В окончательной форме изготовлено 24.05.2018 года
Дело № 2-3131/2018 22 мая 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.И.,
при секретаре Астапчик Г.А.,
с участием прокурора Бакунович М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «ПЕРИНТ» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ЗАО «ПЕРИНТ», в котором просит обязать ответчика в 120-дневный срок с момента вступления решения суда в законную, провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на выпуске П-1 (Санкт-Петербург, ул. Фучика, ККК 213) до достижения нормативов водоотведения, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148, а также взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей, указав в обоснование требований, что Прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга в порядке надзора проведена проверка соблюдения ЗАО «ПЕРИНТ» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга. Установлено, что ЗАО «ПЕРИНТ» осуществляет сброс сточных вод в систему коммунальной канализации на основании договора на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.10.2002 № 11-43222/11-0, заключенного с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Согласно уведомлению № 106-24-6680/17 (отбор проб от 11.12.2017 года) ответчиком сброшены в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сточные воды с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод по веществам: выпуск П-1 (Санкт-Петербург, ул. Фучика, ККК 213): алюминий, медь, нефтепродукты, ртуть, ХПК, цинк. Вышеуказанное свидетельствует о превышении предельно допустимых концентраций химических веществ в сточных водах ЗАО «ПЕРИНТ». При этом истцом отмечено, что выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды, влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, указанное исковое заявление предъявлено в защиту интересов
неопределенного круга лиц (л.д. 2-5).
Помощник прокурора - Бакунович М.Н., в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Климович Н.Г., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, с заявленными требованиями не согласился.
Представитель третьего лица, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом о дате и месте слушания дела.
Суд, определив рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя третьего лица в порядке ст. 167 ГПК РФ, выслушав мнение явившихся лиц, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
Частью 2 ст. 55 Водного Кодекса РФ, предусмотрено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного Кодекса РФ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Судом установлено, что прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения ЗАО «ПЕРИНТ» требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в систему коммунальной канализации по адресу: Санкт-Петербург, ул. Фучика, д. 12, корп. 2.
С целью контроля, за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, отобраны пробы сточных вод в системах коммунальной канализации. В результате отборов проб от 11.12.2017 года установлено, что ЗАО «ПЕРИНТ» в систему канализации ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» осуществляло сбросы сточных вод с превышением установленных нормативов водоотведения по качеству сточных вод на выпуске П-1 (Санкт-Петербург, ул. Фучика, ККК 213) по веществам: алюминий, медь, нефтепродукты, ртуть, ХПК, цинк (л.д. 6-7).
Данные обстоятельства ответной стороной не оспариваются, свидетельствуют о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 08.11.2012 N 148 "Нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга".
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, доказательств отсутствия превышения сбросов сточных вод суду не представил.
Порядок водопотребления и водоотведения установлен Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, и Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 11.
Распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга от 08.11.2012 № 148, изданным в соответствии с п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга.
В соответствии с п. 1 указанного Распоряжения перечень загрязняющихзеществ и нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих зеществ, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, устанавливаются с учетом вида централизованной системы водоотведения, через которую сточные воды сбрасываются в водные объекты.
Приему в бассейны канализования с централизованной общесплавной системой водоотведения и/или централизованной бытовой системой водоотведения подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по осоставу согласно таблице 1 Распоряжения.
Нормативы водоотведения по составу в отношении загрязняющих веществ, Beуказанных в таблице 1, устанавливаются в размере, не превышающем соответствующие значения предельно допустимых концентрации веществ в воде вредных объектов культурно-бытового, хозяйственно-питьевого и рыбохозяйственного водопользования.
Нормативные показатели общих свойств сточных вод и допустимых концентраций загрязняющих веществ определены Условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденными приказом Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с договором №11-43222/11-О на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.10.2002 года, заключенным между ЗАО «ПЕРИНТ» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», последний обязался, в том числе, принимать в свои системы канализации сточные воды от абонента (л.д. 22-25).
При этом ЗАО «ПЕРИНТ» (абонент) в соответствии с указанным договором обязалось, в том числе, соблюдать условия и режимы водопотребления и водоотведения, нормативы водоотведения по качеству сточных вод, установленные правилами, иными нормативно-правовыми актами и разрешительной документацией ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», осуществлять контроль за составом и свойствами сбрасываемых в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сточных вод (включая сточные воды субабонентов).
Из ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических лиц устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов. Сбросы химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в пределах установленных нормативов и лимитов допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ.
На основании п. 64 указанных Правил, абонент должен обеспечивать лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в системы канализации сточных вод.
В соответствии Правилами пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденными распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11 "локальные очистные сооружения" - сооружения и устройства, предназначенные для очистки сточных вод абонента (субабонента) перед их сбросом (приемом) в систему коммунальной канализации.
Пунктом 1.4 указанных Правил установлено, что правила действуют на территории Санкт-Петербурга и его территориальных единиц, обязательны для "Организации ВКХ", а также для абонентов (заказчиков) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
Согласно п. 1.5 Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга, утвержденных распоряжением Комитета по энергетике и инженерному обеспечению от 01 июня 2000 года N 11, системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга предназначены для приема сточных вод от населения города, поверхностных дренажных и поливомоечных сточных вод, а также производственных сточных вод после локальной очистки.
Согласно п. 5.1 указанных Правил, сточные воды абонентов, принимаемые в системы канализации Санкт-Петербурга, должны соответствовать нормативам водоотведения по объему и качеству сточных вод, установленным органами исполнительной власти Санкт-Петербурга.
В силу пункта 25 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644, организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящими Правилами, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 111 названных Правил абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
В соответствии с п. 112 указанных Правил запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения: повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин: разрушающее коррозионное, абразивное или механическое действие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование; образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей; нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке; нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды; создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения; невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Согласно пункту 114 указанных Правил состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, предусмотренным приложением N 3 к Правилам.
На основании п. 116 Правил абоненты обязаны иметь и надлежащим образом эксплуатировать локальные очистные сооружения и обеспечивать предварительную очистку сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, в случае, если абоненты отнесены к определенным Правительством Российской Федерации категориям абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, или на объектах абонентов осуществляются производственные процессы по перечню согласно приложению N 4 к Правилам.
Таким образом, из анализа приведенных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения следует, что только полное соблюдение абонентом установленных ему нормативов водоотведения гарантирует соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, то есть отсутствие загрязнения водного объекта.
С учетом вышеизложенного и принимая во внимание то, что централизованные системы коммунальной канализации организаций ВКХ предназначены для приема и очистки сбрасываемых населением бытовых сточных вод, сброс ответчиком в систему коммунальной канализации специфических загрязняющих веществ без локальной очистки с превышением установленных нормативов приводит к загрязнению водного объекта.
Рассматривая спор, с учетом изложенных обстоятельств, требований Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ, положений Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, суд приходит к выводу о том, что ответчиком при осуществлении деятельности допускались нарушения требований законодательства.
Указанные нарушения в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности установить причину превышений нормативов водоотведения и провести мероприятия, направленные на повышение качества сточных вод на до достижения установленных нормативов водоотведения.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга для устранения нарушений законодательства просит предоставить срок 120 дней.
Суд полагает, что для устранения выявленных нарушений, ответчику необходимо предоставить срок 180 дней. При этом, в случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 203 ГПК РФ.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В порядке ст. 103 ГПК РФ, поскольку истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, то госпошлина в размере 300 рублей, взыскивается с ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 39, 45, 56, 67, 103, 167, 194-199, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 180-░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░-1 (░░░░░-░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░, ░░░ 213) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░ 08.11.2012 №148.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░: