Решение по делу № 2-326/2011 от 11.04.2011

Дело № 2-326/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Козьмодемьянск                                                               23 мая 2011 года                                                                

Горномарийский районный Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Малышева И.М., при секретаре Зубковой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Марковой С.И. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л :

Истица Маркова С.И. указывает, что она, являясь собственницей домовладения жилой площадью 30,2 кв. м, расположенного по адресу: город Козьмодемьянск, улица ****, дом ***, проживает и зарегистрирована по месту жительства в данном жилом доме. Кроме неё в этом жилом доме проживают дочь, внук, внучка и правнук. На неё и проживающих с ней членов семьи приходится менее установленной нормы площади жилого помещения. Обратившись к ответчику с заявлением о признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, она получила отказ по тем мотивам, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия.

Истица указывает, что является вдовой участника-ветерана Великой Отечественной войны, следовательно, в соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ, включающие, в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями. Она не согласна с доводом ответчика о том, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Она является собственницей квартиры, также не была обеспечена с учётом установленной нормы площади жилого помещения. Поэтому, прописав членов своей семьи, она не ухудшила свои жилищные условия, т.е. её действия не подпадают под ст. 53 ЖК РФ. Она нуждалась в улучшении жилищных условий как на момент обращения с заявлением о постановке на учет, так и на момент прописки членов своей семьи в свой дом. Поэтому отказ в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и в постановке на учет является незаконным.

Так, перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пункт 2 ч. 1 данной статьи определяет нуждаемость собственника жилого помещения с учетом проживающих с ним членов его семьи. Учётная норма площади жилого помещения в Республики Марий Эл, в соответствии с которой гражданин признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, составляет не менее 14 кв.м общей площади на 1 человека. Какследует из содержания п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В данном случае право на улучшение жилищных условий она имеет, поскольку Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета вдов участников Великой Отечественной войны жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно Указу Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года с изменениями от 9 января 2010 года, Закона РФ «О ветеранах», она имеет право на постановку на учет в качестве вдовы умершего участника и инвалида Великой Отечественной войны, нуждающегося в жилом помещении.

После смерти мужа, инвалида Великой Отечественной войны она продолжала жить в своем доме. Но в связи с ухудшением состояния здоровья, она еще в 1999 году зарегистрировала внука, и они с дочерью стали с ней проживать. В связи с преклонным возрастом и плохим состоянием здоровья, она не могла проживать самостоятельно в отдельном жилище. Вывод общественной комиссии по жилищным вопросам о преднамеренном ухудшении жилищных условий, является ошибочным. Онапостоянно нуждается в уходе и заботе своих членов семьи, так как дом является неблагоустроенным и ей необходима помощь и ими никогда не обсуждался вопрос о возможности встать на учет для улучшения жилищных условий.

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах», одной из мер социальной поддержки членов семьи погибших(умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего закона. Члены семей погибших(умерших) участников и инвалидов войны вставших на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно Федерального закона от 21 декабря 2009 года за № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», статья 21 п. 1 подпункт 4 данного закона предусматривает меры социальной поддержки членов семьи погибшего(умершего) участника Великой Отечественной войны по обеспечению жильем один раз, размером 36 кв. м.

Она проживает с четырьмя членами своей
семьи. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории граждан, что предопределяет и соответствующие объёмы необходимого финансирования.

Согласно законодательству ухудшение жилищных условий не обязательно должно иметь причинную связь с целью состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Ей тяжело жить одной по состоянию здоровья и возраст объективно подтверждают невозможность содержать себя и свой дом.

