Решение по делу № 12-777/2024 от 14.03.2024

№ 12-777/2024

УИД 24RS0056-01-2024-003749-59

Р Е Ш Е Н И Е

г. Красноярск                                                           18 июня 2024 года

    Судья Центрального районного суда города Красноярска                 Шаравин С.Г.

с участием представителя ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет»

Бунеевой О.Ю.

представителя ГУ МЧС России по Красноярскому краю                    Соколовой В.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» Бунеевой О.Ю.    на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО2 от 28.02.2024г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» (юридический адрес: <данные изъяты>),

УСТАНОВИЛ:

28.02.2024г. заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет», которым юридическое лицо привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Представитель ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» Бунеева О.Ю. не согласившись с указанным постановлением, обратилась в Центральный районный суд <адрес> с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что во всех протоколах об административных правонарушениях отмечены возражения и ходатайства. А именно, указано, что все протоколы составлены не в присутствии законного представителя Университета, с данными, не соответствующими данным настоящему представителю по доверенности , что является нарушением действующего законодательства, внести соответствующие данные инспекторы отказались, все протоколы необходимо признать недействительными. Более того, в протоколе от 01.02.2023г. указано, что описанное в нем нарушение является недействительным, т.к. установка системы пожарно-охранной сигнализации в общежитии была совершена 26.07.2013г., соответственно, на момент проверки свыше срока система не эксплуатировалась. Полагает, что отсутствует состав административного правонарушения, Университет является образовательным учреждением и не имеет возможности своими силами сопровождать техническое обслуживание и ремонт систем противопожарной защиты зданий, более того, это лицензируемые виды деятельности, соответствующие лицензии у Университета также отсутствуют, при этом, Университетом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм противопожарной безопасности: заключен договор с профильной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты зданий (контракт от 09.01.2023г.)- велся журнал по системе обеспечения пожарной безопасности, разработаны соответствующие внутренние документы - данная информация и документы были представлены проверяющим во время проведения надзорных мероприятий. Нарушения, выявленные государственными инспекторами г. Красноярска по пожарному надзору относятся к должностному нарушению, допущенному лицом, ответственным за пожарную безопасность зданий Университета, а не к нарушению, допущенному юридическим лицом. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 01.12.2023г. отмечено, что 22.08.2023г. инспектором г. Красноярска по пожарному надзору ФИО4 проведен внеплановый инспекторский визит здания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: <адрес>. Данный визит проведен в присутствии представителя Университета начальника отдела МОБ, ГО и ЧС ФИО5 Начальник отдела МОБ, Го и ЧС ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ ФИО5 всегда находился на связи с инспекторами ОНДиПР по <адрес>, отказа в ознакомлении с актами не давал. Подтверждающих документов ОНДиПР по <адрес> не представило. Кроме того, при проведении инспекционного визита инспектором ФИО4 установлено нарушение п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 «О противопожарном режиме»: не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств пожарной безопасности, до их замены, в установленном порядке; не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности. Такое решение является необоснованным, поскольку опровергается документами, представленными инспектору в ходе проверки. Так, в акте указано, что при проверке были рассмотрены следующие документы: договор на оказание услуг по техническому обслуживанию систем противопожарной защиты в Университете, регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты, акты проверки работоспособности систем обеспечения пожарной безопасности, рабочая документация по системе обеспечения пожарной безопасности. Работоспособность пожарной системы подтверждалась журналами по системе обеспечения пожарной безопасности, в котором отметки о проведении регулярного технического обслуживания имелись, что было сразу представлено инспектору, а значит нарушение, указанное в акте инспекционного визита от 22.08.2023г., является незаконным и не доказанным.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024, факт правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, был выявлен 04.07.2023 (<адрес>).

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024, факт правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, был выявлен 19.06.2023 (<адрес>).

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024, факт правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, был выявлен 22.08.2023 (<адрес>).

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024, факт правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, был выявлен 04.07.2023 (<адрес> и <адрес>). В материалах проверок, представленных представителю ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ документов, подтверждающих проведение административного расследования не имелось, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством, сроки составления протоколов об административном правонарушении - нарушены. Более того, ранее, в отношении Университета по этим же фактам составлялись идентичные протоколы (за исключением их реквизитов) от 10.11.2023 №, которые были отменены, а по объединенному делу (постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 24.11.2023) производство по делу об административном правонарушении было прекращено.

Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2023 г. «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта правительства Российской Федерации», внесены изменения в Постановление Правительства Российский Федерации от 10.03.2022 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

Установлены особенности осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) до 2030 г. В частности, по общему правилу плановые контрольные (надзорные) мероприятия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом № 248-ФЗ, могут проводиться только в отношении объектов контроля (надзора), отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, опасным производственным объектам II класса опасности, гидротехническим сооружениям II класса.

Однако, в нарушение данного постановления государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО6 проведена плановая проверка здания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: <адрес>. Данное здание является общежитием квартирного типа, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 , такое общежитие не относятся к объектам контроля (надзора), отнесённых к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска, соответственно плановая проверка осуществлена незаконно.

В судебном заседании представитель ООО УК «ЖСК» доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Представитель МЧС полагал жалобу не подлежащей удовлетворению.

Суд, заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, проверив представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно обжалуемому постановлению, на основании ст. 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 29.05.2023 года , подписанного главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО7, в период с 09 часов 00 минут «05» июня 2023 года по 18 часов 00 минут «19» июня 2023 года проведена плановая выездная проверка в связи с наступлением сроков проведения контрольного (надзорного) мероприятия , включённого в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий на 2023 год , территории, здания и помещений ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресу: <адрес>; в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) о проведении внепланового инспекционного визита от 10.08.2023 года , подписанного главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО7, в период с 15 часов 00 мин. «22» августа 2023 года по 17 часов 00 минут «22» августа 2023 года проведен внеплановый инспекционный визит здания ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресу: <адрес>, в связи с протоколом оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению общественно-политической стабильности, в том числе на территориях новых субъектов Российской Федерации, в период подготовки и проведения единого дня голосования в 2023 году», утвержденного Президентом Российской Федерации от 19.07.2023, указанием МЧС России от 02.08.2023 ; в соответствии с решением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой выездной проверки от 06.06.2023 года , подписанного заместителем главного государственного инспектора Красноярского края по пожарному надзору ФИО8, в период с 10 часов 00 мин. «22» июня 2023 года по 15 часов 00 минут «04» июля 2023 года проведена внеплановая выездная проверка зданий ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресам: <адрес>; <адрес>, в связи с соответствием здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» (<адрес>) утвержденным приказом МЧС России от 07.06.2021 индикаторам риска нарушения обязательных требований, а именно: согласно информации, поступившей от СПТ ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> от 05.04.2023, от 16.04.2023, от 16.04.2023, от 25.04.2023) в здании общежития по указанному адресу, где могут находиться пятьдесят и более человек, в апреле 2023 г. в течение тридцати календарных дней зарегистрировано 4 ложных срабатывания системы пожарной сигнализации (05.04.2023, 15.04.2023, 16.04.2023, 24.04.2023), (пятый абзац пп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №    336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»); соответствием здания Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Красноярский государственный аграрный университет» (<адрес> утвержденным приказом МЧС России от 07.06.2021 индикаторам риска нарушения обязательных требований, а именно: согласно информации, поступившей от СПТ ФПС ГПС ГУ МЧС России по Красноярскому краю № от 05.04.2023, от 12.04.2023) в здании общежития по указанному адресу, где могут находиться пятьдесят и более человек, в марте - апреле 2023 г. в течение тридцати календарных дней зарегистрировано 4 ложных срабатывания системы пожарной сигнализации (28.03.2023, 04.04.2023, 11.04.2023 - 2 срабатывания), (пятый абзац пп. «а» п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»); в соответствии с решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16.06.2023 , подписанным главным государственным инспектором Красноярского края по пожарному надзору ФИО9, в период: с 12 ч. 00 мин. 28 июня 2023 года до 16 ч. 00 мин. 04 июля 2023 года проведена внеплановая выездная проверка в связи с соответствием здания университета ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ (<адрес> утвержденным приказом МЧС России от 07.06.2021 индикаторам риска нарушения обязательных требований, а именно: согласно информации, поступившей от СПТ ФПС ГПС ГУ МЧС России по <адрес> (№ от 19.05.2023; от 21.05.2023; от 22.05.2023; от 23.05.2023) в здании университета ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по указанному адресу, где могут находиться пятьдесят и более человек, в мае 2023 г. в течение тридцати календарных дней зарегистрировано 7 ложных срабатываний системы пожарной сигнализации (19.05.2023г., 20.05.2023г.- 2 случая срабатывания, 21.05.2023г.- 2 случая срабатывания, 22.05.2023г.- 2 случая срабатывания (пятый абзац п.п. «а» п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора) муниципального контроля»).

В соответствии с выявленными нарушениями, установлено несоблюдение требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях, эксплуатируемых ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» на праве оперативного управления по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 07.11.2023); по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 29.01.2024);    по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 13.10.2023); по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН от 30.01.2024)., ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет», являясь лицом уполномоченным владеть и пользоваться недвижимым имуществом на основании права оперативного управления, в соответствии со ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ, несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Установлено несоблюдение ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ), приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», СП 1.13.130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности», СНиП II-Л. 1-62 Жилые здания. Нормы проектирования, в здании и помещениях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресу: <адрес>, а именно:

- коридор пятого этажа длиной более 60 метров не разделен противопожарными перегородками 2-го типа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 1.49 СНиП II -Л. 1-62 Жилые здания. Нормы проектирования;

- коридор четвертого этажа длиной более 60 метров не разделен противопожарными перегородками 2-го типа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 1.49 СНиП II -Л. 1-62 Жилые здания. Нормы проектирования;

- коридор третьего этажа длиной более 60 метров не разделен противопожарными перегородками 2-го типа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона -    коридор второго этажа длиной более 60 метров не разделен противопожарными перегородками 2-го типа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, п. 1.49 СНиП II-Л.1-62 Жилые здания. Нормы проектирования;

-    коридор первого этажа длиной более 60 метров не разделен противопожарными перегородками 2-го типа, ч. 1 ст. 6, ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.3.7 СП 1.13130.2020 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы, и. 1.49 СНиП II-Л.1-62 Жилые здания. Нормы проектирования;

-    <адрес>, , , , (согласно предоставленного технического паспорта здания от 03.12.2004), расположенные на первом этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 - Здания, п. 8.2 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

-    <адрес>, , , , , , , (согласно предоставленного технического паспорта здания от 03.12.2004), расположенные на втором этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 - Здания, п. 8.2 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

-    <адрес>, , , , , (согласно предоставленного технического паспорта здания от 03.12.2004), расположенные на третьем этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 - Здания, п. 8.2 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

-    <адрес>, , , , , , , (согласно предоставленного технического паспорта здания от 03.12.2004), расположенные на четвертом этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 - Здания, п. 8.2 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

-    <адрес>, , , , , , , (согласно предоставленного технического паспорта здания от 03.12.2004), расположенные на пятом этаже не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», таблица 1 - Здания, п. 8.2 СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности»;

-    допускается эксплуатация огнетушителей с истекшим сроком службы, п. 60 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», п. 27 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), п. 549 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением»;

-    не предоставлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости изделий и материалов покрытия полов коридорах с первого по пятый этаж здания общежития ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: г, Красноярск, <адрес>, п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ»;

-    не предоставлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости люка выхода на чердак в лестничной клетке правого крыла здания общежития ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: <адрес>, п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ»;

-    не предоставлена документация, подтверждающая пределы огнестойкости люка выхода на чердак в лестничной клетке левого крыла здания общежития ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: <адрес>, п. 25 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ»;

-    не предоставлен акт (протокол) состояния огнезащитного покрытия строительных конструкций кровли здания общежития ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, расположенного по адресу: <адрес>, п. 13 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ».

Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона; 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности; 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Пунктом 4.3.7 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", предусмотрено, что в эвакуационных коридорах, как правило, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов. Шкафы для коммуникаций и пожарных кранов, а также оборудование, предусмотренное в зданиях класса Ф5 в случаях, оговоренных в настоящем своде правил, допускается предусматривать выступающими из стен при сохранении нормативной ширины пути эвакуации, обозначении выступающих конструкций в соответствии с ГОСТ 12.4.026 и выполнении мероприятий, направленных на исключение травмирования людей (оборудование выступающих частей перилами, ограждениями, защитными конструкциями и другие). Размещение радиаторов отопления также может быть предусмотрено с учетом требований пункта 4.4.9. Коридоры длиной более 60 м следует разделять противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых не должна превышать 60 м.

Пунктом 1.49 СНиП СНиП II-Л. 1-62 Жилые здания. Нормы проектирования, предусмотрено о том, что общие коридоры или общие галереи в жилых зданиях должны быть с выходами на две лестницы или с двумя наружными выходами, при этом общие коридоры должны при их длине 60 м и более быть разделены перегородками с самозакрывающимися дверями, располагаемыми на расстоянии не более 30 м друг от друга.

В соответствии с ч.2 ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы коллективной защиты людей должны обеспечивать их безопасность в течение всего времени развития и тушения пожара или времени, необходимого для эвакуации людей в безопасную зону. Безопасность людей в этом случае должна достигаться посредством объемно-планировочных и конструктивных решений безопасных зон в зданиях и сооружениях (в том числе посредством устройства незадымляемых лестничных клеток), а также посредством использования технических средств защиты людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (в том числе средств противодымной защиты).

