Дело № 2-440/2015 15 апреля 2015 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Вельский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего Латфуллина И.Г.,
при секретаре Роговой М.С.,
с участием прокурора Хораблева В.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Вельске гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания жителей проживающих в муниципальном образовании «Ракуло-Кокшеньгское» и муниципальном образовании «Тегринское»,
у с т а н о в и л :
прокурор Вельского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» в срок до 01 июля 2015 года о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания жителей проживающих в МО «Ракуло-Кокшеньгское» и МО «Тегринское» до населенных пунктов д. Козловская, п.Тегро-Озеро, п.Верхопуйский.
В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки установлено отсутствие регулярного автобусного сообщения между г. Вельск и населенными пунктами п.Тегро-Озеро, п.Верхопуйский, д. Козловская, расположенных в МО «Тегринское» и в МО «Ракуло-Кокшеньгское». Указанные территории расположены в административных границах Вельского района. Шесть конкурсов проведенных администрацией МО «Вельский муниципальный район» с 2010-2014 г. для организации транспортных услуг населению являются безрезультатными ввиду отсутствия заявок. 31 декабря 2014 года администрацией района издано распоряжение №505-р «О временном движении автобусных маршрутов «Вельск-Тегроозеро», однако до настоящего времени автобусное сообщение не осуществляется. Ненадлежащее исполнение полномочий администрацией МО «Вельский муниципальный район», для создания условий при предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, нарушает права граждан, в том числе жителей МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Тегринское» на транспортную доступность в пределах Вельского муниципального района. Обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, возложенная на органы местного самоуправления, администрацией муниципального района, не исполняется. Выявленные нарушения затрагивают права неопределенного круга лиц, ухудшают обеспечение жизнедеятельности жителей проживающих в МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Тегринское». Полагают разумным установить срок для исполнения требований 01 июля 2015 года, так как временной промежуток, а также проведение необходимых мероприятий для организации условий по предоставлению транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания жителей проживающих в муниципальных образования позволят завершить данные действия к указанному сроку.
В судебном заседании прокурор Хораблев В.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и по тем же основаниям.
Представители ответчика администрации МО «Вельский муниципальный район» Никитина О.В. и Некрасова Н.А. иск не признали, указав, что в соответствии с п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» вопросом местного значения муниципального района является: создание условий для предоставления транспортных услуг населению; организация транспортного обслуживания (в т.ч. железнодорожного, автобусного и т.п.) населения между поселениями в границах района. Однозначное юридическое значение понятий «организация», «созданий условий» законом не дано. Органы местного самоуправления не могут самостоятельно перевозить граждан. Это вправе осуществлять только частные перевозчики, и именно их отказы от определенных маршрутов являются предметом многочисленных жалоб граждан. В течение 2012-2014 годов администрация района неоднократно обращалась по вопросу выделения субсидий на покрытие убытков перевозчиков в Агентство по транспорту Архангельской области, Управление финансов Архангельской области, в Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, к депутатам областного Собрания Депутатов. Однако все обращения о необходимости субсидирования убыточных маршрутов по Вельскому району остались без удовлетворения. В рамках исполнения полномочий транспортное обслуживание в настоящее время организовано следующим образом: пос.Тегро-Озеро, пос.Верхопуйский - распоряжением администрации МО «Вельский муниципальный район» от 31.12.2014 г. №505-р на МБУ «Вельск-Авто» возложена обязанность с 12 января 2015 года обеспечить движение автобуса №608 «Вельск-Тегроозеро», заезд в пос.Верхопуйский осуществляется; дер.Козловская - 14 октября 2014 года по договору безвозмездного пользования в МО «Ракуло-Кокшеньгское» передана автомашина «Газель» для осуществления подвоза населения к остановке регионального автобусного маршрута на автодороге «Вельск-Шангалы». 28 мая 2014 года постановлением администрации МО «Вельский муниципальный район» №894 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие общественного пассажирского транспорта Вельского района на 2013-2016 годы. Процесс организации транспортного обслуживания по маршруту Вельск-Тегроозеро налажен полностью, все обязанности, перечисленные в исковом заявлении исполняются. На данных маршрутах имеется автодороги 5 категории, до дер. Козловская 700 м., до п.Тегро-Озеро 11 км., на которых не могут быть регулярные автобусные маршруты.
Третье лицо представитель администрации МО «Тегринское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Третье лицо представитель администрации МО «Ракуло-Кокшеньгское» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно отзыва регулярного транспортного сообщения от д. Козловская, как от административного центра МО «Ракуло-Кокшеньгское», до гор. Вельска нет. На расстоянии 700 метров от д.Козловская по трассе Вельск-Шангалы организован маршрут междугороднего такси «Автолайн» сообщением Вологда-Шангалы. Перевозки пассажиров осуществляются по предварительной записи по телефону. Предпочтение оказывается пассажирам, которые едут до г. Вологда.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Вопросы организации транспортных перевозок и транспортного обслуживания регулируются, в том числе, Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". В соответствии со статьей 19 названного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок (часть 1). Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах, либо в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями (части 4, 5). В каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должна быть размещена информация, в том числе о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута (часть 6).
