Дело № 2-3104/2023
Решение
Именем Российской Федерации
03 октября 2023 года г. Гатчина
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе
председательствующего судьи Шумейко Н.В.,
при секретаре Волкове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСН «Сокол» к Жирновой Нине Николаевне о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, пени, судебных расходов,
установил:
ТСН «Сокол» обратилось в суд с иском к Жирновой Н.Н. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 в сумме 106 295,14 руб., пени за период с 11.02.2020 по 23.09.2022 в сумме 12 707,04 руб., судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 3580,04 руб., указывая, что ответчик является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***, управление многоквартирным домом осуществляет истец. За указанный период у ответчика накопилась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, которая до настоящего времени не оплачена (л.д. 3-7, 85 т. 1).
Заочным решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 07.02.2023 исковые требования ТСН «Сокол» были удовлетворены в полном объеме (л.д. 139-142 т. 1).
По заявлению ответчика заочное решение суда от 07.02.2023 было отменено (л.д. 150-151, 166 т. 1), производство по делу продолжено.
Представители истца Дорогина С.И. и Массарова С.Б. в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, а также письменной правовой позиции (л.д. 169-172 т. 1, л.д. 112-115, 236-241 т. 2).
Ответчик, явившись в судебное заседание, в иске просила отказать, сумма задолженности рассчитана необоснованно, из нее подлежит исключению плата за капитальный ремонт, поскольку по решению общего собрания собственников она должна направляться на специальный счет, открытый в банке, услуга по отоплению ей не предоставляется, поскольку температура в жилом помещении не соответствует нормам, пени рассчитаны с применением завышенной ставки (л.д. 150-151 т. 1, л.д. 41-45, 189-191 т. 2).
Суд, выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).
В силу положений пункта 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
На основании пункта 3 статьи 31 ЖК РФ, дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В соответствии со статьей 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ, согласно которой, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника жилого помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения (плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме); взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Судом установлено, что Жирнова Н.Н. в период с 19.11.2012 по 29.09.2022 являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ***. Занимаемое помещение представляет собой 1-комнатную квартиру общей площадью 46,8 кв.м, жилой площадью 18 кв.м, в которой, соответствии со справкой формы 9 от 17.11.2022, зарегистрирована Жирнова Н.Н., а также лица, степень родства которых по отношению к собственнику не определена: Боярищев Д.В., Евдокимова И.А., Евдокимова А.А. 23.08.2016 года рождения (л.д. 17, 24-27, 65 т. 1).
Ответчик указала, что Боярищев Д.В. приходился супругом ее внучки Евдокимовой И.А., в настоящее время он умер.
На основании решения внеочередного общего собрания домовладельцев от 19.08.2005, ТСН «Сокол» управляет многоквартирным домом по указанному адресу, что следует из Устава истца (л.д. 30-40 т. 1).
В соответствии с выпиской по лицевому счету вышеуказанной квартиры, за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 у ответчика возникла задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг в сумме 106 295,14 руб., на задолженность истцом начислены пени за просрочку оплаты за период с 11.02.2020 по 23.09.2022 в сумме 12 707,04 руб. (л.д. 41-56 т. 1).
Решением мирового судьи судебного участка № 31 Гатчинского района Ленинградской области от 04.02.2019 по делу № 2-18/2019, оставленным без изменения апелляционным определением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 20.05.2019, с Жирновой Н.Н. в пользу ТСН «Сокол» взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.10.2017 по 30.09.2018 в сумме 34 683,95 руб., пени за период с 10.11.2017 по 18.10.2018 в сумме 2797,54 руб., судебные расходы в сумме 6706,47 руб., а всего 44 187,96 руб. (л.д. 98-122 т. 1).
На основании данного судебного акта Гатчинским РОСП УФССП России по Ленинградской области 03.07.2019 было возбуждено исполнительное производство № 104317/19/47023-ИП, которое было окончено фактическим исполнением 23.05.2022 (л.д. 8-12 т. 3).