Пунктом 8.2 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", Таблица 1 – Здания, предусмотрено, что гостиницы и общежития не квартирного типа, спальные корпуса санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов, мотелей и пансионатов (класса функциональной пожарной опасности Ф1.2), при высоте 30 м. и более должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения; при высоте менее 30 м. системами пожарной сигнализации.

В соответствии с п.60 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", руководитель организации обеспечивает объект защиты первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) по нормам согласно разделу XIX настоящих Правил и приложениям N 1 и 2, а также обеспечивает соблюдение сроков их перезарядки, освидетельствования и своевременной замены, указанных в паспорте огнетушителя.

Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей ведется в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты.

При отсутствии в технической документации сведений о периодичности проверки проверка проводится не реже 1 раза в год.

По результатам проверки составляется акт (протокол) проверки состояния огнезащитного покрытия с указанием места (мест) с наличием повреждений огнезащитного покрытия, описанием характера повреждений (при наличии) и рекомендуемых сроках их устранения. Руководитель организации обеспечивает устранение повреждений огнезащитного покрытия строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты.

В случае окончания гарантированного срока эксплуатации огнезащитного покрытия в соответствии с технической документацией изготовителя средства огнезащиты и (или) производителя огнезащитных работ руководитель организации обеспечивает проведение повторной обработки конструкций и инженерного оборудования объектов защиты или ежегодное проведение испытаний либо обоснований расчетно-аналитическими методами, подтверждающими соответствие конструкций и инженерного оборудования требованиям пожарной безопасности.

    Кроме того, установлено несоблюдение ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, в здании и помещениях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресу: <адрес>, а именно:

    - при эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации, не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке, п.54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.

В соответствии с п.54 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.

При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.

На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.

Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, установлено несоблюдение ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, в зданиях и помещениях ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресам: <адрес>; <адрес>, а именно:

-    на объекте защиты (<адрес>) не обеспечено исправное состояние системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно: напряжение на клеммах аккумуляторных батарей <данные изъяты>-30 (4 шт.) менее 13,26 В, фактически 13,0 В; Сработка АПС в режим «Пожар» происходит от одного дымового пожарного извещателя, расположенного в комнате на 9 этаже при безадресном типе СПС; линейный дымовой пожарный извещатель расположенный в зале борьбы находится в неисправном состоянии - не реагирует на изменение оптической среды, не изменяется индикация на ППКП АПС, не срабатывает речевое оповещение (протокол ФГБУ СЭУ ИПЛ по Красноярскому краю от 30.06.2023 ), п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 ;

на объекте защиты (<адрес>) не обеспечено исправное состояние системы пожарной сигнализации, а также системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а именно: напряжение на клеммах аккумуляторных батарей <данные изъяты> менее 13,26 В, фактически 12,8 В; в результате имитации нарушения исправности связи путем демонтажа дымового пожарного извещателя, на ППКП АПС индикация «Нет связи», при этом не сработало звуковое оповещение, т.е. система находится в неработоспособном состоянии (протокол ФГБУ СЭУ ИПЛ по <адрес> от 30.06.2023 ).

Кроме того, установлено несоблюдение ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в помещениях здания университета ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, по адресу: <адрес>, а именно:

-    не обеспечено исправное состояние средств обеспечения пожарной безопасности в здании университета ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ по адресу: <адрес> (протокол испытаний ФГБУ СЭУ ИПЛ по Красноярскому краю от 30.06.2023), на объекте защиты не обеспечена защита от ложных срабатываний автоматической установки пожарной сигнализации; в результате сработки пожарных извещателей в режиме «Пожар», расположенных в холле 1 этажа на управляющем приборе АПС изменений индикаций нет, речевое оповещение не сработало (находится в неработоспособном состоянии); приборы управления АПС при отключении от сети 220В находятся в неработоспособном состоянии, п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Выявленные выше нарушения, свидетельствуют о факте несоблюдения юридическим лицом требований пожарной безопасности, за что предусмотрена административная ответственность ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Вина ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 28.02.2024г., подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024г.; решением о проведении выездной проверки (плановой) от 29.05.2023г. ; актом выездной проверки от 19.06.2023г. ; протоколом осмотра от 16.06.2023г.; протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024г.; решением о проведении выездной проверки (внеплановой) от 06.06.2023г. ; актом внеплановой выездной проверки от 04.07.2023г.; протоколом осмотра от 22.06.2023г.; протоколом испытаний системы пожарной сигнализации на работоспособность, в рамках инструментального обследования от 30.06.2023г. ; протоколом испытаний системы пожарной сигнализации на работоспособность, в рамках инструментального обследования от 30.06.2023г. ; протоколом об административном правонарушении от 01.02.2024г.; решением о проведении выездной проверки (внеплановой) от 16.06.2023г. ; актом внеплановой выездной проверки от 04.07.2023г.; протоколом испытаний системы пожарной сигнализации на работоспособность, в рамках инструментального обследования от 30.06.2023г. ; выписками из ЕГРН; сведениями о реагировании пожарной сигнализации; решение прокурора о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 20.06.2023г.; протоколами опросов; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе; выпиской из ЕГРЮЛ; уставными документами юридического лица; определением об объединении материалов дел об административных правонарушениях в одно производство от 01.02.2024г.; и иными материалами дела.