В силу изложенного истица считает, что постановление администрации города Козьмодемьянска от 29 марта 2011 года №135 является незаконным и подлежит отмене, просит признать себя нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложить на муниципальное образование «Городской округ»Город Козьмодемьянск» обязанность поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истица Маркова С.И. в судебном заседании поддержала свои требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель администрации МО «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл Морозова О.В. (доверенность от 11 января 2011 года в деле) в судебном заседании иск не признала, объяснив следующее. Не оспаривая факты регистрации по месту жительства у истицы Маркова В.А. (с 7 мая 1999 года) и членов его семьи Марковой Ю.П. (жены Маркова В.А., с 7 февраля 2011 года), Маркова Г.В. (правнука, с 16 ноября 2010 года), администрация оспаривает регистрацию по месту жительства у истицы Марковой Т.Н. с 31 января 2011 года, считая, что её регистрация влечёт применение положений ст. 53 ЖК РФ о том, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Свои доводы представитель ответчика подтверждает тем, что семья Марковой Т.Н. из 4 человек, в том числе она, супруг и дети, по адресу: г. Козьмодемьянск, адрес, по договору социального найма получила жилое помещение, общей площадью 34,7 кв.м, откуда она выписалась 19 октября 2003 года к своим родителям ФИО7 и ФИО16., при этом не утратила права на это жилое помещение. У своих родителей она была зарегистрированной по месту жительства по адресу: г. Козьмодемьянск, ул. <данные изъяты> общая площадь 46,3 кв.м, с 17 октября 2003 года по 28 января 2011 года, а с 31 января 2011 года зарегистрировалась у истицы по адресу: город Козьмодемьянск, улица ****, дом ***. Представитель ответчика считает, что факты, указанные третьими лицами и свидетелями о том, что Марковой Т.Н. очень часто бывала у Марковой С.И., помогала ей в ведении хозяйства, не могут служить основанием для удовлетворения иска, так как у Марковой С.И. проживал постоянно Марков В.А. (с 1999 г.), который осуществлял уход и помощь в ведении хозяйства, супруга которого по адресу: <данные изъяты>, имеет 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение (16,73 кв.м). Таким образом, срочной, безотлагательной и уважительных причин для регистрации по месту жительства Марковой Т.Н. у Марковой С.И. не имелось, что влечёт применение последствий ст. 53 ЖК РФ.

В судебном заседании 3 лицо Маркова Т.Н. объяснила, что признает факт получения её семьей из 4 человек жилого помещения по адресу: адрес, по договору социального найма общей площадью 34,7 кв.м, откуда она выписалась 19 октября 2003 года к своим родителям ФИО7 и ФИО16., по их просьбе, чтобы в дальнейшем не оформлять документов по оформлению наследства. Своей свекрови Марковой С.И. она постоянно, в течение многих лет, помогала вести хозяйство, ухаживала за ней, фактически проживала у неё. 31 января 2011 года она зарегистрировалась у Марковой С.И. по её просьбе.

3 лица Марков В.А. и Маркова Ю.П. в судебном заседании поддержали исковые требования и доводы, приведенные истицей и Марковой Т.Н.

Свидетель ФИО10 в судебном заседании показала, что она знает ФИО7 и ФИО16. как соседей. Маркова Т.Н. является их дочерью. В последние годы Маркова Т.Н. редко бывала о своих родителей. Слышала, что она проживает у своей свекрови, проживающей на улице ****, точный адрес не знает.

Свидетель ФИО11 в судебном заседании показала, что является соседкой Марковой С.И. Маркову Т.Н. знает давно, работали в одно время на заводе. Её она часто видела у своей свекрови Марковой С.И., она постоянно помогала свекрови вести хозяйство.

12 мая 2011 года истица Маркова С.И. представила суду заявление о том, что она от обследования своего дома межведомственной комиссией отказывается.

Заслушав стороны и третьих, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Маркова С.И имеет права и льготы, установленные ст. 21 Федерального закона «О ветеранах».Она обратилась с заявлением к мэру города Козьмодемьянска о постановке на учет нуждающейся в жилом помещении как вдова участника Великой Отечественной войны указав, что в доме нет благоустроенности, туалет на улице, горячей воды и ванны нет, ей физически тяжело ухаживать за домом, для проживания семьи, состоящей из 5 человек, недостаточно жилой площади.

Постановлением мэра города Козьмодемьянска № 135 от 29 марта 2011 года (п. 2) Марковой С.И., зарегистрированной по адресу: г. Козьмодемьянск, ул. ****, д. ****, с составом семьи 1 человек - на основании п. 3, ч. 1, ст. 54, ст. 53 ЖК РФ отказано в признании её нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и постановке на учет в рамках реализации Указа президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».

Справкой от 8 апреля 2011 года, выданной администрацией города Козьмодемьянска Марковой С.И., подтверждается, что по месту её жительства зарегистрированы Марков В.А., Маркова Ю.П., Марков Г.В. и сноха Маркова Т.Н. ( с 31 января 2011 года).

