Дело № 2а-1776/2022 .
УИД 33RS0005-01-2022-002245-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 августа 2022 года г. Александров
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Капрановой Л.Е.,
при секретаре Чумаковой Л.А.,
с участием
заместителя Александровского городского прокурора Владимирской области
Алимовой И.В.,
представителя административного истца адвоката Панкратова П.И., действующего на основании ордера от <дата> № и доверенности от <дата>;
представителя административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Александровского района Васильева С.Н.,
действующего по доверенности от <дата> №,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5 Мефодичева Н.М. к Территориальной избирательной комиссии Александровского района Владимирской области о признании незаконным и отмене постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района Владимирской области от <дата> № «О регистрации Аверина В.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5»,
УСТАНОВИЛ:
Мефодичев Н.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии Александровского района (далее-ТИК Александровского района) о признании незаконным и отмене постановления ТИК Александровского района от <дата> № «О регистрации Аверина В.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5».
В обоснование требований указал, что является зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу №5 на выборах в депутаты СНД МО г. Александров пятого созыва на основании постановления ТИК Александровского района от <дата> №. Также, <дата> постановлением ТИК № был зарегистрирован кандидатом в депутаты СНД МО г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 Аверин В.В. Ссылаясь на п. 6 ст. 76, п. 1 ст. 38, п.п. «в.1», «д» п. 24 ст. 38, п.п. «и» п. 6.4 ст. 38, п. 9 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», положения Закона Владимирской области «Избирательный кодекс Владимирской области», полагает, что постановление ТИК Александровского района от <дата> №, которым Аверин В.В. был зарегистрирован кандидатом в депутаты СНД МО г. Александров пятого созыва по одномандатному округу №5, является незаконным и подлежит отмене, поскольку Аверин В.В. в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к Владимирской Региональной Общественной Организации по защите прав граждан в сфере экологии и жизнеобеспечения «Народный Патруль» (далее – ВРОО «Народный Патруль») и подтвердил свой статус членства соответствующей справкой, однако в подлинных подписных листах, принадлежность кандидата Аверина В.В. к общественному объединению и статус в данном общественном объединении не указаны. Данные обстоятельства нарушают его права, гарантированные Федеральным законом от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно право на равное участие в избирательном процессе, несение обязанностей всеми кандидатами, в том числе и кандидатом Авериным В.В.
В судебное заседание административный истец Мефодичев Н.М. не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом, каких-либо ходатайств и заявлений не представил(л.д. 19).
Представитель административного истца – адвокат Панкратов П.И. административные исковые требования Мефодичева Н.М. поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Александровского района Васильев С.Н. административные исковые требования Мефодичева Н.М. не признал. Ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на административное исковое заявление(л.д. 20), не оспаривал факта нарушения Авериным В.В. действующего законодательства в части неуказания в подписных листах сведений о его принадлежности к ВРОО «Народный Патруль», что является обязательным, поскольку в представленном заявлении о согласии баллотироваться содержалась информация о принадлежности кандидата к ВРОО «Народный Патруль» и о членстве в нем. Вместе с тем, данное нарушение было обнаружено ТИК Александровского района за сроком, предусмотренным для предоставления кандидатом заявления о согласии баллотироваться и других документов, что лишало его возможности повторно выдвинуть свою кандидатуру на выборы. В целях интересов избирателей, ими было принято решение о регистрации Аверина В.В. кандидатом в депутаты на основании имеющихся документов.
Заинтересованное лицо Аверин В.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, каких-либо ходатайств и заявлений не представил(л.д.19 об.).
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение заместителя Александровского городского прокурора Алимовой И.В., полагавшей административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.3, ч.1 и 2 ст.32 Конституции РФ свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа, граждане участвуют в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст.239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
В силу п. 10 ст. 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
В силу ч.4 ст.240 КАС РФ административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения.
Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.78 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которым жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения.
