УИД 29RS0025-01-2020-000790-11
Судья Рогачева А.М. |
Дело № 2-3/2021 |
стр.149г, г/п 150 руб. |
Докладчик Рассошенко Н.П. |
Дело № 33-5737/2021 |
14 сентября 2021 года |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Гаркавенко И.В.,
судей Романовой Н.В. и Рассошенко Н.П.,
при помощнике судьи Калухиной А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 14 сентября 2021 года дело по апелляционным жалобам истца Ермолинского В.А. и ответчика администрации муниципального образования «Шангальское» на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 23 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Ермолинский В.А. обратился в суд с учетом окончательного уточнения исковых требований к ООО «Шангальский жилищно-коммунальный сервис» (далее – ООО «Шангальский ЖКС»), потребительскому обществу «Устьянское» (далее – ПО «Устьянское»), администрации МО «Шангальское», администрации МО «Устьянский муниципальный район», управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» о возложении на администрацию МО «Шангальское», на администрацию МО «Устьянский муниципальный район», управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» обязанности организовать и обеспечить на территории д. Бережная МО «Шангальское» Устьянского района Архангельской области надлежащее водоотведение (в части обеспечения очистки сточных вод на канализационных сооружениях в д. Бережная, перед сбросом их в водный объект – р. Устья через ручей Ляпов); возложении на ООО «Шангальский ЖКС» при эксплуатации комплекса муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры МО «Шангальское» на основании концессионного соглашения обязанности не допускать сброса сточных вод в р. Устья, обеспечив очистку сточных вод до установленных нормативов, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод в р. Устья через ручей Ляпов; возложении на ПО «Устьянское» обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод в р. Устья через ручей Ляпов, при эксплуатации производственных объектов на территории с. Шангалы, д. Бережная обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Устья через ручей Ляпов.
В обоснование исковых требований указал, что начиная с 1970 года от дома № 16 по ул. Полевая, детского сада, хлебозавода и молкомбината в с. Шангалы Устьянского района Архангельской области была построена канализация, по которой отходы сливались в ручей Ляпов, а далее в р. Устья. В 1980 году было начато строительство очистных сооружений, которые не достроены. ООО «Шангальский ЖКС» в целях осуществления своей деятельности эксплуатирует систему коммунальной инфраструктуры МО «Шангальское», осуществляет сброс неочищенных сточных вод по канализационной сети от 5 новых домов, поликлиники, детского сада «Солнышко», магазина ПО «Устьянское», Сбербанка и др. в ручей Ляпов и далее в р. Устья, за что общество привлекалось к административной ответственности. В 1990 году в с. Шангалы построен новый хлебозавод, от которого отходы также сливались в ручей Ляпов и далее в р. Устья. ПО «Устьянское» за сброс неочищенных сточных вод в р. Устья при эксплуатации хлебозавода также привлекалось к административной ответственности. ИП Кокорина М.Л. привлекалась к административной ответственности за сброс неочищенных сточных вод при эксплуатации производственного комплекса по адресу: <адрес>, в том числе молокозавода. На протяжении десятилетий ответчиками нарушается природоохранное законодательство, осуществляется сброс неочищенные сточных вод в р. Устья, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, тем самым нарушается право истца на благоприятную окружающую среду.
Определением суда от 23 марта 2021 года принят отказ Ермолинского В.А. от иска к ООО «Устьянская молочная компания» о возложении обязанности установить временные очистные сооружения до постройки капитальных очистных сооружений в срок до 01 июля 2021 года, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснив, что существующая в д. Бережная канализационная сеть, являющаяся муниципальной собственностью МО «Шангальское», передана по концессионному соглашению ООО «Шангальский ЖКС». Канализационная сеть находится в технически не пригодном для эксплуатации состоянии, очистные сооружения по настоящее время не построены. Построенная в 70-е годы канализационная сеть не была рассчитана на объем водоотведения вновь возведенных в последующем и присоединенных к данной сети объектов, в том числе многоквартирных домов. Присоединение строящихся объектов к данной сети продолжается. Канализационная сеть не справляется с объемом водоотведения, канализационные стоки через переполненные люки вытекают на поверхность земли, сбрасываются в ручей Ляпов и далее в р. Устья. От вытекаемых на поверхность земли и сбрасываемых в ручей нечистот вокруг стоит удушливый запах, почва вокруг от загрязнения почернела, погибает растительность. Органы местного самоуправления мер по организации надлежащего водоотведения на территории д. Бережная МО «Шангальское» не принимают. ООО «Шангальский ЖКС» при осуществлении деятельности по водоотведению через разрушенные канализационные сети допускает сброс неочищенных сточных вод в ручей Ляпов, а затем в р. Устья, сброс сточных вод от муниципальной канализации осуществляется через трубу, выходящую между домами № 6 и 7 по у. Западная в д. Бережная. За нарушение природоохранного законодательства общество неоднократно привлекалось к административной ответственности. У ПО «Устьянское» в д. Бережная МО «Шангальское» в эксплуатации находится хлебозавод, при осуществлении деятельности на данном производственном объекте общество также допускает сброс неочищенных сточных вод в ручей Ляпов и далее в р. Устья по канализационной трубе, выходящей в ручей Ляпов напротив дома № 2 по ул. Западной в д. Бережная. Вследствие эксплуатации разрушенных канализационных сетей в отсутствие очистных сооружений и сброса неочищенных сточных вод на поверхность земли и в ручей Ляпов, далее в р. Устья нарушается экология, причиняется вред окружающей среде, что влечет нарушение прав истца на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика ПО «Устьянское» Ерибакан Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что на территории производственного объекта (хлебозавода) организация содержит и эксплуатирует очистные сооружения, организована очистка всех колодцев-отстойников от твердых примесей и жировых шламов, образующихся в процессе эксплуатации сетей, в составе сброса отсутствуют радиоактивные, токсичные и опасные для жизни и здоровья людей и фауны вещества, выполняется ежеквартальный лабораторный контроль за качеством сточных вод, ежегодно организация направляет экологическую отчетность, объект поставлен на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесен к 3 категории негативного воздействия, для которых нормативы допустимых сбросов не рассчитываются. ПО «Устьянское» приняло меры для предотвращения попадания сброса сточных вод в водные объекты от хлебозавода, выполнена консервация системы подземной канализации на территории хлебозавода. Все объемы сточных вод на основании договора вывозятся и передаются на обезвреживание на очистные сооружения ООО «ГК «УЛК», сброс сточных вод в р. Устья в настоящее время не допускается.
