№ 12-118/2016, 12-1309/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
город Уфа 09 февраля 2016 года
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи ФИО4,
при участии представителя административного органа – государственного инспектора Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО1, на основании доверенности,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу ООО «Спортмастер» на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Спортмастер» и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
у с т а н о в и л:
Названным постановлением ООО «Спортмастер» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Спортмастер» подали в суд жалобу, в которой просят признать незаконным и отменить постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ и представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ Заявитель считает, что Постановление № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГг. и Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС РФ по Республике Башкортостан - незаконны, необоснованны, вынесены с грубыми нарушениями законодательства и подлежат отмене. В обоснование доводов жалобы указывают, что, во-первых, материалы административного производства должны содержать достаточное описание события правонарушения для возможности квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона. Вместе с тем, из представленных административным органом документов следует, что данные документы фактически не содержат достоверной и достаточной информации о проводимых измерениях и применяемых при этом технических средствах. Указанное в п. 22 Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, Протоколе № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, а так же в Постановлении № о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ «запенен обычной монтажной пеной» не свидетельствует о заделке зазоров и отверстий горючим материалом, т.к. предел огнестойкости и газодымонепроницаемость невозможно определить «на глазок», это возможно определить только экспертным путем.
Во-вторых, в постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что под маршем лестничной клетки магазина «Спортмастер» устроено подсобное помещение. В соответствии с п. 1 ст. 39 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» лестницы, предназначенные для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, подразделяются на следующие типы: внутренние лестницы, размещаемые на лестничных клетках; внутренние открытые лестницы; наружные открытые лестницы.
Согласно п. «к» ст. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № на объектах защиты запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а так же хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Из жалобы следует, что в торговом зале магазина «Спортмастер» нет лестничных клеток, в торговом зале имеется открытая лестница, которая соединяет два торговых зала на разных уровнях. Рядом с данной лестницей есть эскалатор, под которым есть встроенное помещение с техническим элементами эскалатора, выгороженное для обеспечения безопасности посетителей. В п. «к» ст. 23 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № нет указания на «марши лестничных клеток», в указанном нормативном акте отсутствует само понятие «марш лестничной клетки», что свидетельствует о подтверждении факта отсутствия события административного правонарушения.
Представитель заявителя ООО «Спортмастер» ФИО2, на основании доверенности, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ доводы жалобы поддержал. В дополнение к доводам, представлены письменные пояснения, согласно которым в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель органа пожарного надзора пояснил, что тот факт, что отверстия «запенены обычной монтажной пеной» был определен исходя из «его личного опыта». Указанный довод не может быть расценен как объективное и допустимое доказательно, которое может служить основанием для привлечения к административной ответственности. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ заявителем был представлен Сертификат соответствия № НСОПБ.RU.ПР055.Н.00003 на огнестойкую пожарную пену, использованную при заделке отверстий в электрощитовой магазина «Спортмастер».
Представитель Административного органа – государственный инспектор Республики Башкортостан по пожарному надзору ФИО3 полагал наличие вины ООО «Спортмастер» доказанным, пояснил, что в соответствии с п. 22 Правил противопожарного режима в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, руководитель организации организует проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями. Что не было сделано ООО «Спортмастер», так как использовался горючий материал - пена. Кроме того, в нарушение п. 23 Правил противопожарного режима в РФ под маршем лестничной клетки устроено подсобное помещение. Фактом нарушения требований пожарной безопасности послужило визуальное обнаружение правонарушения, а именно: в электрощитовой магазина «Спортмастер», не проведена заделка негорючими материалами (запенен обычной монтажной пеной), и соответственно, не обеспечивающими требуемый предел огнестойкости. Монтажная пена - это пенополиуретановый герметик.
Выслушав участников, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка на объекте по адресу: город Уфа <адрес>, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе проведения проверки были выявлены нарушения ООО «Спортмастер» требования пожарной безопасности.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении следует, что выявлены следующие нарушения: в электрощитовой магазина «Спортмастер», не проведена заделка негорючими материалами (запенен обычной монтажной пеной), обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и газодымонепроницаемость образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями (в нарушение п. 22 Правил противопожарного режима в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении следует, что выявлены следующие нарушения: под маршем лестничной клетки ООО «Спортмастер» устроено подсобное помещение (в нарушение п.п. «к» п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением № по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Спортмастер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1, 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Согласно ч. 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Суд не усматривает оснований для выводов о виновности ООО «Спортмастер» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу следующего.
В соответствии с представленным ООО «Спортмастер» на судебное заседание, сертификатом соответствия № НСОПБ.RU.ПРО55.Н.00003 на огнестойкую монтажную пену «ZIGGER PF» данная пена является огнестойкой. Учитывая на прямое указание о том, что пена являет огнестойкой, а в приложении к Сертификату соответствия отмечено, что огнестойкость ее составляет до 120 минут, суд полагает выводы административного органа о горючести данного материала, а соответственно, выводы о виновности ООО «Спортмастер» в нарушении п. 22 Правил противопожарного режима в РФ утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - основанными на предположении и не нашедшими своего подтверждения. В материалах дела отсутствуют иные доказательства наличия виновных действий (бездействия) лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ бремя доказывания виновности лица, привлекаемого к административной ответственности лежит на должностном лице. Данное требование не выполнено.
Согласно ч. 1, 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Поэтому, в данной части постановление № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению.
Наряду с этим, суд находит обоснованным доводы административного органа о виновности ООО «Спортмастер» в нарушении п.п. «к» п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как факт того, что на открытой лестнице имеется встроенное помещение с техническими элементами эскалатора - не оспаривается ООО «Спортмастер», что следует из жалобы и дополнений к ней. Оспаривается заявителем только указание на наличие данного помещения на «марше лестничной клетки», что, по мнению заявителя, не предусмотрено в Постановлении Правительства № 390. Между тем, само по себе наличие встроенного подсобного помещения на лестнице, или под лестничным маршем - свидетельствует о том, что не обеспечена безопасная эвакуация людей. Таким образом, установлено нарушение п.п. «к» п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390, согласно которому, на объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░,
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. 4 ░░. 20.4 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.