Положениями ст.11.1 названного Федерального закона предусмотрен порядок исчисления сроков, связанных с применением законодательства о выборах и референдумах, который отличается от правил, установленных процессуальным законом, и не распространяется на исчисление процессуальных сроков, в том числе на сроки обращения в суд, правила исчисления которых установлены ст.92, 93 КАС РФ, о чем разъяснено в п.26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Судом установлено, что оспариваемое постановление о регистрации Аверина В.В. принято ТИК Александровского района 29.07.2022, в суд с административным иском Мефодичев Н.М. обратился 08.08.2022, то есть в установленный законом срок.
Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1).
Согласно п.3 ст.1 Федерального закона № 67-ФЗ федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Закон Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ «Избирательный кодекс Владимирской области» (далее – Закон Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ) устанавливает дополнительные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ.
Решением Совета народных депутатов муниципального образования город Александров от 20.06.2022 №31 назначена дата выборов депутатов Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва - 11.09.2022(л.д. 102).
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 27.10.2020 №185 сформирована Территориальная избирательная комиссия Александровского района(л.д.71).
Постановлением Избирательной комиссии Владимирской области от 27.10.2020 №204 Председателем Территориальной избирательной комиссии Александровского района назначена Петрова Т.В.(л.д.70).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от 20.06.2022 №62 полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных избирательных округов №№1-20 по выборам депутатов Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва возложены на Территориальную избирательную комиссию Александровского района(л.д.103-104).
Согласно Постановлению Территориальной избирательной комиссии Александровского района от 20.06.2022 №89, создана рабочая группа и утвержден состав рабочей группы по приему и проверке избирательных документов, представляемых кандидатами, избирательными объединениями для уведомления о выдвижении и регистрации в Территориальную избирательную комиссию Александровского района при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Александровского района в единый день голосования 11.09.2022, а также положение о рабочей группе(л.д. 105-110).
Пункт 2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ содержит указание, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного п.14.3 ст.35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
Аналогичные положения содержатся в п.2 ст.28 Закон Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ.
Из материалов дела следует, что Авериным В.В. в ТИК Александровского района <дата> поданы необходимые документы, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты СНД МО г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5, с указанием сведений о том, что он является кандидатом, выдвинутым от ВРОО «Народный Патруль», является членом указанной общественной организации, о чем предоставил справку от <дата>, подписанную председателем ВРОО «Народный Патруль»(л.д. 24-25,32).
Также, Авериным В.В. представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата в количестве 17 листов (17 подписей)(л.д. 48-65).
Как следует из протокола рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты муниципального образования город Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, 3 подписи признаны недействительными(л.д. 67-69).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от 20.06.2022 №73 установлено количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва, согласно которому необходимое для регистрации кандидата количество подписей избирателей по пятому одномандатному избирательному округу – 13.(л.д. 94-96).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от <дата> № Аверин В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5, выдвинутый Владимирской Региональной Общественной Организацией по защите прав граждан в сфере экологии и жизнеобеспечения «Народный патруль»(л.д. 99-101).
На основании Постановления Территориальной избирательной комиссии Александровского района от <дата> № по одномандатному избирательному округу №5 также зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва Мефодичев Н.М. – административный истец по делу(л.д. 97-98).
Пунктом 6 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст.75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таким образом, Мефодичев Н.М., являясь зарегистрированным кандидатом в депутаты СНД МО г. Александров по одномандатному избирательному округу № 5, обладает правом обращения в суд с административным иском о признании незаконным и отмене постановления ТИК Александровского района от <дата> №, в соответствии с которым Аверин В.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты СНД МО г. Александров по тому же округу.В судебном заседании представитель административного истца Мефодичева Н.М. – адвокат Панкратов П.И. указывал, что в подписных листах, представленных кандидатом Авериным В.В., в нарушении закона принадлежность кандидата к общественному объединению и статус в данной организации не указаны, в связи с чем, ТИК Александровского района была обязана отказать Аверину В.В. в регистрации в соответствии с п.п. «в.1» и «д» п. 24 ст. 38 Закона № 67-ФЗ.
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Александровского района от 20.06.2022 №70 утвержден образец подписного листа на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва(л.д. 72-93).