Представитель ответчика администрации МО «Шангальское» Друганов С.И. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что администрация МО «Шангальское» является ненадлежащим ответчиком по делу. Канализационные сети в д. Бережная являются муниципальной собственностью МО «Шангальское», были переданы ООО «Шангальский ЖКС» по концессионному соглашению для оказания услуг по водоотведению, канализационные сети находятся в ветхом состоянии, очистных сооружений не имеется. Начатая в 2012 году реконструкция и строительство объектов канализационной системы не были завершены. Технологически канализационные сети ПО «Устьянское» и ООО «Устьянская молочная компания» к муниципальной канализационной сети не присоединены. Обсуждается на областном уровне вопрос о строительстве единой канализационной сети и очистных сооружений для муниципальных и производственных объектов ПО «Устьянское» и ООО «УМК», денежных средств на данные цели нет ни в бюджете МО «Шангальское», ни в бюджете МО «Устьянский муниципальный район». ПО «Устьянское», ООО «УМК», ООО «Шангальский ЖКС» принимают меры по недопущению сбросов неочищенных сточных вод в ручей Ляпов и далее в р. Устья, на канализационных трубах поставлены заглушки. ООО «Шангальский ЖКС» осуществляет вывоз сточных вод из канализационных колодцев спецтранспортом на объект размещения отходов, но, несмотря на это, от большого объема грунтовых и поверхностных вод канализационные колодцы переполняются, сточные воды из труб выходят наружу, допускается сброс неочищенных сточных вод в реку Устья через ручей Ляпов. Организация водоотведения относится к полномочиям муниципального района. Соглашением, заключенным в декабре 2020 года с администрацией МО «Устьянский муниципальный район», полномочия по организации водоотведения на 2021 год переданы муниципальному образованию «Шангальское». Предоставляемая в рамках данного соглашения субвенция не может быть направлена на строительство очистных сооружений. ООО «Шангальский ЖКС» также не является надлежащим ответчиком по делу, канализационные сети были переданы обществу по концессионному соглашению, ремонт или реконструкция канализационных сетей и строительство очистных сооружений предметом концессионного соглашения не являются. Администрация МО «Шангальское» готова выполнить работы по проектированию станции биологической очистки и строительству канализационных сетей в д. Бережная МО «Шангальское» при условии предоставления субвенции от администрации МО «Устьянский муниципальный район» в рамках соглашения о передаче полномочий на 2021 год. Канализационные сети в д. Бережная, ранее переданные ООО «Шангальский ЖКС» по концессионному соглашению, изъяты из владения и пользования общества на основании дополнительного соглашения от 01 марта 2021 года в связи с невозможностью их эксплуатации ввиду изношенности, отсутствия очистных сооружений и убыточности для общества их эксплуатации для осуществления хозяйственной деятельности по водоотведению.
Представитель третьего лица прокуратуры Устьянского района Мальцев В.С. в судебном заседании с исковыми требованиями, заявленными к администрации МО «Шангальское», ООО «Шангальский ЖКС», согласился, заявленные к администрации Устьянского муниципального района Архангельской области, управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», ПО «Устьянское» требования полагал не подлежащими удовлетворению.
Ответчики ООО «Шангальский ЖКС», администрация Устьянского муниципального района Архангельской области, управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», ООО «Устьянская молочная компания», третьи лица Территориальный отдел Роспотребнадзора в Вельском, Коношском и Устьянском районах, Северное межрегиональное управление Росприроднадзора, ОСП по Устьянскому району УФССП России по АО и НАО, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в суд не направили.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика ООО «Шангальский ЖКС» Есманский А.В. с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что канализационные сети, расположенные в д. Бережная МО «Шангальское», были переданы обществу по концессионному соглашению для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг водоотведения без объектов по очистке либо утилизации сточных вод. Канализационные сети, построенные в 60-70 годах, требуют капитального ремонта, трубы лопнули. Общество по условиям концессионного соглашения не принимало на себя обязательств по ремонту и реконструкции канализационных сетей, а также строительству очистных сооружений. В целях недопущения сброса сточных вод в ручей Ляпов обществом поставлены заглушки на канализационных трубах, но так как канализационные трубы во многих местах повреждены, в них попадают грунтовые и поверхностные воды, вывезти накапливающийся объем сточных вод из колодцев невозможно и экономически убыточно для общества, поэтому допускается сброс сточных вод в ручей Ляпов. Сброс сточных вод в р. Устья через ручей Ляпов по канализационной системе в д. Бережная не наносит существенный вред окружающей среде, сброс осуществляется на существенном удалении от мест водозабора. Запрещение, ограничение сброса сточных вод через систему канализации в д. Бережная приведет к утрате жителями домов нормальных условий проживания, невозможности организациями социальной инфраструктуры осуществлять свою деятельность. Между МО «Шангальское» и ООО «Шангальский ЖКС» заключено дополнительное соглашение к концессионному соглашению об изъятии у общества объекта - канализационной сети в д. Бережная МО «Шангальское».
