Дело № 2а-24/2022
УИД: 59RS0043-01-2021-000822-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2022 г. г. Чердынь
Чердынский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Акладской Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Чердынского района Тойменцева В.В.,
при секретаре судебного заседания Макатуха Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердынского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет запрещенной к распространению,
у с т а н о в и л:
прокурор Чердынского района обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет», на электронных страницах: https://perm.mydiplomattstore.com, https://perm.area-diplomix.com, https://diplomanrussian.com, https://perm.goodiploma.com, https://perm.diplomvrukia.com, https://perm.firma-diplomvs.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал, что на указанных Интернет-сайтах, не являющихся официальными сайтами образовательных организаций, содержится информация о свободной продаже дипломов о высшем образовании всех уровней (специалиста, бакалавра, магистра), дипломов техникума, колледжа, аттестата школы без прохождения обучения, на бланке Гознак, цены, способы оплаты и доставки документов. При этом информация опубликована субъектами, которым не предоставлено право выдачи указанных документов.
Указанные страницы не внесены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет. В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов граждан, во исполнение требований действующего законодательства доступ к указанным Интернет-сайтам следует ограничить.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель Управления Роскомнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, по существу заявленных требований не возражает.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Чердынского района проведена проверка по вопросу ограничения доступа к информации.
В ходе мониторинга сети Интернет, установлены интернет-страницы, расположенные по сетевым адресам: https://perm.mydiplomattstore.com, https://perm.area-diplomix.com, https://diplomanrussian.com, https://perm.goodiploma.com, https://perm.diplomvrukia.com, https://perm.firma-diplomvs.com, на страницах которых в открытом доступе без ограничения на передачу, копирование и распространение размещены сведения о возможности покупки дипломов о высшем образовании всех уровней, дипломов техникума, колледжа, аттестата школы без прохождения обучения, на бланке Гознак, цены, способы оплаты и доставки документов. При этом действующее законодательство предусматривает возможность ограничения распространения информации в сети Интернет в целях защиты конституционных прав и законных интересов граждан и публичных интересов Российской Федерации.
Данные страницы в информационно - коммуникационной сети Интернет открыты для свободного доступа неопределенного круга лиц. На момент проверки вышеуказанные интернет ресурсы в единый реестр информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не внесены.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) предусмотрено, что распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе, защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
Согласно статье 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
Пунктом 16 названной статьи предусмотрено, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Из материалов дела следует, что в ходе мониторинга интернет-сайтов прокуратурой района выявлено, что на указанных интернет сайтах размещена информация о возможности изготовления и покупки дипломов об образовании, школьных аттестатов. Доступ к данным сайтам не ограничен, сайты свободны к посещению пользователей, информация не ограничена к копированию и распространению любым пользователем.
Статьей 324 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Частью 1 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего право или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей бланков.
Наличие в свободном доступе на сайтах подобного рода предложений о возможности приобретения документа об образовании, без прохождения обучения, с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет» способствует нарушению законодательства об образовании, умышленному искажению результатов государственной итоговой аттестации, что в свою очередь влечет уголовно - наказуемые деяния.
В соответствии с частями 1, 2, пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр).
В Единый реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На момент рассмотрения дела судом интернет-ресурсы: https://perm.mydiplomattstore.com, https://perm.area-diplomix.com, https://diplomanrussian.com, https://perm.goodiploma.com, https://perm.diplomvrukia.com, https://perm.firma-diplomvs.com, в Единый реестр не внесены, что подтверждается сведениями с интернет-сайта.
Суд полагает, что информация, размещенная в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» на указанных интернет-сайтах является запрещенной, фактически способствует совершению преступлений. Распространение вышеуказанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, противодействия коррупции, подрывает основы конституционного строя, в части приобретения и оборота документов.
С учетом изложенного, суд считает требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу части 4 статьи 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора Чердынского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию о продаже дипломов учебных заведений, школьных аттестатов, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах:
https://perm.mydiplomattstore.com,
https://perm.area-diplomix.com,
https://diplomanrussian.com,
https://perm.goodiploma.com,
https://perm.diplomvrukia.com,
https://perm.firma-diplomvs.com, в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю для включения указателя страниц сайтов в сети Интернет по адресу:
https://perm.mydiplomattstore.com,
https://perm.area-diplomix.com,
https://diplomanrussian.com,
https://perm.goodiploma.com,
https://perm.diplomvrukia.com,
https://perm.firma-diplomvs.com, в единую информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Чердынский районный суд Пермского края, в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Акладская