В соответствии с п.8 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Аналогичное положение закреплено в п.1 ст.32 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных п.24 ст.38 указанного Федерального закона относится в том числе, наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного федерального закона, иного закона (подпункт «в.1»); недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона № 67-ФЗ указал свою принадлежность к политической партии, либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии, либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе (п.9 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ).
Закон Владимирской области от 13 февраля 2003 № 10-ОЗ в п.8 ст.31 также предусматривает подобную обязанность.
Согласно п. «и» ч.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подп. «и» п.12 ст.33 Закона Владимирской области от 13 февраля 2003 № 10-ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 2-1, 2-2, 2-4, 3, 3-1, 4 и 8 к настоящему Кодексу, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 6 и 8 статьи 31 настоящего Кодекса, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 31 настоящего Кодекса.
Из формы подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления согласно приложению № 8 к Федеральному закону №67-ФЗ и приложению № 3 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ, усматривается наличие строки «Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения с указанием наименования избирательного объединения».
Кроме того, примечанием к указанным приложениям №8 и №3 установлено, что если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии, либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе после сведений о месте жительства.
Образец заполнения подписного листа на выборах депутатов Совета народных депутатов муниципального образования город Александров пятого созыва, утвержденный постановлением ТИК Александровского района от 20.06.2022 №70, также предусматривал указание в подписном листе на порядок выдвижения (самовыдвижение или выдвижение от избирательного объединения с указанием наименования избирательного объединения), и содержал примечание, аналогичному приложению № 8 к Федеральному закону №67-ФЗ и приложению № 3 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ, о том, что «если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с п. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии, либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии, либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе».
В представленных кандидатом Авериным В.В. 17 подписных листах от <дата> в верхней их части содержится указание на порядок выдвижения кандидата, а именно заполненная строка о поддержке нижеподписавшихся кандидата от Владимирской Региональной Общественной Организации по защите прав граждан в сфере экологии и жизнеобеспечения «Народный Патруль».
Вместе с тем, сведения о принадлежности Аверина В.В. к указанной общественной организации и его статус в данной общественной организации Авериным В.В. не указаны.
При этом, как установлено в судебном заседании, в заявлении о согласии баллотироваться от <дата> Авериным В.В. указано, что он является кандидатом, выдвинутым от ВРОО «Народный Патруль», кроме того является членом указанной общественной организации.
В п.2.1 ст.35 Федерального закона №67-ФЗ оговорено, что на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований зарегистрированные в соответствии с законом общественные объединения, не являющиеся политическими партиями, их структурные подразделения вправе предлагать кандидатуры для включения их в списки кандидатов, выдвигаемые избирательными объединениями. Включение таких кандидатур в списки кандидатов осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О политических партиях».
Аналогичное положение закреплено в п.2-1 ст.30 Закона Владимирской области от 13.02.2003 № 10-ОЗ.
Протоколом общего собрания ВРОО «Народный Патруль» от <дата> Аверин В.В. был выдвинут кандидатом в депутаты представительного органа Совета народных депутатов муниципального образования город Александров по одномандатному избирательному округу №5(л.д.33-35).
Пунктом 2.10 Устава ВРОО «Народный Патруль» предусмотрено, что Организация принимает участие в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации(л.д. 141-158).
Члены Организации имеют право избирать и быть избранными в выборные органы (п.3.9.4 Устава ВРОО «Народный Патруль»).
При этом, каких-либо ограничений, на выдвижение от общественного объединения гражданина, не являющегося ее членом кандидатом для включения в списки кандидатов, действующее законодательство не содержит, что свидетельствует о том, что могут быть выдвинуты в качестве кандидата для участия в выборах, как члены общественного объединения, так и лица, не являющиеся ее членами.