Из отзыва администрации МО «Устьянский муниципальный район» на исковое заявление следует, что администрация с иском не согласна. Объекты системы коммунальной инфраструктуры на территории МО «Шангальское», в том числе канализационная сеть в д. Бережная, находятся в собственности МО «Шангальское». На основании концессионного соглашения комплекс муниципального имущества системы коммунальной инфраструктуры, который подлежит реконструкции, передан муниципальным образованием ООО «Шангальский ЖКС». Полномочия муниципального района в части водоотведения на территории МО «Шангальское» по соглашению переданы муниципальному образованию «Шангальское». Вступившим в законную силу решением Устьянского районного суда от 18 января 2019 года прокурору Устьянского района отказано в удовлетворении требований о возложении на администрацию МО «Устьянский муниципальный район» обязанности обеспечить на территории МО «Шангальское» водоотведение в соответствии с требованиями водоохранного законодательства.
В отзыве на исковое заявление управление строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район» с иском не согласилось по доводам, аналогичным изложенным администрацией МО «Устьянский муниципальный район».
Северное межрегиональное управление Росприроднадзора в отзыве на исковое заявление указало, что Управлением неоднократно проводились административные расследования по факту сброса сточных вод без очистки через ручей Ляпов в р. Устья от жилфонда и производственных объектов с. Шангалы Устьянского района, за данные правонарушения неоднократно привлекались к административной ответственности ПО «Устьянское» и ООО «Шангальский ЖКС». Указанным лицам были вынесены представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. ООО «Шангальский ЖКС» в условиях отсутствия очистных сооружений с. Шангалы принимает меры по частичному вывозу сточных вод от объектов МО «Шангальское» спецтранспортом на объект размещения отходов с. Шангалы, ПО «Устьянское» для исключения поступления загрязненных сточных вод в окружающую среду было принято решение об установке собственных очистных сооружений. На официальном сайте в сети «Интернет» МО «Шангальское» 01 марта 2019 года опубликована актуализированная схема водоснабжения и водоотведения МО «Шангальское», разработанная согласно требованиям Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в пояснительной записке к указанной схеме описано существующее положение в сфере водоотведения и планируемые мероприятия по строительству централизованной канализации с коммунальными очистными сооружениями. На сайте МО «Шангальское» опубликовано решение от 24 декабря 2020 года № 297 об одобрении Соглашения о передаче МО «Шангальское» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом. Администрация МО «Шангальское» обязана организовать и обеспечить на территории МО «Шангальское» надлежащее водоотведение в части обеспечения очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях перед сбросом их в водный объект. ООО «Шангальский ЖКС» при эксплуатации комплекса муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры МО «Шангальское» на основании концессионного соглашения от 04 декабря 2015 года обязано не допускать сброс неочищенных сточных вод в водные объекты. ПО «Устьянское» при эксплуатации производственных объектов на территории с. Шангалы обязано обеспечить надлежащую очистку сточных вод, сбрасываемых в р. Устья.
Решением Устьянского районного суда Архангельской области от 23 марта 2021 года исковые требования Ермолинского В.А. удовлетворены частично. На администрацию муниципального образования «Шангальское» Устьянского муниципального района Архангельской области возложена обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу организовать и обеспечить на территории деревни Бережная муниципального образования «Шангальское» Устьянского района Архангельской области надлежащее водоотведение сточных вод через систему канализации, обеспечивающее сбор, очистку и отведение нормативно очищенных сточных вод в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, не допуская сброса неочищенных сточных вод в водный объект реку Устья через ручей «Ляпов».
В удовлетворении исковых требований к администрации МО «Устьянский муниципальный район», управлению строительства и инфраструктуры администрации МО «Устьянский муниципальный район», ООО «Шангальский ЖСК», ПО «Устьянское» отказано.
С данным решением не согласились истец Ермолинский В.А. и ответчик администрация муниципального образования «Шангальское».
Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить частично, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указал доводы, аналогичные изложенным ранее в исковом заявлении и уточнениях к нему. Дополнительно указал, что суд неправомерно отказал в удовлетворении исковых требований к МО «Устьянский муниципальный район», ссылаясь на Соглашение о передаче МО «Шангальское» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года части полномочий по решению вопросов местного значения: организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашение имеет пресекательный срок действия. Вопросы водоотведения МО «Шангальское» не решить, данные вопросы должны решаться районом. ООО «Шангальский ЖСК», чтобы уйти от ответственности, пошло на сговор с МО «Шангальское», в результате которого суду было представлено дополнительное соглашение от 18 февраля 2021 года об исключении п. 13 приложения № 3 – канализационной сети протяженностью 1 680 м., кадастровый номер 29:18:110:105:634. ООО «Шангальский ЖСК» будет сливать нечистоты в реку Устья через ручей Ляпов, ссылаясь на данное решение суда. Допрошенные в ходе рассмотрения дела свидетели ФИО1, ФИО2, проживающие в д. Бережная, показали, что на протяжении многих лет вытекают канализационные стоки на поверхность земли, стоит зловонный запах, вокруг гибнет растительность, далее эти стоки текут в ручей Ляпов и в реку Устья, их дети страдают кожными и другими заболеваниями. В Юрятино канализационные сети никогда не перекрывали, все течет в реку Устья. Судом нарушены ст.ст. 7, 41, 42, 120 Конституции РФ. ООО «Устьянская молочная компания» в мае 2021 года сдает колбасный цех без очистных, в сентябре сдается два дома №№ 8, 9 по ул. 50 лет Октября, канализация потечет в жилую зону, в р. Ляпов, ул. Западная. Суд не дал оценки действиям судебного пристава Зарубиной, действиям (бездействию) всех ответчиков и третьих лиц, которые приводят к нарушению экологии в с. Шангалы.
Ответчик администрация муниципального образования «Шангальское» в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований к администрации МО «Шангальское», принять по делу новое решение. Указаны доводы, аналогичные изложенным ранее в отзыве на исковое заявление. Дополнительно указано, что суд не выполнил требования ст.ст. 12, 55, 56, 67, 71, 195-198 ГПК РФ. Суд не принял довод администрации о том, что в силу положений п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Администрация МО «Шангальское» является ненадлежащим ответчиком. Организация деятельности по водоотведению относится к полномочиям муниципального района. Соглашением, заключенным в декабре 2020 года, полномочия по организации водоотведения на 2021 год переданы муниципальному образованию «Шангальское». Для исполнения данного соглашения поселению предоставлен трансферт в сумме 470 000 руб., который направлен исключительно на ремонт и содержание муниципального имущества, передаваемого из муниципального района в поселение сроком на 1 год. Организация водоотведения органами местного самоуправления муниципального района осуществляется самостоятельно через передачу имущества в специализированные предприятия или организации, либо посредством заключения соглашений о передаче полномочий в поселение, что и было выполнено. С учетом особенностей, предусмотренных ч.ч. 1, 2 ст. 41.1 Закона РФ «О концессионных соглашениях», администрация поселения осуществила передачу прав владения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, по концессионному соглашению. Участок канализационной сети, протяженностью 1 680 м., кадастровый номер 29:18:110:105:634, согласно Закону Архангельской области от 20.12.2006 № 307-14-ОЗ был передан в собственность муниципального образования «Шангальское», которое в свою очередь передало его ООО «Шангальский ЖСК» по концессионному соглашению для оказания услуг по водоотведению. Очистных сооружений на указанном участке не имеется, соответственно, по соглашению муниципальному образованию «Шангальское» они не передавались. Данные канализационные сети изъяты из владения и пользования ООО «Шангальский ЖСК» на основании дополнительного соглашения от 01 марта 2021 года. Администрацией 01 марта 2021 года подано заявление в МО «Устьянский муниципальный район» о заключении дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о передаче муниципальному образованию «Шангальское» полномочий района в части отзыва полномочий по организации водоотведения на участке: канализационная сеть, протяженностью 1 680 м., кадастровый номер 29:18:110:105:634, которое осталось без реагирования со стороны администрации района. Ответчик не может выполнять условия соглашения в связи с отсутствием обязательного элемента для организации водоотведения – очистки сточных вод. Соглашения о предоставлении дотации или субсидии на вопросы водоотведения нет. Суд, обязывая обеспечить нормативные требования по водоотведению, возложил на ответчика обязанность построить дополнительно к водопроводу очистные сооружения, что грубо нарушает положения ст. 86 БК РФ в части расходных обязательств местного бюджета. Статья 136 БК РФ судом не была проанализирована. Бюджет поселения дотационный, при этом расчет дотаций в силу ст.ст. 137, 138, 142.1 БК РФ для поселения осуществляет муниципальный район. Суд вынес заведомо неисполнимое решение, поскольку ни Федеральным законом № 131-ФЗ, ни БК РФ не предусмотрено расходование бюджетных средств на финансирование решения вопросов, которые сельское поселение «Шангальское» не уполномочено решать. Надлежащим ответчиком по делу является МО «Устьянский муниципальный район», обладающее указанными полномочиями и финансированием по водоотведению в соответствии с законом.
В возражениях на апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «Шангальское» прокуратура Устьянского района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда – без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу ответчика администрации муниципального образования «Шангальское», выслушав пояснения прокурора Загвоздиной Н.А., не согласившейся с апелляционными жалобами, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 18 данного Федерального закона водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В силу п. 2 ст. 3 Водного Кодекса РФ основным принципом водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 44 Водного кодекса РФ предусмотрено, что использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 43.1 данного Федерального закона при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды.
В целях реализации положений Водного кодекса РФ, других законодательных и нормативных актов в области природопользования и охраны окружающей среды, а также необходимости совершенствования деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства с учетом новых экономических отношений приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации.
В силу п. 3.3.1 указанных Правил основными задачами эксплуатации очистных сооружений и установок являются: обеспечение проектных параметров очистки сточных вод и обработки осадков с отведением очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, а обезвреженных осадков - в места складирования и утилизации с соблюдением требований, территориальных органов управления использованием и охраной водного фонда, органов Министерства природных ресурсов и Госсанэпиднадзора; организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений; выполнение мероприятий по сокращению сброса сточных вод и загрязняющих веществ и соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных природоохранными органами.
В соответствии с п. 3.4 «СанПиН 2.1.5.980-00. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22.06.2000, водопользователи на основе регламентированных условий сброса сточных вод и требований к различным видам хозяйственной деятельности обязаны обеспечить разработку и реализацию водоохранных мероприятий, осуществление контроля за использованием и охраной вод, принятие мер по предотвращению и ликвидации загрязнения водных объектов, в т.ч. и вследствие залпового или аварийного сброса.
Согласно п.п. 4.1, 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 в целях охраны водных объектов от загрязнения не допускается сбрасывать в водные объекты сточные воды (производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностно-ливневые и т.д.), которые содержат возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной, вирусной и паразитарной природы. Сточные воды, опасные по эпидемиологическому критерию, могут сбрасываться в водные объекты только после соответствующей очистки и обеззараживания до числа термотолерантных колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 100, числа общих колиформных бактерий КОЕ/100 мл <= 500 и числа колифагов БОЕ/100 мл <= 100.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из ч. 3 ст. 14 данного Федерального закона, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 ?–3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Частью 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу ч. 4 ст. 15 данного Федерального закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в водные объекты организациями, осуществляющими водоотведение, устанавливаются в соответствии с водным законодательством, законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно п.п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 данного закона под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судом первой инстанции установлено, что водоотведение в д. Бережная МО «Шангальское» осуществляется, в том числе через централизованную систему канализации.
Канализационная сеть в д. Бережная согласно Закону Архангельской области от 20.12.2006 № 307-14-ОЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» Архангельской области и муниципальными образованиями «Октябрьское», «Березницкое», «Бестужевское», «Дмитриевское», «Илезское», «Киземское», «Лихачевское», «Лойгинское», «Малодорское», «Орловское», «Плосское», «Ростовско-Минское», «Синицкое», «Строевское», «Череновское», «Шангальское» Архангельской области» была передана в собственность муниципального образования «Шангальское».
Данное имущество состоит в реестре муниципальной собственности МО «Шангальское».
04 декабря 2015 года между администрацией МО «Шангальское» (концедент) и ООО «Шангальский ЖКС» (концессионер) в соответствии с протоколом о результатах проведения открытого конкурса от 30 ноября 2015 года № 5 заключено концессионное соглашение, согласно которому концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения, и осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе по водоотведению на территории МО «Шангальское» с использованием объекта соглашения, состав которого, его описание, технико-экономические показатели приведены в приложении № 3 к соглашению. В том числе во владение и пользование обществу для осуществления хозяйственной деятельности переданы канализационные сети в д. Бережная МО «Шангальское», 1972 года постройки, протяженностью 1 680 м., с нулевой балансовой и остаточной стоимостью (п. 13 приложения № 3).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ одним из видов деятельности ООО «Шангальский ЖКС» является сбор и обработка сточных вод.
Объекты по очистке сточных вод по концессионному соглашению обществу не передавались в связи с отсутствием очистных сооружений в д. Бережная.
Судом также установлено, что существующая в д. Бережная канализационная сеть, 1972 года постройки, физически изношена, герметичность канализационных труб нарушена, очистные сооружения отсутствуют, сточные воды из труб вытекают наружу на поверхность земли, допускается сброс сточных вод через трубу муниципальной канализационной сети, выходящую между домами № 6 и № 7 по ул. Западная в д. Бережная, в ручей Ляпов и далее в р. Устья.
Указанные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что организация водоотведения через технически изношенную централизованную канализационную систему в отсутствие очистных сооружений в д. Бережная МО «Шангальское» не соответствует требованиям природоохранного законодательства, ведет к загрязнению водных объектов, наносит вред окружающей среде, нарушает права граждан, в том числе истца Ермолинского В.А. на благоприятную окружающую среду.
Решениями Собрания депутатов Устьянского муниципального района от 23 декабря 2020 года № 297 и Совета депутатов сельского поселения «Шангальское» от 24 декабря 2020 года № 297 одобрено заключенное между МО «Устьянский муниципальный район» и МО «Шангальское» соглашение о передаче муниципальному образованию «Шангальское» на период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года части полномочий по решению вопросов местного значения: организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.3., 2.3 соглашения финансовое обеспечение полномочий, делегированных по настоящему соглашению, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, передаваемых из района в бюджет поселения в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, ежегодный объем которых устанавливается в соответствии с Методикой и составляет 497 457 руб. Объем иных межбюджетных трансфертов утверждается Собранием депутатов муниципального образования «Устьянский муниципальный район» о бюджете муниципального образования «Устьянский муниципальный район» на 2021 год, а также посредством внесения изменений в указанное решение.
Район при осуществлении переданных полномочий вправе, в том числе оказывать содействие поселению в решении вопросов, связанных с осуществлением полномочий района (п. 3.1.1 соглашения). Поселение вправе самостоятельно определять порядок исполнения полномочий, указанных в п. 1.1 соглашения, лиц, ответственных за их исполнение (п. 3.3.4 соглашения).
Поскольку ч. 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность передачи части полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения отдельным поселениям, входящим в состав муниципального района, по соглашению с органами местного самоуправления поселений, такое соглашение между муниципальным образование «Устьянский муниципальный район» и муниципальным образованием «Шангальское» на 2021 год заключено, суд обоснованно возложил обязанность по надлежащему водоотведению сточных вод в д. Бережная на администрацию муниципального образования «Шангальское».
Доводы апелляционной жалобы ответчика администрации МО «Шангальское» о том, что администрация МО «Шангальское» является ненадлежащим ответчиком, организация деятельности по водоотведению относится к полномочиям муниципального района, в рамках заключенного соглашения предусмотрен трансферт в сумме 470 000 руб., который должен быть направлен исключительно на ремонт и содержание муниципального имущества, соглашение не предусматривает строительство очистных сооружений, трансферты на данные цели не выделялись, не влияют на законность решения суда.
