ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Моршанск 06 июля 2020 года
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
федерального судьи Савенковой Е.А.,
с участием прокурора Тер-Акопова В.А.
при секретаре Миносуевой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Моршанска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Перевертову Сергею Анатольевичу об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой города в соответствии с заданием прокуратуры области ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств за истекший период <данные изъяты>, по результатам которой в деятельности перевозчика - индивидуального предпринимателя ФИО2 выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.
Проверка показала, что на территории <адрес> по адресу: <адрес> зарегистрирован индивидуальный предприниматель ФИО2, который на основании лицензии <данные изъяты>, предоставленной на основании приказа Юго-Восточного МУГАДН ЦФО Территориального отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами на межобластных маршрутах. Для оказания настоящих услуг перевозчик использует 3 транспортных средства.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия является приоритет мер по предупреждению терроризма, который выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях. В первую очередь речь идет о мерах, связанных с выявлением и последующим устранением причин и условий, способствующих терроризму.
Кроме того, на основании п.3.1 ст.5 Закона участвовать в противодействии терроризму обязаны не только органы государственной власти и местного самоуправления, но также физические и юридические лица, которые обязаны обеспечивать антитеррористическую защищенность объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п.2 ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности; сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.
На основании п.1 ст.4 данного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 №924.
В соответствии с пп.12 п.6 Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечивать подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности в соответствии со статьей 12.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» в целях их допуска к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры.
Пунктом 7.2 статьи 1 Закона определено, что силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов.
На основании п.3 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 26.02.2015 №172, аттестация заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц и личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.
При этом п.32 установлено, что аттестация проводится один раз в 5 лет для работников субъекта транспортной инфраструктуры, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве.
Проверка показала, что у индивидуального предпринимателя ФИО2 назначено ответственное лицо за обеспечение транспортной безопасности (<данные изъяты>), а также лица, ответственные за безопасность транспортных средств - <данные изъяты>
Однако, проверка показала, что в нарушение указанных выше требований законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО2 подготовка и аттестация ответственных за обеспечение транспортной безопасности и лиц, ответственных за безопасность транспортного средства до настоящего времени не проведена.
При этом следует учесть, что поскольку одним из принципов обеспечения транспортной безопасности, согласно положениям ст.3 Закона №16-ФЗ, является принцип соблюдения баланса интересов личности, общества и государства, а также принцип непрерывности.
Соответственно, наличие нарушений отдельных положений требований нормативно — правовых актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования в сфере обеспечения транспортной безопасности, нарушает систему мер по ее обеспечению и нарушает заложенный принцип непрерывности.
По смыслу нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования в сфере обеспечения транспортной безопасности, их целью является предотвращение актов незаконного вмешательства - противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий, т.е. создание предусмотренного ст.2 Закона №16-ФЗ устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Исходя из системного толкования действующих нормативно-правовых актов, а также положений п.31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» (предусматривающего, что при рассмотрении уголовных дел о преступлениях террористической направленности судам следует выявлять обстоятельства, способствующие совершению указанных нарушений), следует, что нарушения положений нормативно - правовых актов, устанавливающих обязательные для исполнения требования в сфере обеспечения транспортной безопасности, могут быть причиной совершения преступлений террористической направленности, тем более что Верховный Суд РФ в анализируемом Постановлении указывает, что необходимо обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на выявленные факты нарушений закона.
Соответственно, положения нормативно - правовых актов, устанавливающих требования по обеспечению транспортной безопасности, должны исполняться неукоснительно и непрерывно.
Несоблюдение индивидуальным предпринимателем ФИО2 требований законодательства о транспортной безопасности негативным образом влияет на состояние антитеррористической защищенности транспортных средств, используемых перевозчиком, создает условия для совершения актов незаконного вмешательства с возможностью причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор <адрес> просит обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, <данные изъяты> №, зарегистрированного по адресу: <данные изъяты> <адрес>, устранить выявленные ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в его деятельности нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно, обеспечить в течении 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношения себя и водителей ФИО4, ФИО5, ФИО6 подготовку и аттестацию как ответственных за обеспечение транспортной безопасности и лиц, ответственных за безопасность транспортного средства.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>-ФИО7 исковые требования уточнил и просил суд обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, <данные изъяты> ОГРНИП №, зарегистрированного по адресу: <адрес> устранить выявленные ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в его деятельности нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно, обеспечить в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении себя подготовку и аттестацию как лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. От него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Уточненные исковые требования признает.
В силу ст.173 ГПК суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит закону и не нарушает ничьих прав и законных интересов и на основании п. 2 ч.4 ст. 198 ГПК РФ считает необходимым удовлетворить в полном объеме исковые требования, заявленные прокурором <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2, <данные изъяты> прокуратурой города в его деятельности нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, а именно, обеспечить в течение 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу в отношении себя подготовку и аттестацию как лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Федеральный судья: - Е.А.Савенкова
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья: - Е.А.Савенкова