Дело № 2а-850/2021
УИД 59RS0035-01-2021-001062-65
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Соликамск 19 августа 2021 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Игнатовой М.С.,
при секретаре судебного заседания Вавилиной А.А.,
с участием старшего помощника Соликамского городского прокурора Желудовской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Соликамского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Соликамский городской прокурор обратился в суд с иском (с учетом уточнения) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу (далее по тексту – ОМВД России по Соликамскому городскому округу), Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ГУ МВД России по Пермскому краю), в котором просит признать незаконным бездействие ОМВД России по Соликамскому городскому округу, возложить на ответчика обязанность в срок до 31.12.2022 года оборудовать здание отдела полиции специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее <данные изъяты>, которые должны соответствовать требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389, обязать ГУ МВД России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений для задержанных лиц в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в марте 2021 года Соликамской городской прокуратурой произведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации при содержании задержанных в административном порядке в специальном помещении для задержания лиц в ОМВД России по Соликамскому городскому округу. В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», поскольку оборудованные помещения для задержанных лиц не соответствуют нормам и требованиям, установленным законодательством. Выявленные нарушения затрагивают права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку специальные помещения для задержанных лиц являются учреждениями с массовым пребыванием людей, состав которых постоянно меняется.
Определением судьи Соликамского городского суда от 27.07.2021 года настоящее дело в соответствии с ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
В судебном заседании старший помощник Соликамского городского прокурора Желудовская Т.В. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, полагая разумным срок для возложения обязанности на проведение мероприятий, направленных на устранение выявленных прокуратурой нарушений.
Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю, будучи надлежащим образом извещенным о рассмотрении настоящего дела, в судебное заседание не явился, представив письменный отзыв, в котором считает доводы прокурора необоснованными, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на то, что Управление является ненадлежащим ответчиком. При этом отмечает, что ОМВД России по Соликамскому городскому округу в целях реализации своих полномочий имеет право самостоятельно осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт закрепленных за ним на праве оперативного управления объектов, в связи с чем требование Соликамского городского прокурора о возложении обязанности на ГУ МВД России по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений для задержанных лиц в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, является нецелесообразным.
Представитель ОМВД России по Соликамскому городскому округу Шушакова О.Д., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представив письменные возражения, согласно которым полагает исковые требования прокурора не подлежащими удовлетворению, поскольку устранить выявленные в результате проверки нарушения Правил оборудования служебных помещений для задержанных возможно лишь в результате капитального ремонта, что связано с необходимостью выделения средств федерального бюджета. При этом меры к выделению дополнительного финансирования ими предпринимаются, факты нарушения норм санитарной площади в указанных помещениях на одного человека не допускаются. Считает срок, предложенный административным истцом для устранения недостатков, не разумным и недостаточным, поскольку выделение денежных средств для проведения капитального ремонта помещений в установленный срок будет невыполнимо по объектным причинам.
Определением от 26.07.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, которое явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы административного дела, возражения на представленное исковое заявление, суд приходит к следующему.
В силу положений чч. 1, 2 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 13 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 года № 3-ФЗ) полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, – с составлением протокола в порядке, установленном чч. 14 и 15 ст.14 Федерального закона от 07.02.2011 года № 3-ФЗ.
Полиция имеет право задерживать лиц, уклоняющихся от исполнения административного наказания в виде административного ареста (до передачи их в места отбывания административного ареста), а также лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях (пп. 3 и 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) условия содержания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации.
Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.10.2003 года № 627 определен порядок содержания лиц, задержанных за административное правонарушение в соответствии с положениями КоАП РФ.
В силу пп. 2, 3 указанного Положения задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ (в том числе, органов внутренних дел - полиции), либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - специальные помещения), оборудованных в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.
Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389 утверждены Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России (далее - Наставление) после доставления граждан, распространяющееся в силу п. 3 Наставления на лиц, подлежащих задержанию по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О полиции», и подвергнутых доставлению в служебные помещения дежурных частей в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» для выяснения обстоятельств факта их задержания и доставления.
