниципальным образованием Пригородный сельсовет Сердобского района Пензенской области о передаче Пригородному сельсовету полномочий по содержанию межпоселковых автомобильных дорог общего пользования «<адрес>», «<адрес>» (приложение №).
Согласно п.1.1 Соглашения № «О передаче части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Пригородный сельсовет и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российско Федерации» - «Район» передает, а «Поселение» принимает на себя часть полномочий по вопросу местного значения «О передаче части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Пригородный сельсовет, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального образования Пригородный сельсовет, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации»: очистка проезжей части, обочин от заносов снега; подсыпка песка и других реагентов; выполнение ямочного ремонта проезжей части автомобильных дорог и обочин; ремонт искусственных сооружений и ограждений, находящихся на дорогах; нанесение разметок; установка знаков, обеспечивающих безопасность дорожного движения; окос травы по обочинам дорог.
Таким образом, дорожная деятельность и обеспечение безопасности дорожного движения на них, является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги на соответствие ГОСТу Р 50597-93, составленного ДД.ММ.ГГГГ врио начальника ОГИБДД ОМВД России по Сердобскому району ФИО1, следует, что в нарушение п.3.2.1 Государственного стандарта РФ № 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года № 221, на проезжей части участка на <адрес> обочина занижена от уровня прилегающей кромки проезжей части на глубину - <данные изъяты>.
Из справки прокурора Сердобского района следует, что на спорном участке дороги, указанном в акте проверки, в нарушение действующего законодательства и в нарушение ГОСТ имеется занижение обочины от уровня прилегающей кромки проезжей части, превышающее допустимые размеры.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Все требования указанного государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и распространяются с ДД.ММ.ГГГГ на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и населенных пунктов.
Пунктом 3.2.1 Государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлено, что обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Наличие нарушений требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, Государственного стандарта РФ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно, занижение обочины от уровня прилегающей кромки проезжей части, превышающей установленные указанным ГОСТом значения на проезжей части участка на <адрес> подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ОГИБДД ОМВД России по <адрес>, письменными объяснениями представителя администрации, составленной прокурором Сердобского района справкой.
Указанные дороги являются муниципальными дорогами общего назначения и обязанность по их содержанию и обеспечению соответствия состояния дороги в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возложена на администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района, бездействие которой может стать причиной дорожно-транспортных происшествий и не позволяет в полной мере обеспечить безопасное движение автотранспорта и пешеходов на указанном участке.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд считает, что административные исковые требования прокурора Сердобского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению определенных действий, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь требованиями гл.33 КАС РФ, ст. ст. 227, 228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные требования прокурора Сердобского района к администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении органов местного самоуправления к совершению действий по принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать бездействие администрации Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на участке дороги на <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязать администрацию Пригородного сельсовета Сердобского района Пензенской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по обеспечению безопасности дорожного движения и приведению состояния проезжей части на участке дороги на <адрес> в соответствие с ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно устранить занижение обочины относительно уровня прилегающей кромки проезжей части.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Сердобский городской суд Пензенской области в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Юдаева Ю.В.