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714
"Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" (с изменениями от 9 января 2010 г.), в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, сочтено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ (основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч. 7 ст. 52 ЖК РФ порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Закона Республики Марий Эл от 11 мая 2005 г. N 13-З "О регулировании отдельных жилищных отношений в Республике Марий Эл" (с изменениями и дополнениями): 1. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждане (законные представители недееспособных лиц) подают в орган местного самоуправления по месту своего жительства заявление о принятии на учет по форме, утвержденной органом местного самоуправления. В случае и порядке, которые установлены федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. 2. К заявлению прилагаются: копия поквартирной карточки или выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; справка органа технической инвентаризации; документы, подтверждающие состав семьи; решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим (для граждан, встающих на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда); справка органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилых помещений на праве собственности.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

В силу ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Определением Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой спорной ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать регистрацию по месту жительства у истицы Марковой Т.Н. с 31 января 2011, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для истицы признания нуждающейся в улучшении жилищных условий, влечёт ли данная регистрация по месту жительства применение положений ст. 53 ЖК РФ, требует оценки фактических обстоятельств настоящего дела судом.

Оценивая фактические обстоятельства дела, суд принимает во внимание, что семья Марковой Т.Н. из 4 человек, в том числе она, по адресу: адрес, по договору социального найма получила жилое помещение, общей площадью 34,7 кв.м, откуда она выписалась 19 октября 2003 года к своим родителям ФИО7 и ФИО16., при этом она не представила доказательств о том, что она утратила права на это жилое помещение, вышеуказанная квартира не приватизирована. У своих родителей она была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты>, общая площадь 46,3 кв.м, с 17 октября 2003 года по 28 января 2011 года, как она сама пояснила, чтобы облегчить оформление наследственных прав. С 31 января 2011 года зарегистрировалась у истицы по адресу: город Козьмодемьянск, улица ****, дом ****. Суд соглашается с доводами представителя ответчика о том, что доводы, указанные третьими лицами и свидетелями о том, что Маркова Т.Н. очень часто бывала у Марковой С.И., помогала ей в ведении хозяйства, не могут служить в качестве уважительных - основанием для удовлетворения иска, так как у Марковой С.И. проживал постоянно Марков В.А. (с 1999 г.), который осуществлял уход и помощь в ведении хозяйства, супруга которого по адресу: город <данные изъяты>, имеет 1/3 долю в праве собственности на жилое помещение (16,73 кв.м).

При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Маркова С.И., разрешила регистрацию Марковой Т.Н. с 31 января 2011 года в своем жилом помещении при отсутствии какой-либо обязанности совершить такую регистрацию, иных уважительных причин, что в целом дает основание оценить указанную регистрацию по месту жительства у истицы применительно к ст. 53 ЖК РФ как совершенную с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Регистрацию Марковой С.И. в своем жилом помещении Маркова В.А. (7 мая 1999 года), впоследствии его жены и сына суд считает правомерной. Суд учитывает общую площадь жилых помещений: Марковой С.И. - 54,3 кв.м, у Марковой Ю.П. - 16,73 кв.м., суммарно - 71,03 кв.м.

Постановлением главы администрации города Козьмодемьянска от 19 декабря 2005 года № 627 в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из достигнутого уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования "Город Козьмодемьянск" в размере 15,0 кв.м общей площади на одного члена семьи.

Изложенное свидетельствует о том, что истица Маркова С.И., с учетом её членов семьи Маркова В.А., Марковой Ю.П. и Маркова Г.В., всего 4 человека, обеспечена общей жилой площадью в размере более 15,0 кв.м, то есть более учетной нормы площади жилого помещения.

С учетом изложенного иск подлежит оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,

р е ш и л :

В удовлетворении искового заявления Марковой С.И. к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл о признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                 И.М.Малышев

2-326/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маркова С.И.
Ответчики
Администрация г. Козьмодемьянска. Жилищный отдел
Суд
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
gornomarisky.mari.sudrf.ru
11.04.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.04.2011Передача материалов судье
13.04.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2011Подготовка дела (собеседование)
26.04.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2011Судебное заседание
23.05.2011Судебное заседание
27.05.2011Дело сдано в канцелярию
30.05.2011Дело оформлено
23.05.2011
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее