Судья Широков А.А.
Производство №2- 216/2023
№УИД 60RS0006-01-2023-000343-80
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 06 июня 2024 года по делу №33 – 780/2024
Судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ефимовой С.Ю.,
судей Мурина В.А., Малыгиной Г.В.,
при секретаре Пискуновой С.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Псковэнергосбыт» к Агаркову Дмитрию Владимировичу о взыскании стоимости безучетного потребления электроэнергии,
по апелляционной жалобе Агаркова Д.В. на решение Гдовского районного суда Псковской области от 22 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Мурина В.А., объяснения представителя истца АО «Псковэнергосбыт» - Михайлова А.М., ответчика Агаркова Д.В. и его представителя - Агеева Ф.А., судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
УСТАНОВИЛА:
АО «Псковэнергосбыт» обратилось в суд с иском к Агаркову Д.В. о взыскании стоимости безучетного потребления электроэнергии.
В обоснование иска указано, что между АО «Псковэнергосбыт» и Агарковым Д.В. (абонент № 8596003503) существуют гражданско-правовые отношения, по энергоснабжению жилого дома, расположенного по адресу: <****>
25 июня 2022 года по указанному адресу было выявлено безучетное потребление электрической энергии, выразившееся в самовольном без уведомления энергоснабжающей организации замене в 2019 году прибора учета электроэнергии СО-И446, заводской номер 64570790, установленного в 2005 году, на новый прибор учета СЕ-101 № 007791140155925, При этом старый счетчик потребитель не предоставил.
По факту выявленного безучётного пользования электрической энергии АО «Псковэнергосбыт» составлен двусторонний акт серии БУ №100773.
На основании данного акта и в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, произведен расчет объема потребленной электроэнергии с применением повышающего коэффициента 10 за период с 25.03.2022г. по 25.06.2022г., размер которой составил 124 175,74 руб.
Задолженность по акту потребителем Агарковым Д.В. не оплачена
В связи с чем, АО «Псковэнергосбыт» просил взыскать с Агаркова Д.В. доначисленную плату за потребленную без надлежащего учета коммунальную услугу по поставке электроэнергии по акту БУ №100773 в размере 124175,74 рубля.
Решением Гдовского районного суда Псковской области от 22 августа 2023 года исковые требования АО «Псковэнергосбыт» удовлетворены.
С Агаркова Д.В. в пользу АО «Псковэнергосбыт» взыскана задолженность за безучетно потребленную электроэнергию по акту № 100773 от 25.06.2023 в размере 124175 рублей 74 копейки, расходы по оплате госпошлины в сумме 3684 рубля.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции не дана оценка юридически значимых обстоятельствам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец с доводами, изложенными в них, не согласился, просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Псковского областного суда
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия Псковского областного суда приходит к следующему.
Как установлено судом, АО «Псковэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Псковской области, в том числе является поставщиком электрической энергии в принадлежащем ответчику жилом доме, расположенном по адресу: <****>.
Между АО «Псковэнергосбыт» и Агарковым Д.В. заключен договор энергоснабжения по адресу: <****> (лицевой счет№ (****)).
25 июня 2022 года при проверке точки учета установлено, что потребитель самостоятельно без уведомления энергоснабжающей организации произвел в 2019 году замену прибора учета электроэнергии СО-И446, заводской номер 64570790, установленный в 2005 году (л.д.9), на новый прибор учета СЕ-101 № 007791140155925. При этом старый счетчик потребитель не предоставил.
Выявленное нарушение зафиксированы в акте серии БУ №100773 от 25.06.2022г. Акт о безучетном потреблении электроэнергии составлен в присутствии родственника Агаркова Д.В. – Земянина В.И. и подписан им собственноручно (л.д.7).
Ответчик с заявлением о пломбировки нового прибора учета электрической энергии обратился в адрес сетевой организации лишь в январе 2022 года (л.д.13).
Установленный ответчиком новый электросчетчик на основании акта серии АД № 053766 от 19.11.2023 недопущен в эксплуатацию (л.д.16).
Факт установки нового счетчика в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
Таким образом, Агарков Д.В. вопреки возложенной на него обязанности по обеспечению надлежащего учета потребляемой электроэнергии, допустил нарушения требований законодательства в сфере электроснабжения в виде самовольной замены прибора учета без участия сетевой организации или гарантирующего поставщика, без осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в целях замены.
Последующее его использование без опломбировки в нарушение условий договора и требований п. 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг от 06.05.2011 N 354 свидетельствует о безучетном потреблении электроэнергии ответчиком.
На основании акта о безучетном потреблении электроэнергии составлен расчет стоимости безучетно потребленной электроэнергии за период с 25.03.2022г. по 25.06.2022г., на сумму 125 175,74 руб.(л.д.6)
Расчет стоимости безучетного потребления электроэнергии выполнен в соответствии с п. 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила №354), а именно, за период не более чем за 3 месяца, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
При осуществлении расчета истцом применен тариф на электроэнергию, установленный Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 08.11.2022 № 132-э, на период с 25.03.2022 по 25.06.2023 г., равный для населения Псковского района Псковской области 3,37 руб. за 1 кВт-т.
Норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях определен, исходя из Приказа Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2016 №141-ОД, применительно к жилым домам, не оборудованным в установленном порядке стационарными электроплитами, но оборудованными электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения в отопительный период - 1231 кВт-ч в месяц на человека, исходя из одного проживающего в жилом доме.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности, применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, пришел к верному выводу о соответствии акта о неучтенном потреблении электроэнергии требованиям Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии и доказанности факта безучетного потребления электроэнергии со стороны Агаркова Д.В., поскольку в нарушение требований законодательства потребителем с 2019 года использовалась электроэнергия без опломбировки самостоятельно установленного прибора учета, При этом сам факт такого нарушения не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после установки прибора учета.
Согласно абзацу 5 статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" потребителями электрической энергии являются лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Правил №354 потребителем коммунальной услуги является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил №354 электроснабжение относится к коммунальным услугам и под ним понимается, в том числе снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение).
В силу частей 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 1 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации, в том числе, о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих в пользовании энергией.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях надлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения учет электрической энергии должен быть обеспечен покупателем (пункт 2 статьи 539, статья 541 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности проверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
В силу пункта 1 статьи 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (пункт 2 статьи 15).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 утверждены "Основные положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее Основные положения), которые применяются к отношениям, вытекающим из публичных договоров, ранее заключенных на розничных рынках электрической энергии, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
Пунктом 169 Основных положений предусмотрено, что сетевые организации и гарантирующие поставщики проверяют соблюдение требований данного документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления в части организации коммерческого учета, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного потребления и бездоговорного потребления электрической энергии.
Понятие безучетного потребления электрической энергии, используемое в Основных положениях, определено в пункте 2 данного документа, как потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Из приведенного определения следует, что безучетное потребление электрической энергии действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
К первой группе относятся действия, выразившиеся во вмешательстве потребителя в работу прибора (системы) учета, в том числе нарушение (повреждение) пломб или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор (систему) учета, а также несоблюдение установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора (системы) учета. Совершение перечисленных действий не требует установления судом каких-либо последствий, связанных с достоверностью показаний приборов учета после их совершения, и является основанием для применения расчетного способа определения объема электроэнергии, подлежащего оплате таким потребителем.
Ко второй группе относятся иные, не связанные с вмешательством в работу прибора учета, действия потребителя, которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.
Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета.
Согласно пункту 80 Правил №354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), устанавливаемое на одно жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), на жилой дом (часть жилого дома) или домовладение при наличии технической возможности и используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в каждом из указанных помещений, жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Абзацем четвертым пункта 80(1) Правил №354 предусмотрено, что эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В силу п.35 Правил №354, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.
Пунктом 81(11) Правил №354 определено, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) Правил №354, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности); отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Согласно п. 81(12) Правил от 06.05.2011 N 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях:
а) неотображения приборами учета результатов измерений;
б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки;
в) механического повреждения прибора учета;
г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета;
д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Пунктом 81(13) указанных Правил на потребителя в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) возложена обязанность незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил. В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Согласно абзацу шестому пункта 81(11) Правил №354 нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом данного пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Представленный в материалы дела акт о безучётном потреблении электроэнергии признан судом допустимым и достоверным доказательством, поскольку составлен без нарушений требований действующего законодательства.
Отсутствие сведений об извещении истца о предстоящей проверке, в силу установленных по делу фактических обстоятельств, а также правовой позиции, изложенной в пункте 6 Обзора судебной практики по спорам об оплате неучтенного потребления воды, тепловой и электрической энергии, поставленной по присоединенной сети, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 22 декабря 2021 г.,, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.
То обстоятельство, что истец непосредственно не присутствовал при проверке состояния прибора учета и составлении акта от 25.06.2022 года, не может повлиять на действительность составленного по его результатам акта и не может являться основанием для отказа во взыскании с абонента стоимости неучтенного потребления энергии.
Вопреки мнению истца действия работников АО «Псковэнергоагент», осуществлявших проверку прибора учета, явствовали из сложившейся обстановки и соотносились с их компетенцией.
Абзацем третьим пункта 187 Основных положений установлено, что объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами №354.
