дело № 5-727/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 апреля 2021 год город Орел
Судья Железнодорожного районного суда г. Орла Авраменко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества «Русская телефонная компания» (АО «РТК»), свидетельство о государственной регистрации №, юридический адрес: <адрес>, стр. 2, фактический адрес: <адрес>
установил:
26 ноября 2020 в 16 час. 10 мин. в ходе проведения мониторинга, выполнения санитарно-эпидемиологических мероприятий по профилактике коронавирусной инфекции (COVID-19) в период утверждения на территории Орловской области комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности в организациях торговли в офисе продаж Н083 АО «РТК», расположенном по адресу: г. Орел ул. Ливенская д. 68 при визуальном осмотре помещения офиса продаж установлено нарушение требований ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.3597-20 профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», МР 3.1/2.3.5.0191-20 «Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли».
Так, в ход проверки было установлено, что в офисе продаж не организован дезинфекционный режим - не обеспечено проведение обеззараживания воздуха в помещении с постоянным нахождением людей в связи с отсутствием устройства для обеззараживания воздуха (рециркулятор отсутствовал), дезинфекция помещений не проводится, дезинфицирующих средства отсутствуют (при осмотре помещения специалистом дезинфекция проводилась средством для чистки стекол), выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу не осуществляется (при осмотре журнала запись о проведении термометрии за 26.11.2020 отсутствовала), что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан в условиях распространения новой коронавирусной IOVID-19 и является нарушением требований п.4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика ярусной инфекции (COVID-19)».
В судебное заседание представитель АО «Русская телефонная компания» (далее по тексту АО «РТК» не явился, просил рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие. Предоставил возражения, в которых просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, действующая на основании доверенности, Прилепская А.Г., полагала, что в действиях АО «РТК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, основания для прекращения производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приведенные АО «РТК» основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание. Также просила учесть, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку относится к правонарушениям в области здоровья, охраны и благополучия граждан.
Выслушав представителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения исходя из положений ст. 2 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
В соответствии с Указом Губернатора Орловской области от 03.04.2020 №156 (ред. от 29.05.2020) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Орловской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» территория Орловской области, включающая в себя все городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения, является территорией, на которой предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях введенного режима повышенной готовности.
В соответствии с требованиями п. 4.4. СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются:
соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров;
выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации;
организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу;
- использование мер социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товаров первой необходимости), переход на удаленный режим работы, перевод на дистанционное обучение образовательных организаций;
ограничение или отмена проведения массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).
Согласно МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 01.06.2020 в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции и по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям целесообразно организовать и осуществлять следующие мероприятия и меры:
- п. 1.3. организовывать ежедневно перед началом рабочей смены "входного фильтра" с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.). Организовывать осмотры работников на признаки инфекционных заболеваний с термометрией. Проводить термометрию не менее 2-х раз в день (утром и вечером).
- п. 2.4. проводить ежедневно (ежемесячно) в течение рабочего дня, а также после окончания смены влажную уборку торговых залов, служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств.Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2-4 часа всех контактных поверхностей, дверных ручек, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт, лотков для продуктов, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники и т.д.
- п. 2.7. обеспечивать не менее пятидневного запаса моющих и дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), перчаток.
- п. 2.8. применять в помещениях с постоянным нахождением работников устройства для обеззараживания воздуха.
Вина АО «РТК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении № 14 от 15.01.2021;
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 742 от 26.11.2020;
- фото и видеофиксацией.
Таким образом, судья приходит к выводу, что АО «РТК» 26 ноября 2020 года в 16 час. 10 мин. в офисе продаж Н086, расположенном по адресу: г. Орел ул. Ливенская д. 68 были нарушены санитарно-эпидемиологические требования в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий. Тем самым, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ, выразившихся в нарушении требований санитарного законодательства.
Доводы АО «РТК» о том, что в офисе продаж Н085 соблюдались все необходимые мероприятия, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, в частности, проводилась термометрия, велся журнал, проводилась дезинфекция помещения, имелся необходимый запас масок и перчаток, а также о том, что вина АО «РТК» в совершении административного правонарушения не доказана должностным лицом, противоречит представленным суду доказательствам, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание.
Вопреки доводам АО «РТК», правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, относится к правонарушениям в области здоровья и благополучия граждан. В этой связи, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
Приведенный в возражениях довод о допущенных Управлением Роспотребнадзора о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении судьей отвергается, поскольку несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Вопреки утверждению АО «РТК» оснований для вывода о проведении проверки с грубым нарушением, а равно для признания документов и составленного на их основе протокола об административном правонарушении недопустимыми доказательствами не имеется.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъекта российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу части 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Следует учесть, что АО «РТК», исходя из материалов дела, ранее не привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическим лицом принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений, послуживших основанием привлечения к ответственности, каких-либо неблагоприятных последствий правонарушение не повлекло.
Приведенные данные, оцениваемые в совокупности с иными обстоятельствами дела, указывают на то, что назначение АО «РТК» административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей может свидетельствовать об избыточном государственном принуждении, необеспечении баланса основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, судья приходит к выводу, что меры административного воздействия могут быть достигнуты при назначении наказания АО «РТК» в виде штрафа в размере 100 000,00 рублей.
Руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
постановил:
Акционерное общество «Русская телефонная компания» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000,00 рублей.
Оплату штрафа производить на расчетный счет: получатель платежа УФК по Орловской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области, л/с 04541787910) ИНН 5753036541. КПП 575301001, ОКТМО 54701000 Банк Отделение Орел Банка России// УФК по Орловской области г. Орел, БИК ТОФК 015402901, номер казначейского счета: 03100643000000015400 (поле 17 платежного поручения) ЕКС: 40102810545370000046 (поле 15 платежного поручения), КБК 141 1 16 01061 01 0003 140, УИН 14104570001100082728.
Квитанции об оплате штрафа необходимо представить (направить) в суд.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья Авраменко О.В.