Муниципальное образование «Шангальское», заключив данное соглашение с муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» и добровольно приняв на себя соответствующие полномочия, обязано организовать надлежащее водоотведение с соблюдением требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Кроме того, канализационная сеть протяженностью 1 680 м. с кадастровым номером 29:18:110:105:634 в д. Бережная является муниципальной собственностью МО «Шангальское».
Согласно схеме водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Шангальское», размещенной на официальном сайте МО «Шангальское» 01 марта 2019 года, в разделе 9 «Существующее положение в сфере водоотведения муниципального образования» указано, что централизованной системой канализации оборудована д. Бережная, очистные сооружения отсутствуют. Стоки накапливаются в емкость бывшей хлораторной станции, откуда вывозятся автотранспортом на свалку «Верходворский угор». Отсутствие очистных сооружений приводит к сбросу в водные объекты большого количества загрязненных бытовых и производственных сточных вод, что ведет к загрязнению водных объектов, наносит вред окружающей среде.
Таким образом, об отсутствии очистных сооружений при заключении вышеназванного соглашения администрации МО «Шангальское» было известно. Тем не менее, данное соглашение между муниципальным районом и поселением было заключено.
Схемой водоснабжения было предусмотрено накопление стоков в емкость бывшей хлораторной станции с последующим вывозом на свалку «Верходворский угор», следовательно, возможность организовать надлежащее водоотведение в д. Бережная имеется.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что надлежащим ответчиком по данным требованиям является администрация МО «Шангальское».
Доводы апелляционной жалобы администрации МО «Шангальское» о том, что канализационная сеть протяженностью 1 680 м. в д. Бережная изъята из владения и пользования ООО «Шангальский ЖСК» на основании дополнительного соглашения от 01 марта 2021 года, администрацией 01 марта 2021 года подано заявление в МО «Устьянский муниципальный район» о заключении дополнительного соглашения о внесении изменений в соглашение о передаче муниципальному образованию «Шангальское» полномочий района в части отзыва полномочий по организации водоотведения на данном участке канализационной сети, не свидетельствуют о незаконности решения, поскольку до настоящего времени данное дополнительное соглашение с муниципальным образованием «Устьянский муниципальный район» не заключено.
Отказывая в удовлетворении требований истца к ответчику ПО «Устьянское», суд пришел к выводу о том, что сброс сточных вод в реку Устья через ручей Ляпов и пользование водным объектом данным ответчиком прекращены.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда в силу следующего.
Судом первой инстанции установлено, что ПО «Устьянское» является собственником здания хлебозавода, расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка общей площадью 5 963 кв.м., на котором расположено данное здание.
Пунктом 2.2 Устава ПО «Устьянское» предусмотрено, что одним из видов деятельности общества является производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
Согласно схеме канализационная сеть хлебозавода выходит за пределы территории хлебозавода через дорогу по направлению к ручью Ляпов.
Хлебозавод с. Шангалы поставлен на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду и включен в Федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода и III категории негативного воздействия на окружающую среду, что подтверждается свидетельством от 20 апреля 2017 года.
Из представленных в дело Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора информации и документов следует, что Управлением неоднократно проводились административные расследования по факту сброса сточных вод без очистки через ручей Ляпов в р. Устья, в том числе производимых от хлебозавода ПО «Устьянское».
По результатам административного расследования ПО «Устьянское» привлекалось к административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства в 2012 году, в 2017 году и в 2018 году по факту сброса загрязненных сточных вод через ручей Ляпов в р. Устья при эксплуатации хлебозавода. В 2019 году ПО «Устьянское» привлекалось к административной ответственности по факту использования водного объекта в целях сброса сточных вод без разрешительных документов на водопользование. При выезде и осмотре территории 22 мая 2019 года истечение стоков от хлебозавода ПО «Устьянское» не было зафиксировано, пробы стоков не отбирались. Согласно акту осмотра территории от 08 декабря 2020 года специалистом аккредитованной лаборатории «ЦЛАТИ по Архангельской области» также составлен акт о невозможности отбора пробы сточных вод, осуществляемых от хлебозавода ПО «Устьянское», в связи с недостаточным объемом истекающих сточных вод.
В подтверждение прекращения сброса сточных вод от хлебозавода в ручей Ляпов и далее в р. Устья ответчиком ПО «Устьянское» представлены: постановление правления ПО «Устьянское» от 18 января 2021 года № 2, которым принято решение произвести комплекс технических мероприятий по консервации системы подземной канализации на территории объекта, все объемы сточных вод предприятия передавать на обезвреживание на очистные сооружения ООО ГК «УЛК» согласно договору от 03 декабря 2020 года № 03/12, направить ходатайство в администрацию МО «Шангальское» о строительстве комплексных очистных сооружений на территории с. Шангалы; акт от 21 января 2021 года о проведении работ по консервации подземной канализационной трубы сброса сточных вод, согласно которому выполнена консервация оголовков 2-х канализационных труб на входе в канализационный колодец № 10; акт от 29 января 2021 года осмотра выпуска мест сточных вод после консервации подземных канализационных труб, согласно которому осмотр проводился с 21 по 29 января 2021 года, установленные при консервации заглушки в контактном колодце № 10 присутствуют, протечек сточных вод не обнаружено, движения водотока по дну колодца не наблюдается, при осмотрах территории бывшего выпуска сточных вод напротив дома № 2 по ул. Западная, д. Бережная МО «Шангальское» движения водотока, в том числе капельного не обнаружено. Сброс сточных вод полностью прекращен, сточные воды не поступают в водные объекты.