Установленный абзацем шестым пункта 81(11) Правил №354 способ расчета размера платы за коммунальные услуги при выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления с учетом повышающего коэффициента 10, является одним из таких специальных способов защиты нарушенного права исполнителя. Данный способ применим в случаях, когда объем потребленного коммунального ресурса не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с невыполнением потребителем предусмотренной Правилами обязанности по обеспечению надлежащего состояния прибора учета, установленного в его жилом помещении, то есть в случаях безучетного потребления коммунального ресурса.
Согласно пункту 10 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006г. №306) нормативы потребления коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, определяются степенью благоустройства жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях, расположенных на территории Псковской области установлены Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2016 № 141-ОД. Пунктом 1.4 указанного Приказа утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях согласно приложению №4 к настоящему Приказу.
Применение судом первой инстанции в данном случае норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению жилых домов, не оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для приготовления пищи, но оборудованными электроотопительными, электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения (п. 3 Приложения №4 к Приказу Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2016 №141-ОД), является обоснованным, поскольку данный способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс отражает полный объем потребленных коммунальных ресурсов, исходя из подключенного электрооборудования к электросети.
В акте о безучётном потреблении электроэнергии БУ №100773 от 25.06.2022г. указано, что в жилом доме в качестве токоприемников, присоединенных к электросети, имелся в частности электрическая плита мощностью 2 кВт, водонагреватель мощностью 1,5 кВт. Целевое использование данных приборов направлено для приготовления пищи и подогрева воды, что подразумевает собой оснащение жилого помещения электрооборудованием, использующего электроэнергию в указанных целях.
Применение соответствующего норматива в целях доначисления размера платы за неучтенный коммунальный ресурс, связано не только с установлением самого факта наличия оборудования спорного жилого дома электроотопительными и (или) электронагревательными установками, но и обусловлено непосредственно фактическим использованием абонентом электроэнергии в указанных целях через электрические приборы, о чем свидетельствуют наличие соответствующих электроприборов в жилом доме.
В противном случае, учитывая, что категории жилых домов, указанных в нормативах потребления коммунальных услуг не разрабатывались применительно для расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс, иное толкование не приводило бы к стимулированию потребителей не допускать несанкционированного вмешательства в работу приборов учета.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 13 декабря 2016 г. N 28-П и определении от 10 октября 2017 г. N 2256-О, если в силу специфики объектов права лицо ограничено как в возможности контролировать соблюдение его имущественных прав и выявлять допущенные нарушения, так и в возможности установить точную или по крайней мере приблизительную величину понесенных им убытков, введение законодателем специальных способов защиты нарушенного права, включая компенсацию, которая может превышать размер фактически причиненных убытков, нельзя признать мерой, несовместимой с основными началами гражданского законодательства.
Учитывая наличие в жилом доме приборов, целевое использование которых направлено для приготовление пищи и подогрева воды при расчете размера задолженности потребителя, суд первой инстанции правомерно исходил из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению жилых домов, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, электроотопительными и (или) электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения, указанных в п. 5 Приложения №4 к Приказу Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 21.12.2016 №141-ОД.
Применение судом первой инстанции для расчета задолженности норматива является правильным, поскольку закрепленное в абзаце шестом пункта 81(11) Правил №354 правовое регулирование исходит из презумпции того, что лицо, имеющее возможность обеспечить сохранность прибора учета, но сознательно допустившее нарушение требований к его эксплуатации, осуществляет сверхнормативное потребление коммунального ресурса с использованием электронагревательных приборов.
Такой вывод согласуется с содержанием абзаца шестому пункта 81(11) Правил N 354, который регулирует последствия безучетного потребления коммунального ресурса.
Расчет задолженности в сумме 124175,74 рублей, произведенный АО «Псковэнергосбыт». проверен судом первой инстанции, признан верным. Данный расчет ответчиком не оспорен, альтернативный расчет не представлен ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
С доводами апеллянта о том, что ПО «Псковэнергосбыт» принимал показания от абонента по новому прибору учета, а также, что истцом не была исполнена в срок заявка Агаркова Д.В. от 18.01.2022 года на опломбировку прибора учета (л.д.13) судебная коллегия не может согласиться, так как данные обстоятельства сами по себе не влияют на состав нарушения, допущенное потребителем и квалифицируемое как безучетное потребление электроэнергии, которое с учетом эксплуатации неопломбированного прибора учета имело место на протяжении нескольких лет, начиная с 2019 года, как указывал сам ответчик.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гдовского районного суда Псковской области от 22 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Агаркова Дмитрия Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий трех месяцев.
Мотивированное определение изготовлено 14 июня 2024 года.
Председательствующий С.Ю.Ефимова
Судьи Г.В.Малыгина
В.А. Мурин