Таким образом, указание кандидата Аверина В.В. в подписном листе сведений о своей принадлежности к ВРОО «Народный Патруль» является безусловной обязанностью кандидата, поскольку он является ее членом, и не может зависеть от его усмотрения, т.к. данная обязанность прямо предусмотрена законом.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с требованием закона выступает гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствует возможному сокрытию или искажению информации. Иное толкование свидетельствовало бы о нарушении принципа равенства кандидатов, предусмотренного п. 1 ст. 39 закона № 67 ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 №658-О, изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства всех кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
С учетом изложенного, невнесение Авериным В.В. в подписные листы сведений о принадлежности кандидата в депутаты к общественному объединению, которые в свою очередь отражены в заявлении о согласии баллотироваться, является существенным нарушением кандидатом законодательства о выборах и основанием для признания всех подписей избирателей недействительными.
То обстоятельство, что в верхней части подписного листа имеется информация о выдвижении кандидата Аверина В.В. ВРОО «Народный Патруль», не исключает обязанности кандидата сообщить сведения о принадлежности к общественному объединению и его статус в нем после сведений о месте жительства кандидата.
При этом суд полагает необоснованными доводы административного ответчика о правомерной регистрации Аверина В.В. кандидатом в депутаты, поскольку установив нарушения, допущенные Авериным В.В. при оформлении подписных листов, ТИК Александровского района обязана исходить из действующего законодательства и не вправе по собственному усмотрению отступать от установленных положений. Такое основание к принятию решения о регистрации кандидата, как в интересах избирателей, действующим законодательством не предусмотрено, иное привело бы к нарушению принципа равенства кандидатов.
Конституционное право избирать и быть избранным не является абсолютным, реализуется исключительно в соответствии с требованиями избирательного законодательства. Необходимость соблюдения требований при заполнении подписных листов не свидетельствует об ограничении избирательных прав.
Также суд не находит оснований для применения положений, предусмотренных п.6.1 ст.76 Федерального закона №67-ФЗ к спорным правоотношениям, исходя из следующего.
Согласно положениям п. 6.1 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение комиссии о регистрации кандидата не может быть отменено судом при одновременном наличии следующих обстоятельств: комиссия не предупредила кандидата о допущенном нарушении, нарушение было очевидным для комиссии, нарушение не могло быть известно кандидату на момент подачи документов.
Отсутствие хотя бы одного из трех элементов, установленных в ходе рассмотрения судом административного дела, исключает возможность применения п. 6.1 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Вместе с тем, судом не установлена совокупность данных обстоятельств, поскольку, несмотря на отсутствие извещения комиссией кандидата о недостатках и очевидность допущенного кандидатом нарушения для комиссии, о наличии нарушения не могло быть неизвестно кандидату.
Нарушение, допущенное Авериным В.В., связано с неуказанием в подписных листах сведений о принадлежности к ВРОО «Народный Патруль», членство в которой он подтвердил при подаче заявления баллотироваться, представив соответствующую справку. Таким образом, допущенное нарушение Федерального закона N 67-ФЗ при оформлении документа могло быть известно кандидату Аверину В.В. при реализации им своего пассивного избирательного права с должной степенью внимательности и осмотрительности, которые должны быть присущи любому лицу, претендующему избраться на соответствующую должность и, соответственно, являлось для него очевидным, при этом Аверин В.В. должен был предвидеть последствия своего поведения.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях и определениях, включая и названное выше постановление от 12 марта 2021 года N 6-П, неоднократно излагал правовую позицию, указывая, что недостатки в документах, представленных кандидатом в избирательную комиссию, в том числе неполнота сведений о нем, отсутствие или ненадлежащее оформление документов, могут стать основанием для принятия избирательной комиссией решения об отказе в его регистрации. Наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании недействительными всех подписей избирателей в подписных листах, и соответственно отсутствие у ТИК Александровского района законных оснований для принятия решения о регистрации Аверина В.В. в качестве кандидата в депутаты, в связи с чем, административные исковые требования Мефодичева Н.М. подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Мефодичева Н.М. удовлетворить.
Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Александровского района Владимирской области от <дата> № «О регистрации Аверина В.В. в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5».
Отменить регистрацию Аверина В.В. кандидатом в депутаты Совета народных депутатов муниципального образования г. Александров пятого созыва по одномандатному избирательному округу №5.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Александровский городской суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий . Л.Е. Капранова
Мотивированное решение принято в окончательной форме 12.08.2022.
.
.