Адм. дело № 5-1712/2021
УИД 21RS0016-01-2021-001573-04
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 августа 2021 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Сидорова И. Н. при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1,
установил:
дата в адрес Ленинского районного суда г.Чебоксары по подведомственности из Московского районного суда г. Чебоксары ЧР поступило административное дело в отношении ИП ФИО1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Изучив протокол об административном правонарушении и иные материалы, приложенные к нему, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (пункт 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 29.4, пункта 9 части 1 статьи 29.7, пункта 2 части 2 статьи 29.9 КоАП РФ если установлено, что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, то при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, при его рассмотрении или по результатам его рассмотрения выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт "г" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как предусмотрено абзацем 2 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, районным судом рассматриваются дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию лишь лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Вместе с тем административное расследование по статье 17.7 КоАП РФ по настоящему делу не проводилось, проведение административного расследования по делам о правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, не предусмотрено (статья 28.7 КоАП РФ).
По данному делу было проведено административное расследование по ст. 14.5 КоАП РФ, административного расследования по ст. 17.7 КоАП РФ, указанного в определении Московского районного суда г. Чебоксары от дата не проводилось, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 17.7 КоАП РФ не выносилось.
В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Для этих лиц санкцией статьи 17.7 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем и к категории государственных гражданских служащих не относится.
Таким образом, предусмотренных законом обстоятельств, относящих рассмотрение настоящего дела к подсудности судьи районного суда, не имеется.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, возбуждено по факту совершения административного правонарушения в форме бездействия и в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ, а также правовой позицией, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, подлежит рассмотрению по месту жительства индивидуального предпринимателя ФИО1
Данный адрес относится к территориальной подсудности мирового судьи судебного участка № 1 Московского района г. Чебоксары.
С учетом изложенного, дело подлежит передаче на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 1 Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики, рассмотрение дела не относится к компетенции Ленинского районного суда г.Чебоксары.
Руководствуясь ст.29.4 КоАП РФ,
определил:
Предать протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1, с приложенными материалами на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 1 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья И. Н. Сидорова
Копия верна: