Дело № 2а-976/2020
(УИД: 48RS0003-01-2019-003576-88)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 10 сентября 2020 г.
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Шальневой А.С.,
при ведении протокола помощником судьи Наседкиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка к Черноусовой Татьяне Владимировне о взыскании задолженности по налогу,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка 24 сентября 2019 г. обратилась в Правобережный районный суд г. Липецка с административным исковым заявлением к Черноусовой Т.В. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 г. в размере 248749 рублей, пени 3907,43 рубля и за 2016 г. в размере 209 601 рубль, пени 3577,67 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Солманова Т.В. требования поддержала.
Представители административного ответчика Черноусовой Т.В. по доверенностям Емельянова К.В., Тишинский Н.А. в судебном заседании требования не признали, указав, на пропуск административным истцом срока исковой давности.
Административный ответчик Черноусова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации).
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 НК Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 12 НК Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Земельный налог и налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам (ст. 15 НК Российской Федерации), транспортный налог – к региональным (ст. 14 НК Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 387 НК Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 1 ст. 388 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 401 НК Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из материалов дела следует, что Черноусова Т.В. в 2015 и 2016 гг. являлась собственником квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), квартиры по адресу <адрес> (№), а также собственником ? части помещения № по адресу <адрес>.
Таким образом, административный ответчик являлась в 2015 г. и 2016 г. плательщиком налога на имущество физических лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
20 февраля 2018 г. административному ответчику направлялось налоговое уведомление № 84425855 от 19 февраля 2018 г. об уплате в срок не позднее 13 апреля 2018 г. налога на имущество физических лиц за 2015 и 2016 гг. в размере 476 505 рублей.
В связи с неуплатой налогов в указанные в налоговом уведомлении сроки на основании статей 69, 70 НК Российской Федерации Черноусовой Т.В. было выставлено требование № 8010 от 18 июня 2018 г. со сроком погашения недоимки по налогу на имущество в размере 476505 рублей и пени в размере 7485,10 рублей. Указанное требование было направлено административному ответчику 01 августа 2018 г. по адресу <адрес>.
Вместе с тем, как следует из имеющейся в материалах дела адресной справки (л.д. 89), Черноусова Т.В. была зарегистрирована по указанному адресу с 31.03.2015 г. по 07.06.2018 г. А с 07.06.2018 г. по 27.02.2019 г., то есть на момент составления и направления инспекцией требования, административный ответчик был зарегистрирован по адресу <адрес>.
Таким образом, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что доказательств надлежащего направления административным истцом требования № 8010 от 18 июня 2018 г. в адрес Черноусовой Т.В. не имеется.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с п. 6 ст. 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
Исходя из содержания указанных правовых норм, обязательным условием возникновения обязанности физического лица по уплате налога является вручение соответствующего налогового уведомления.
Таким образом, требования административного истца о взыскании с Черноусовой Т.В. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 гг. не соответствуют требованиям закона, вследствие чего, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом исковые требования о взыскании задолженности по данному налогу на имущество физических лиц не подлежат удовлетворению.
Поскольку неподлежащими удовлетворению являются требования о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 гг., то суд приходит к выводу, что не имеется оснований для взыскания пени за несвоевременно оплаченный налог на имущество физических лиц за указанный налоговый период.
Исходя из изложенного, в удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка о взыскании с Черноусовой Татьяны Владимировны задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 гг. следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Правобережному району г. Липецка в удовлетворении административного иска к Черноусовой Татьяне Владимировне о взыскании задолженности по налогу отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 10.09.2020 г.