Решением мирового судьи судебного участка № 31 Гатчинского района Ленинградской области от 19.06.2020 по делу № 2-196/2020 с Жирновой Н.Н. в пользу ТСН «Сокол» взыскана задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.10.2018 по 31.12.2019 в сумме 44 685,4 руб., пени за период с 10.11.2018 по 20.01.2020 в сумме 3708,56 руб., судебные расходы в сумме 7052 руб., а всего 55 445,03 руб. (л.д. 97 т. 1).
На основании данного судебного акта Гатчинским РОСП УФССП России по Ленинградской области 19.08.2020 было возбуждено исполнительное производство № 120206/20/47023-ИП, которое было окончено фактическим исполнением 28.07.2022 (л.д. 4-7 т. 3).
По заявлению истца мировым судьей судебного участка № 31 Гатчинского района Ленинградской области 01.07.2022 по делу № 2-1488/2022 был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 в сумме 116 363,99 руб., судебный приказ был отменен по заявлению ответчика 22.07.2022 (л.д. 12 т. 1).
Возражая против взыскания задолженности, ответчик указала на необходимость исключения из расчета платы за капитальный ремонт, поскольку по решению общего собрания собственников она должна направляться на специальный счет, открытый в банке, услуга по отоплению ей не предоставляется, поскольку температура в жилом помещении не соответствует нормам, пени рассчитаны с применением завышенной ставки.
Взнос на капитальный ремонт, как указано в части 2 статьи 154 ЖК РФ, включен в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме.
Исходя из положений части 1 статьи 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 этого кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 данного кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 170 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Владелец специального счета обязан обратиться в российскую кредитную организацию с заявлением об открытии специального счета не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты уведомления владельца специального счета о его определении в качестве такового, если более ранний срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, за исключением случая, если владельцем специального счета является региональный оператор, считается реализованным при условии открытия специального счета и представления владельцем специального счета в орган государственного жилищного надзора документов, предусмотренных частью 1 статьи 172 настоящего Кодекса. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 172 ЖК РФ, владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения от органа государственного жилищного надзора информации, предусмотренной частью 4 статьи 172 настоящего Кодекса, принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора и уведомляет собственников помещений в таком доме о принятом решении, в том числе с использованием системы (часть 7 статьи 170 ЖК РФ).
Уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД вносится собственниками на основании платёжных документов.
В случае принятия общим собранием собственников решения о том, что средства на капремонт их многоквартирного дома будут аккумулироваться на специальном счёте, то участники общего собрания должны выбрать также банк, где будет открыт счёт, и владельца соответствующего счёта (пункт 3.1 статьи 175 ЖК РФ).
Стороны подтвердили тот факт, что собственниками МКД на общем собрании было принято решение о перечислении взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете, открытом в ПАО «Банк Санкт-Петербург».
В силу части 1 статьи 169 ЖК РФ, владелец спецсчета уполномочен на совершение операций с накопленными деньгами и отвечает за сбор взносов на капремонт общего имущества дома. Соответственно, владелец специального счёта выставляет платёжные документы в адрес собственников помещений МКД для оплаты взносов.
В зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта платёжные документы выставляет либо региональный оператор, либо владелец спецсчета. Но при этом указанные лица или организации имеют право возложить обязанность по выставлению счетов на оплату взносов на капремонт на иных лиц.
В письме Минстроя РФ от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04 указано, что данная обязанность может быть возложена на расчетные центры, которые по агентскому договору формируют и направляют жителям многоквартирных домов единые платёжные квитанции за все или определённый перечень жилищно-коммунальных услуг, при этом счёт на оплату взносов на капремонт общего имущества собственников в доме может выставляться ответственными за это лицом/организацией двумя способами: в едином платёжном документе или в отдельной квитанции только по этому виду услуг.
Если управляющая организация или ТСЖ являются владельцами спецсчета, то они при выставлении платёжных документов на оплату взносов должны ориентироваться на решение собственников, принятое на общем собрании.
В соответствии с частью 3.1 статьи 175 ЖК РФ, при выборе специального счёта для фонда капремонта собственники на ОСС должны, в том числе, определить порядок выставления платёжные документов и размер расходов, связанных с этим.
Форма платёжного документа за жилищно-коммунальные услуги приведена в приказе Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр. В разделе 3 приложения к приказу № 43/пр указан примерный формат, в котором должна выставляться к оплате сумма взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
ЖК РФ не установлена обязанность регионального оператора или владельца спецсчета для сбора взносов на капитальный ремонт выставлять отдельную квитанцию.
ТСН «Сокол», в соответствии с агентским договором № 6478-РЦ/2021 от 25.08.2021, заключенным с ООО «Квартплата онлайн», передало функции начисления жилищно-коммунальных услуг, в том числе, начисления платы за капитальный ремонт ООО «Квартплата онлайн». Таким образом, выставление счетов на оплату взносов на капитальный ремонт осуществляется ООО «Квартплата онлайн», по форме Единого платежного документа. Данный договор размещен в официальной государственной информационной системе ГИС ЖКХ ЛО.
Исходя из указанного агентского договора, агент, осуществляющий деятельность по сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, включает взносы на капитальный ремонт в единые платежные документы, выставляемые собственникам - физическим лицам. Включение взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в единый платежный документ не противоречит действующему законодательству.
Форма единого платежного документа утверждена распоряжением Правительства Ленинградской области от № 671-р от 11.12.2014 «Об утверждении формы Единого платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг на территории Ленинградской области».
Постановлением Правительства Ленинградской области от 30.05.2014 № 207 утвержден порядок подготовки и предоставления платежных документов для уплаты взносов на капитальный ремонт, в котором говорится, что уплата взносов на капитальный ремонт производится на основании отдельного документа об уплате взноса либо на основании платежного документа на содержание и ремонт жилого помещения и предоставления коммунальных услуг, в котором взнос на капитальный ремонт выделяется отдельной строкой. При этом взносы на капремонт могут быть включены в единый платежный документ, выставленный расчетным центром в рамках агентского договора.
Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 161 ЖК РФ и пунктов 11, 12 раздела 10 Состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в ГИС ЖКХ, утвержденных приказом Минкомсвязи, Минстроя от 29.02.2016 года № 74/114/пр, информация по движению денежных средств на капитальный ремонт на спецсчете подлежит обязательному размещению в единой государственной информационной системе ГИС ЖКХ ЛО.
В этой связи, суд полагает, что нарушений по выставлению единого платежного документа и начисления платы за капитальный ремонт со стороны ТСН «Сокол» не имеется, в связи с чем, сумма взносов на капитальный ремонт из расчета задолженности исключению не подлежит.
Перерасчет платы за отопление производится при соблюдении условий, указанных в пункте 148(53) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", только при наличии акта обследования.
Доказательства отсутствия отопления в квартире ответчика, либо предоставления некачественной коммунальной услуги ответчиком не представлены, акты о замере температуры в отопительный период с 01.01.2020 по 31.07.2022 отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учесть корректировку ответчика по перерасчету платы за коммунальную услугу - отопление, не представляется возможным ввиду отсутствия оснований для перерасчета платы.
Все поступившие от ответчика по исполнительным производствам платежи (л.д. 174-250 т. 1, л.д. 1-34 т. 2) учтены истцом за период, по которому они взысканы, расчет задолженности судом проверен и признается правильным.
Доводы ответчика о неправомерном начислении пени не могут быть приняты судом во внимание, поскольку пени рассчитаны, в соответствии с правилами части 14 статьи 155 ЖК РФ, с применением ставок рефинансирования ЦБ РФ за соответствующий период времени (1/300, и далее 1/130 ставки рефинансирования, л.д. 43-56 т. 1).
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также пени, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ, поскольку требования удовлетворены, суд считает подлежащими взысканию с ответчика судебные расходы истца по уплате государственной пошлины в сумме 3580,04 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
взыскать с Жирновой Нины Николаевны (паспорт гражданина Российской Федерации №) в пользу ТСН «Сокол» (ИНН 4705029581, ОГРН 1054700273770) задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2020 по 31.07.2022 в сумме 106 295,14 руб., пени за период с 11.02.2020 по 23.09.2022 в сумме 12 707,04 руб., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3580,04 руб., а всего 122 582,22 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гатчинский городской суд Ленинградской области.
Судья:
Решение в окончательной форме
принято 06.10.2023