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, включая легковое такси (Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112), устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для перевозок.
В силу п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.
В соответствии с Транспортной стратегией Архангельской области до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Архангельской области от 15 декабря 2009 года №319-рп, транспорт общего пользования - транспорт, удовлетворяющий потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
В соответствии со ст.3 Закона Архангельской области от 30.05.2014 №130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Архангельской области» организация транспортного обслуживания - это комплекс мероприятий правового, экономического, организационно-распорядительного характера, реализуемых органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления и перевозчиками в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных автобусных перевозках.
В силу ст.4 Закона Архангельской области от 30.05.2014 №130-8-ОЗ «Об организации транспортного обслуживания населения Архангельской области» к полномочиям органов местного самоуправления относятся:
1) разработка, утверждение и реализация муниципальных программ и ведомственных целевых программ муниципальных образований Архангельской области в сфере организации транспортного обслуживания;
2) определение органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), или должностного лица органа местного самоуправления, уполномоченного в сфере организации транспортного обслуживания (далее - уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления);
3) установление порядка организации транспортного обслуживания по муниципальным маршрутам, включающего в себя в том числе:
-порядок открытия, изменения и закрытия муниципальных маршрутов;
- порядок формирования, утверждения и ведения реестра перевозчиков (по муниципальным маршрутам);
- перечень муниципальных маршрутов;
- порядок разработки и утверждения паспортов муниципальных маршрутов, расписаний регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, схем муниципальных маршрутов, в том числе формы паспорта муниципального маршрута, расписания регулярных автобусных перевозок по муниципальному маршруту, схемы муниципального маршрута;
- порядок отбора перевозчиков для осуществления регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе посредством организации и проведения конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;
- форму паспорта муниципального маршрута;
- форму договора об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальному маршруту;
- порядок заключения с перевозчиками договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;
4) обеспечение разработки и утверждение комплексных транспортных схем муниципальных образований Архангельской области (поселений, муниципальных районов, городских округов Архангельской области) с учетом документов территориального планирования данных муниципальных образований Архангельской области;
5) организация обследования муниципальных маршрутов перед их открытием или изменением;
6) открытие, изменение и закрытие муниципальных маршрутов в соответствии с комплексной транспортной схемой муниципального образования Архангельской области (поселения, муниципального района, городского округа Архангельской области);
7) обеспечение разработки и утверждение паспортов муниципальных маршрутов, расписаний регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, схем муниципальных маршрутов;
8) отбор перевозчиков для осуществления регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе посредством организации и проведения конкурсов на право осуществления регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;
9) заключение договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;
10) формирование, утверждение и ведение реестра перевозчиков (по муниципальным маршрутам);
11) осуществление контроля за выполнением перевозчиками условий договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам, в том числе с использованием средств навигации;
12) обращение в суд в целях привлечения к гражданско-правовой ответственности перевозчиков, нарушивших условия договоров об организации регулярных автобусных перевозок по муниципальным маршрутам;
13) установление порядка информационного обеспечения в отношении муниципальных маршрутов;
14) согласование схемы межмуниципального маршрута и расписания регулярных автобусных перевозок по межмуниципальному маршруту (при прохождении межмуниципального маршрута по территории соответствующего муниципального образования Архангельской области);
15) иные полномочия в сфере организации транспортного обслуживания, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области.
Пунктом 6 ст.6 Устава администрации МО «Вельский муниципальный район» определено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования.
При проведении проверки установлено отсутствие регулярного автобусного сообщения между г.Вельск и населенными пунктами п.Тегроозеро, п.Верхопуйский, д.Козловская расположенных в МО «Ракуло-Кокшеньгское», МО «Тегринское».
Указанные территории расположены в административных границах Вельского района.
31 декабря 2014 года администрацией района издано распоряжение №505-р «О временном движении автобусных маршрутов «Вельск-Тегроозеро», однако до настоящего времени автобусное сообщение не осуществляется.
Согласно информации МО «Тегринское» на территории МО «Тегринское» проживает 1361 человек, из них в пос. Тегроозеро - 999 человек, в пос.Верхопуйский - 362 человека. Поселение самое отдаленное от районного центра -140 км. Единственный способ добраться до г. Вельска это автобусное сообщение. В училищах и техникумах г. Вельска учатся 10 студентов, учащиеся 10 и 11 классов обучаются в школе №4 г. Вельска. Студенты и ученики не имеют возможности приехать домой на выходные из-за отсутствия автобусного сообщения неделями. По этой же причине ученики МБОУ «Тегринская ОШ №22» не могут принимать участия в районных соревнованиях, олимпиадах, съездить на экскурсии. В поселении проживает 289 детей. Для того, чтобы жителям поселения попасть на консультацию к специалистам Вельской районной больницы, в пенсионный фонд, на семинар по работе и многое другое, нужно заказывать такси или нанимать частную машину. Жители поселения идут в каждый день в администрацию и Совет депутатов МО «Тегринское» с требованием решить эту наболевшую проблему с автобусным сообщением.