Согласно договору от 03 декабря 2020 года № 03/12, заключенному ПО «Устьянское» (заказчик) с ООО Группа компаний «УЛК» (исполнитель), исполнитель обязался по заявкам заказчика вывозить хозяйственно-бытовые стоки, в том числе: откачивать специализированным транспортом хозяйственно-бытовые стоки, транспортировать к очистным сооружениям, обезвреживать их в очистных сооружениях.
В подтверждение выполнения условий договора ответчиком представлены справки для расчетов за выполненные работы, счета-фактуры, счета на оплату, в том числе за январь-февраль 2021 года.
Поскольку сброс стоков в реку Устья через ручей Ляпов ответчиком ПО «Устьянское» прекращен, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований, заявленных к данному ответчику.
Относительно требований, заявленных истцом к ООО «Шангальский ЖКС», судом первой инстанции установлено следующее.
Согласно п. 1.1 концессионного соглашения от 04 декабря 2015 года, заключенного между муниципальным образованием «Шангальское» (концедент) и ООО «Шангальский ЖКС» (концессионер), концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения, и осуществлять хозяйственную деятельность по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на территории муниципального образования «Шангальское» с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный данным соглашением, права владения и пользования объектом для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения является комплекс муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Шангальское», который подлежит реконструкции. Состав объекта соглашения, его описание приведены в приложении № 3 к соглашению (п. 2.1 соглашения).
Пунктом 13 приложения № 3 в состав объектов концессионного соглашения включена канализационная сеть протяженностью 1 680 м. в д. Бережная МО «Шангальское» Устьянского района Архангельской области с кадастровым номером 29:18:110105:634.
Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора неоднократно проводились административные расследования по факту сброса сточных вод без очистки через ручей Ляпов в р. Устья от жилфонда и производственных объектов с. Шангалы Устьянского района.
По результатам административного расследования ООО «Шангальский ЖКС» неоднократно привлекалось к административной ответственности в 2018-2019 годах за сброс сточных вод при осуществлении деятельности по эксплуатации систем канализационной инфраструктуры МО «Шангальское».
Из представленных Северным межрегиональным управлением Росприроднадзора материалов проверок в отношении ООО «Шангальский ЖКС» следует, что 08 декабря 2020 года был проведен осмотр участка водоохранной зоны р. Устья и ручья Ляпов в д. Бережная МО «Шангальское» Устьянского района Архангельской области, в ходе которого вдоль ручья Ляпов напротив домов № 6 и № 7 по ул. Западная у деревянного сарая из-под земли под дорогой зафиксировано истечение сточных вод с резким характерным запахом канализации, произведен отбор проб сточных вод, истекающих из оголовка трубы в ручей Ляпов перед впадением в реку Устья. Через указанный оголовок трубы в ручей Ляпов осуществляется сброс сточных вод из сетей водоотведения, эксплуатируемых ООО «Шангальский ЖКС». По результатам анализа проб сточные воды сбрасываются ООО «Шангальский ЖКС» в реку Устья через ручей Ляпов с превышением установленных нормативов (ПДКрх).
Таким образом, в нарушение требований Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обществом с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС» осуществляется сброс сточных вод по канализационной сети в д. Бережная без очистки через ручей Ляпов в р. Устья.
В материалы дела ответчиками представлено дополнительное соглашение № 8 от 18 февраля 2021 года к концессионному соглашению от 04 декабря 2015 года, заключенное между МО «Шангальское» и ООО «Шангальский ЖКС», которым стороны, руководствуясь п.п. 15.1-15.3 соглашения, договорились исключить п. 13 приложения № 3 (состав и описание объектов концессионного соглашения), а именно канализационную сеть, протяженностью 1 680 м., кадастровый номер 29:18:110105:634, местоположением: Архангельская область, Устьянский район, МО «Шангальское», д. Бережная.
Отказывая в удовлетворении заявленных к ООО «Шангальский ЖКС» требований, суд пришел к выводу о том, что канализационные сети в д. Бережная исключены из числа объектов концессионного соглашения, переданных обществу для осуществления хозяйственной деятельности по водоотведению, то есть выбыли из владения и пользования ООО «Шангальский ЖКС».
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда в силу следующего.
Пунктом 15.1 соглашения от 04 декабря 2015 года предусмотрено, что настоящее соглашение может быть изменено по соглашению сторон.
Основанием для изменения условий настоящего соглашения является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении настоящего соглашения, включая невозможность обеспечения условий и порядка компенсации расходов концессионера по представленным им потребителям льготам, установленным федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе по льготам по оплате товаров, работ и услуг (п. 15.2).
В настоящее соглашение вносятся изменения по согласию сторон в случае установления законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления норм, ухудшающих положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении настоящего соглашения, за исключением случая, когда указанные нормы были установлены путем внесения изменений в технический регламент, иной нормативный правовой акт Российской Федерации, регулирующий отношения в области охраны недр, окружающей среды, здоровья граждан, и концессионер при осуществлении деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения, не предоставляет потребителям коммунальные услуги по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом регулируемых надбавок к ценам (тарифам) (п. 15.3).
Обосновывая необходимость внесения изменений в концессионное соглашение и исключения из перечня объектов канализационной сети в д. Бережная, представитель администрации МО «Шангальское» ссылался на невозможность эксплуатации канализационной сети ввиду изношенности, отсутствие очистных сооружений и убыточность для общества их эксплуатации для осуществления хозяйственной деятельности по водоотведению.
Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о наличии оснований для таких изменений, поскольку при заключении концессионного соглашения его сторонам с достоверностью было известно об отсутствии очистных сооружений и изношенности канализационной сети.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия концессионного соглашения, определенные на основании решения о заключении концессионного соглашения и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, могут быть изменены по соглашению сторон концессионного соглашения на основании решения Правительства Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является Российская Федерация), органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации) либо органа местного самоуправления (для концессионного соглашения, концедентом в котором является муниципальное образование), а также в случаях, предусмотренных ч. 3.1 настоящей статьи, ч. 7 ст. 5, ч.ч. 1, 3 и 4 ст. 20 и ст. 54 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 3.8 ст. 13 данного Федерального закона изменение существенных условий концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект Российской Федерации или муниципальное образование, осуществляется по согласованию с антимонопольным органом.
Поскольку предмет соглашения является существенным условием концессионного соглашения, предметом соглашения от 04 декабря 2015 года является, в том числе осуществление концессионером хозяйственной деятельности по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению на территории МО «Шангальское» с использованием объекта соглашения, изменение объекта соглашения (исключение из перечня объектов соглашения канализационной сети в д. Бережная), с использованием которого концессионер осуществляет данную хозяйственную деятельность, свидетельствует о необходимости получения согласования антимонопольного органа.
Кроме того, частью 1 ст. 43 Федерального закона «О концессионных соглашениях» предусмотрено, что для изменения условий концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, в том числе условий, изменяемых по соглашению сторон на основании решений органов государственной власти или органа местного самоуправления, определенных на основании решения о заключении концессионного соглашения, конкурсной документации и конкурсного предложения концессионера по критериям конкурса, необходимо согласие антимонопольного органа, полученное в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Доказательств получения такого согласования администрацией МО «Шангальское» и ООО «Шангальский ЖКС» не представлено.
При таких обстоятельствах, дополнительное соглашение от 08 февраля 2021 года является ничтожной сделкой в силу ст. 166 ГК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Поскольку канализационная сеть в д. Бережная была введена в эксплуатацию в 1972 году, данный объект может быть передан в пользование только на основании концессионного соглашения.
Заключая дополнительное соглашение об исключении из концессионного соглашения от 04 декабря 2015 года канализационной сети в д. Бережная, муниципальное образование «Шангальское» открытый конкурс на заключение концессионного соглашения об осуществлении хозяйственной деятельности по водоотведению на территории данного населенного пункта не провело, на обслуживание канализационную сеть никому не передало.
Из материалов дела следует, что на территории МО «Шангальское» ООО «Шангальский ЖКС» оказывает потребителям услуги по централизованному водоснабжению. Данный процесс неразрывно связан с процессом водоотведения. Услуги по водоотведению также оказываются обществом с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС».
Исключая канализационную сеть протяженностью 1 680 м. в д. Бережная из обслуживания ООО «Шангальский ЖКС», администрацией МО «Шангальское» не решен вопрос организации водоотведения той части территории, которая обслуживалась посредством данной канализационной сети.
Поскольку канализационная сеть в д. Бережная из эксплуатации не выведена, иной способ водоотведения администрацией не организован, очевидно, что водоотведение будет осуществляться ООО «Шангальский ЖКС» через указанную канализационную сеть, несмотря на наличие дополнительного соглашения от 08 февраля 2021 года.
Кроме того, постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 ноября 2019 года № 69-в/4 утверждены производственные программы, установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги водоотведения, оказываемые ООО «Шангальский ЖКС» на территории сельского поселения «Шангальское» Устьянского района Архангельской области, в том числе утверждена производственная программа ООО «Шангальский ЖКС», осуществляющего водоотведение на территории сельского поселения «Шангальское» на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2025 года (приложение № 2).
Данной программой предусмотрено, что весь объем отведенных сточных вод принят на собственные очистные сооружения организации. Сточные воды не передаются на очистные сооружения других организаций (раздел 3).
При установлении тарифов на водоотведение агентством учитывались указанные показатели.
Следовательно, доводы ответчиков о том, что имелись основания для внесения изменений в концессионное соглашение в связи с возникшей необходимостью очистки сточных вод в д. Бережная, являются несостоятельными. Данные расходы включены обществу в тарифы по водоотведению.
При таких обстоятельствах, решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных к ООО «Шангальский ЖКС» требований подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении требований в части возложения на ООО «Шангальский ЖКС» обязанности при эксплуатации комплекса муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры в д. Бережная муниципального образования «Шангальское» Устьянского района Архангельской области не допускать сброса неочищенных сточных вод в водный объект – реку Устья через ручей Ляпов.
Требования о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Устья через ручей Ляпов, в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод в водный объект – реку Устья через ручей Ляпов удовлетворению не подлежат, поскольку нарушенные права истца восстановлены путем удовлетворения требования о запрете ООО «Шангальский ЖКС» сброса неочищенных сточных вод.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Устьянского районного суда Архангельской области от 23 марта 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований к обществу с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС».
Принять по делу в данной части новое решение, которым:
Исковые требования Ермолинского В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС» удовлетворить частично.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС» обязанность при эксплуатации комплекса муниципального имущества систем коммунальной инфраструктуры в д. Бережная муниципального образования «Шангальское» Устьянского района Архангельской области не допускать сброса неочищенных сточных вод в водный объект – реку Устья через ручей Ляпов.
В остальной части в удовлетворении требований Ермолинского В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Шангальский ЖКС» отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
И.В. Гаркавенко |
Судьи |
Н.В. Романова |
Н.П. Рассошенко |