В силу подп. 5.1 п. 5, подп. 8.5 п. 8 Наставления, лицо, задержанное полицией по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 07.02.2011№ 3-ФЗ, помещается в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания задержанных лиц и оборудованное в соответствии с Правилами.
В свою очередь, из содержания п. 1 Правил прямо следует, что количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трёх помещений для задержанных. Норма санитарной площади в помещении для задержанных составляет 4 квадратных метра на одного человека.
Как следует из материалов дела, за ОМВД России по Соликамскому городского округу на праве оперативного управления закреплено <данные изъяты> нежилое здание, находящееся в собственности Российской Федерации, с кадастровым №, площадью <данные изъяты>., расположенное по адресу: <...>, о чем в Едином государственном реестре недвижимости 16.03.2013 года сделана регистрационная запись № (л.д. 21).
По результатам проведенной Соликамской городской прокуратурой в марте 2021 года проверки, установлено, что в указанном выше здании ОМВД России по Соликамскому городскому округу для размещения лиц, задержанных в административном порядке, используются специальные помещения, не отвечающие требованиям Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста». В частности, количество специальных помещений для содержания задержанных лиц, расположенных на <данные изъяты> этаже здания по адресу: <...>, не соответствует требованиям п. 1 Правил, нарушены нормы санитарной площади в помещении для задержанных на одного человека, в дежурной части отдела полиции имеются <данные изъяты>.
В судебном заседании установлено, что в здании ОМВД России по Соликамскому городскому округу используются <данные изъяты> специальных помещения для лиц, задержанных в административном порядке, что не соответствует п. 1 Правил оборудования служебных помещения для задержанных (приложение № 2 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан), которым установлено, что количество помещений для задержанных определяется исходя из нормы санитарной площади для размещения задержанных лиц с учетом их среднесуточной наполняемости, но не менее трех помещений для задержанных.
Отсутствие фактов нарушения норм санитарной площади на одного человека, а также жалоб граждан о нарушении их законных прав в период нахождения в специальных помещениях для лиц, задержанных в административном порядке, правового значения не имеют и не освобождают административного ответчика от обязанности соблюдать положения Федерального закона от 26.04.2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», в том числе в части оборудования отдела полиции специальными помещениями для содержания задержанных лиц, которые должны соответствовать требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, с учетом того, что отсутствие специальных помещений для лиц, задержанных в порядке, предусмотренном ст. 27.3 КоАП РФ, приводит к затягиванию сроков разрешения дел об административных правонарушениях, нарушению сроков привлечения лица к административной ответственности в порядке ст. 4.5 КоАП РФ, что впоследствии влечет прекращение административного производства по истечении сроков давности привлечения лица к административной ответственности, а равно, избежание правонарушителя от административной ответственности за совершение деяния.
Согласно п. 22 Положения об Отделе Министерства внутренних дел Российской Федерации по Соликамскому городскому округу, утвержденного приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.02.2019 года № 73, финансовое и материально-техническое обеспечение его деятельности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами МВД РФ.
Вопреки доводам ГУ МВД России по Пермскому краю, управление является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядителем бюджетных средств (распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казённое учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В силу п. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; в случае и порядке, установленных соответствующим главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет отдельные бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.
В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел.
ГУ МВД России по Пермскому краю в соответствии с п. 14 указанного Положения является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно подп. 52 п. 13 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 года № 699 (далее – Типовое положение), территориальный орган наделен функциями получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями.
Подпунктом 30 пункта 19 Типового положения предусмотрено, что руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчинёнными органами и организациями.
В соответствии с п. 13 приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 03.08.2017 года № 597 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю» ГУ МВД России по Пермскому краю осуществляет полномочия по обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, и лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также их охране и конвоированию; обеспечение планирования и координации деятельности подчинённых органов и организаций; осуществляет материально-техническое обеспечение ГУ МВД России по Пермскому краю, подчиненных органов и организаций, обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закреплённого за УМВД России по Хабаровскому краю на праве оперативного управления; осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета Хабаровского края и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета, главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями (л.д. 81-90).
Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю от 04.02.2019 года № 73 утверждено Положение об ОМВД России по Соликамскому городскому округу (далее – Положение), пунктом 3 которого установлено, что отдел входит в состав органов внутренних дел и подчиняется ГУ МВД России по Пермскому краю. В своей деятельности ОМВД России по Соликамскому городскому округу должен руководствоваться, в том числе, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации (пункт 4 Положения); обеспечивать в соответствии с законодательством Российской Федерации содержание задержанных лиц, лиц подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, их охрану и конвоирование (подп. 21 п. 9 Положения); ОМВД России по Соликамскому городскому округу является получателем бюджетных ассигнований федерального бюджета (п. 19 Положения); за ОМВД России по Соликамскому городскому округу в целях обеспечения его деятельности закрепляются на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудования, техника, инвентарь и другое имущество (п. 20 Положения).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из анализа содержания ст.ст. 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию такого имущества.
ОМВД России по Соликамскому городскому округу является получателем бюджетных средств и, в соответствии с установленным ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, данный отдел обязан использовать доведенные до него бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с целями их использования.
Следовательно, возложение на ГУ МВД России по Пермскому краю, как распорядителя бюджетных средств, обязанности по обеспечению финансирования возложенных на ОМВД России по Соликамскому городскому округу мероприятий, а на ОМВД России по Соликамскому городскому округу обязанности осуществить оборудование помещений для лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, является законным и обоснованным.
Таким образом, с учетом всех установленных по делу обстоятельств, в соответствии с положениями вышеуказанных нормативных актов, суд находит требования Соликамского городского прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, с целью восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц по устранению выявленных нарушений, исходя из полномочий каждого из административных ответчиков, следует возложить обязанность, а именно, на ОМВД России по Соликамскому городскому округу - оборудовать здание отдела полиции специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее трех, которые должны соответствовать требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389, на ГУ МВД России по Пермскому краю - организовать финансовое обеспечение расходов на приведение помещений для задержанных лиц в соответствии с нормами и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, полагая срок выполнения обязанности – 31.12.2022 года обоснованным, поскольку административные ответчики не представили доказательств в обоснование возражений указанного срока.
Доводы о недостаточности финансовых средств, необходимых для исполнения решения суда, не свидетельствуют об исключительном характере препятствий для исполнения решения, отсутствие достаточного финансирования само по себе не является основанием для несоблюдения установленных правил в указанной области, невыполнение требований может повлечь негативные последствия и привести к недопустимому риску для жизни и здоровья лиц, содержащихся в указанных помещениях.
По общему смыслу положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исполнимость является важным требованием, предъявляемым к судебному решению, которое должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить и которые должны быть направлены на прекращение или устранение выявленного нарушения.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Указанные представителем истца в административном исковом заявлении и судебном заседании срок для выполнения работ – до 31.12.2022 года, принимая во внимание особую общественную значимость спорных правоотношений, с учетом обстоятельств дела, характера спора, суд признает разумным, достаточным и соразмерным для своевременного устранения выявленных нарушений, оснований для установления более длительного срока устранения нарушений законодательства Российской Федерации при содержании задержанных в административном порядке в специальном помещении для задержания лиц суд не усматривает. Следует обратить внимание на то, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, административные ответчики вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст. 189 КАС РФ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
административное исковое заявление Соликамского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересы неопределенного круга лиц к Главному управлению Министерства внутренних дел по Пермскому краю, Отделу Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Отдела Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу, выразившееся в не оборудовании здания отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенного по адресу: <...>, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством, соответствующим требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД РФ от 30.04.2012 года № 389.
Возложить обязанность на Отдел Министерства внутренних дел России по Соликамскому городскому округу оборудовать здание отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенное по адресу: <...>, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее <данные изъяты>, отвечающими требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389, в срок до 31.12.2022 года.
Возложить обязанность на Главное управление Министерства внутренних дел по Пермскому краю организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование здания отдела полиции ОМВД России по Соликамскому городскому округу, расположенное по адресу: <...>, специальными помещениями для содержания задержанных лиц количеством не менее <данные изъяты>, отвечающими требованиям Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД России от 30.04.2012 года № 389.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (26.08.2021 года).
Судья М.С. Игнатова