Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Астрахань 19 ноября 2024 г.
Кировский районный суд города Астрахани в составе:
председательствующего судьи Лукьяновой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поповой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 мая, 43, гражданское дело № 2-5358/2024 по исковому заявлению заместителя прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Жегалова Петра Федоровича к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Трусовского района г.Астрахани обратился в суд в интересах Жегалова П.Ф. к ответчику о предоставлении жилого помещения, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, о защите прав детей-сирот. В ходе проверки установлено, что распоряжением директора ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» № от ДД.ММ.ГГГГ Жегалов П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан сиротой. Распоряжением Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № Жегалов П.Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Решение о предоставлении Жегалову П.Ф. жилого помещения судом не выносилось. Жегалов П.Ф. в настоящее время находится в ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области, самостоятельно не в состоянии защитить свои жилищные права. В связи с чем, заместитель прокурора просит суд обязать Правительство Астраханской области предоставить Жегалову П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, согласно установленным социальным нормам и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Помощник прокурора Трусовского района г. Астрахани Лиджи-Горяева Е.Б., материальный истец Жегалов П.Ф. участвующий в судебном заседании посредством применения средств видеоконференц-связи исковые требования поддержали, просили удовлетворить в полном объеме.
В соответствии с распоряжением Правительства Астраханской области от 19 ноября 2010 г. № 485-Пр «О предоставлении интересов Правительства Астраханской области» Министерство социального развития и труда Астраханской области уполномочено представлять интересы Правительства Астраханской области в судах общей юрисдикции по гражданским делам, связанным с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями.
Представитель ответчика Министерства социального развития и труда Астраханской области Машанова Р.С. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, указав, что требования заявлены преждевременно, ввиду того, что в настоящее время Жегалов П.Ф. отбывает наказание по приговору суда в лечебном исправительном учреждении.
Представитель третьего лица ГКУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» Джаналиева С.К. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, указав, что требования заявлены преждевременно.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебном заседании участие не принимал, представил письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Иные стороны в судебном заседании участия не принимали, извещены судом надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с положениями пункта 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений абзаца первого пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 данной статьи.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.
Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что Жегалов Петр Федорович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц - детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Министерства социального развития и труда Астраханской области Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Трусовского района г. Астрахани» от ДД.ММ.ГГГГ №, несовершеннолетний Жегалов П.Ф. признан сиротой, передан на полное обеспечение в организацию для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Состоит в данном списке под номером 125.
Исходя из представленных документов и пояснений Жегалова П.Ф., он является собственником ? доли жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (площадь 38,2 кв.м.).
Распоряжением Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен факт невозможности проживания Жегалова П.Ф. в жилом помещении, принадлежащем ему на праве общей долевой собственности, по адресу: <адрес>, поскольку ? доля помещения, принадлежащая Жегалову П.Ф. составляет менее учетной нормы, установленной решением Совета муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об учетной норме площади и норме предоставления жилого помещения по договорам социального найма на территории <адрес>».
Распоряжением Министерства социального развития и труда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № Жегалов П.Ф. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы и проходит ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области. Конец срока август 2027 года.
Как следует из справки выданной заместителем начальника филиала-врача –фтизиатра филиала «Туберкулезная больница № 2» ФКУЗ МСЧ -34 ФСИН России от 19 июня 2024 г., Жегалов П.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится на лечении в филиале «Туберкулезная больница № 2» ФКУЗ МСЧ -34 ФСИН России с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с диагнозом (код по №). Данное заболевание попадает под приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Поскольку судом установлено, что Жегалов П.Ф. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, до настоящего времени истец жильем не обеспечен, в связи с чем Жегалов П.Ф. имеет право на предусмотренные законодательством меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ лицам указанной категории органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Астраханской области от 4 июля 2022 г. № 38/2022-ОЗ «О Правительстве Астраханской области», Правительство Астраханской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом Астраханской области.
Доводы представителя ответчика о том, что Правительство Астраханской области является ненадлежащим ответчиком, судом отклоняются, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002 г. № 6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в Астраханской области» к полномочиям Правительства Астраханской области в сфере социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, относится осуществление мероприятий по реализации государственной политики в сфере социальной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Согласно абзацам седьмому, восьмому и девятому пункта 1 Распоряжения Правительства Астраханской области от 21 марта 2013 г. № 124-Пр Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области определено ответственным: за строительство жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; за приобретение в собственность Астраханской области жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам участия в долевом строительстве, заключенным в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; за дальнейшую передачу жилых помещений, построенных и приобретенных в соответствии с абзацами седьмым, восьмым настоящего пункта, в министерство имущественных и градостроительных отношений Астраханской области для государственной регистрации права государственной собственности Астраханской области и отнесения их к специализированному жилищному фонду Астраханской области.
Кроме того, доводы представителя ответчика о преждевременном обращении истца в суд с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения Жегалов П.Ф., поскольку последний отбывает наказание по приговору суда в исправительном учреждении, отклоняется, так как на момент окончания пребывания Жегалова П.Ф. в учреждении общественного воспитания у него уже возникло право на обеспечение жилым помещением, однако указанное право не было реализовано по независящим от него обстоятельствам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований заместителя прокурора Трусовского района г. Астрахани и возложении на Правительство Астраханской области обязанности по предоставлению Жегалову П.Ф. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Другие доводы возражений сторон, также не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Жегалова Петра Федоровича к Правительству Астраханской области о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать Правительство Астраханской области предоставить Жегалову Петру Федоровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, согласно установленным социальным нормам и отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 19 ноября 2024 г.
Судья С.В. Лукьянова