На момент рассмотрения дела, согласно сообщения муниципального бюджетного учреждения «Вельск-авто» и распоряжения главы МО «Вельский муниципальный район» №505-р от 31 декабря 2014 года с 9 марта 2015 года организовано автобусное сообщение и транспортное обслуживание жителей МО «Тегринское» от г. Вельск до населенных пунктов п.Тегроозеро, п.Верхопуйский и обратно.
Ссылка прокурора о временном характере данного автобусного маршрута и прекращение движения по данному маршруту после рассмотрения дела является несостоятельной, поскольку данное сообщение организовано до заключения муниципального договора на обслуживание пассажиров на данном маршруте после проведения открытого конкурса, а заключение договора без проведения конкурса противоречит действующему законодательству.
Таким образом, в части иска о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания жителей проживающих в МО «Тегринское» надлежит отказать.
Ненадлежащее исполнение полномочий администрацией МО «Вельский муниципальный район», для создания условий при предоставлении транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, нарушает права граждан, в том числе жителей МО «Ракуло-Кокшеньгское» на транспортную доступность в пределах Вельского муниципального района. Жители вышеуказанных муниципальных образований лишены возможности оперативного передвижения между населенными пунктами района и районным центром. Отсутствием транспортного сообщения ограничивается право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированное Конституцией РФ, поскольку учреждение здравоохранения расположено в г. Вельске, в административном центре Вельского муниципального района.
Обязанность по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения, возложенная на органы местного самоуправления, администрацией муниципального района, не исполняется.
Ссылка ответчика на нерентабельность маршрутов, отсутствие субсидий, не может быть основанием для неисполнения возложенных на администрацию МО «Вельский муниципальный район» обязанностей, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Ссылка ответчика о передачи в МО «Ракуло-Кокшеньгское» по договору безвозмездного пользования от 09 октября 2014 года автомобиля «Газель» для осуществления подвоза пассажиров к остановке регионального автобусного маршрута междугороднего такси «Автолайн» сообщением Вологда-Шангалы на автодороге «Вельск –Шангалы» и до железнодорожной станции Кокшеньга не состоятельна, поскольку данный факт не свидетельствует об организации ответчиком надлежащего транспортного обеспечения населения МО «Ракуло-Кокшеньгское», так как данный подвоз носит разовый характер, междугороднее такси обслуживает население Устьянского района Архангельской области и Вологодской области, пассажирский поезд Котлас-Архангельск проходит по данной станции в вечернее и в ночное время, что исключает приезд в г. Вельск в дневное время, пригородный поезд Кизема-Кулой не доходит до ст. Вельск.
Ссылка ответчика на невозможность организации регулярного автобусного сообщения из-за участков дороги 5 категории (700 м. и 11 км.) является не состоятельной, поскольку не лишает ответчика возможности организовать регулярное автобусное сообщение до автобусных остановок на региональных дорогах Вельск-Шангалы и Долматово-Няндома, а затем на дорогах 5 категории регулярные перевозки пассажиров транспортными средствами категории М1 (имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сиденья).
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в настоящее время транспортное обслуживание жителей, проживающих в МО «Ракуло-Кокшеньгское», от д. Козловская до гор. Вельска и обратно, надлежащим образом не организовано, чем нарушаются права на обеспечение транспортной доступности не только постоянно проживающих в указанных населенных пунктах жителей, но и иных граждан, круг которых является неопределенным, а обязанность по организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района относится к полномочиям администрации МО «Вельский муниципальный район» и поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Одновременно суд пришел к выводу, что выполнение мероприятий по устранению нарушений потребует подготовки и значительного времени и средств и поэтому срок по устранению данного нарушения должен быть до 1 июля 2015 года.
Статья 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает в случае удовлетворения требований взыскание государственной пошлины, от уплаты которой истец был освобожден, с ответчика. В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления. Исходя из этого, с заинтересованного лица - администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район», являющейся органом местного самоуправления, государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
исковые требования прокурора Вельского района Архангельской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» о возложении обязанности по организации транспортного обслуживания жителей проживающих в муниципальном образовании «Ракуло-Кокшеньгское», муниципальном образовании «Тегринское» удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Вельский муниципальный район» в срок до 01 июля 2015 года организовать транспортное обслуживание жителей, проживающих в муниципальном образовании «Ракуло-Кокшеньгское», между поселениями дер. Козловская и г. Вельском Вельского района Архангельской области, в границах муниципального района.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Вельский районный суд Архангельской области.
Председательствующий И.Г.Латфуллин