Данные доказательства были исследованы при рассмотрении дела в отношении юридического лица, являются достоверными, допустимыми и достаточными.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения юридическим лицом, административного правонарушения.

Протоколом от 01 февраля 2024 года зафиксировано нарушение в части эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре) сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком) и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации, не обеспечено ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности до их замены в установленном порядке, п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 .

При этом, при рассмотрении административного дела установлено, что в материалах дела отсутствуют сведения о дате ввода в эксплуатацию средств обеспечения пожарной безопасности и установленном изготовителем (поставщиком) сроке их службы, а также иные доказательства, подтверждающие совершение ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ административного правонарушения, зафиксированного протоколом от 01.02.2024г. Отсутствие сведений и доказательств не позволяет сделать вывод о необходимости проведения испытаний автоматических средств противопожарной защиты.

Таким образом, ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ не может быть привлечено к административной ответственности за нарушение, зафиксированное протоколом об административном правонарушении от 01 февраля 2024 года, в связи с недоказанностью его совершения.

Вопреки доводам жалобы, в судебном заседании установлено и подтверждается представленными материалами, что нарушения пожарной безопасности подтверждаются совокупностью всех установленных и исследованных доказательств, оснований сомневаться в достоверности которых, не имеется.

Доводы жалобы о том, что в протоколах об административных правонарушениях со стороны представителя привлекаемого лица, имеется отметка о том, что протоколы составлены не в присутствие законного представителя ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, а так же, что в протоколы внесены неверные данные, считаю необоснованными, поскольку протоколы составлены в присутствие представителя юридического лица- ФИО10 Протоколы об административном правонарушении указанным лицом подписаны, копии протоколов получены им же.

Доказательств, принятия ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ всех зависящих от него мер по соблюдению требований пожарной безопасности, в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении юридическое лицо не представило. Тот факт, что заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарной защиты зданий ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ, ведется документация, касающаяся обеспечения противопожарного режима на объектах, не может быть принят во внимание как объективное обстоятельство, являющееся основанием для прекращения производства по делу.

Доводы жалобы о том, что ранее, в отношении Университета по этим же фактам составлялись идентичные протоколы (за исключением их реквизитов) от 10.11.2023г. №, которые были отменены, а по объединенному делу (постановлением о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 24.11.2023) производство по делу об административном правонарушении было прекращено, считаю несостоятельными, потому как постановлением от 24.11.2023г. производство по делу было прекращено, в связи с тем, что протоколы об административных правонарушениях составлены с процессуальным нарушением ст.28.2 КоАП РФ, что не влекло за собой прекращение производства по выявленным правонарушениям.

Доводы жалобы заявителя о нарушении порядка привлечения юридического лица к административной ответственности являются несостоятельными, опровергаются материалами дела. Документы, на основании которых, лицо привлечено к административной ответственности, составлены уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ. Указанные процессуальные документы, отражают применение мер обеспечения производства по делу, составлены последовательно, нарушений закона при их составлении не допущено. Протоколы об административных правонарушениях ,68,69 вынесены в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

Административное наказание юридическому лицу назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом положений ч.3.4, ч 2 ст.4.2 КоАП РФ каких-либо оснований для снижения назначенного наказания, предусмотренных ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ не имеется.

Оснований для освобождения должностного лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ также суд не усматривает.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, судом не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении жалобы представителя ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» Бунеевой О.Ю. на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО2 от 28.02.2024г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» (юридический адрес: <данные изъяты>),– отказать.

Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Красноярскому краю ФИО2 от 28.02.2024г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ФГБОУВО «Красноярский государственный аграрный университет» (<данные изъяты>)- оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья                                                                                                                                         С.Г. Шаравин

12-777/2024

Категория:
Административные
Ответчики
ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ
Другие
Бунеева О.Ю
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Шаравин Сергей Григорьевич
Статьи

20.4

Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
15.03.2024Материалы переданы в производство судье
18.03.2024Истребованы материалы
28.03.2024Поступили истребованные материалы
17.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
17.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее