Судья Шишкина Н.И. Дело № 33-4187/2019
(№ 2-251/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,
судей Костицыной О.М., Маркина В.А.
при секретаре Хадеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 08 октября 2019 года гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение Юрьянского районного суда Кировской области от 09 августа 2019 года, которым постановлено: исковые требования Домрачевой В.Г. к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница», Министерству финансов Кировской области о взыскании компенсации за наем жилого помещения, отопление и использование электроэнергии удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – Кировская область в пользу Домрачевой В.Г. в возмещение расходов на отопление жилого помещения и освещение за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 в сумме 53 693 руб. 72 коп.
В удовлетворении исковых требований к КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» отказать.
Заслушав доклад судьи Костицыной О.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Домрачева В.Г. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» о взыскании компенсации за наем жилого помещения, отопление и использование электроэнергии. В обоснование требований указала, что с 01.09.2003 по 28.06.2019 она работала в КОГБУЗ «<данные изъяты>» <данные изъяты>. С 13.04.1987 она проживает по адресу: <адрес>, является собственником данного жилого помещения. В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» в качестве меры социальной поддержки в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 ей была выплачена компенсация в размере 15 700 руб. За тот же период за коммунальные услуги ею было уплачено за отопление - 59166, 23 руб., за электроэнергию - 10227,49 руб., всего 69393,72 руб. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, истец просила взыскать в её пользу расходы, понесенные на оплату коммунальных услуг (электроэнергия, отопление) за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 с Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» в размере 53 693,72 руб. и расходы по оплате государственной пошлины при подаче заявления в суд в размере 1817, 01 коп.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Кировской области по доверенности Зейналова Э.И. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что в Законе Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета. Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ - Кировская область, это дополнительная мера социальной поддержки, введенная в действие с 01.01.2005. Получение работником дополнительной социальной поддержки в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005 не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005, при этом пользование льготами должно подтверждаться документально. Кроме того, на субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг данной категории лиц.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Домрачева В.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, указала на законность и обоснованность решения суда.
Представители Министерства финансов Кировской области, КОГБУЗ «Юрьянская районная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
От Министерства финансов Кировской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судебная коллегия, с учётом положений ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав Домрачеву В.Г., обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив в порядке ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «ж» ч.1 ст.72, ст.55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 №5487-1, действовавшей до 01.01.2005, предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 в соответствии с частями 5, 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
В силу п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004 года; при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области» фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со статьи 4 указанного закона размер частичной компенсации увеличивается и утверждается Правительством области. Размер частичной компенсации в период с 01.06.2017 по 30.06.2019 составил 628 руб. в месяц.
Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее, до 31.12.2004, были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.
Из материалов усматривается, что Домрачева В.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> с 13.04.1987 года, что подтверждается копией паспорта истца.
Согласно трудовой книжки Домрачевой В.Г. в период с 24.03.1987 по 31.08.2003 истец работала в <данные изъяты>, в период с 01.09.2003 по 28.06.2019 - в КОГБУЗ «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Таким образом, в период осуществления трудовой деятельности Домрачева В.Г. фактически являлась медицинским работником, работающим и проживающим в сельской местности.
Установлено, что до 01.01.2005 Домрачева В.Г. пользовалась правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивалась частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Данные обстоятельства подтверждаются справкой КОГБУЗ «<данные изъяты>», а также вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка №50 Юрьянского судебного района Кировской области от 22.03.2012.
Согласно расчету истца за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 она понесла расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению в размере 59166, 23 руб. и освещение в размере 10227, 49 руб.
За указанный период Домрачевой В.Г. выплачена частичная компенсация расходов на оплату коммунальных платежей в размере 15700 руб.
Получателем социальных выплат и компенсаций истец не является.
Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, верно применив нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Домрачевой В.Г. разницы между фактически затраченными ей денежными средствами на оплату коммунальных услуг по отоплению и освещению, и выплаченной компенсацией расходов за жилищно-коммунальные услуги за спорный период.
Поскольку с 01.01.2012 года финансирование медицинских работников Юрьянского района осуществляется из средств областного бюджета, суд указал, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области, и именно за счет казны субъекта РФ - Кировская область должно производиться взыскание излишне уплаченных денежных средств за жилищно-коммунальные услуги.
Оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не усматривает.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства (факт проживания и работы в сельской местности, работа в учреждении здравоохранения, пользование льготами на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением до 31.12.2004 года) судом установлены и подтверждены доказательствами по делу.
Выплата Домрачевой В.Г. ежемесячной частичной компенсации расходов, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО, не предполагает отмену или снижение объема социальных прав, приобретенных истцом, работающей и проживающей в сельской местности и поселках городского типа, до 01.01.2005. Иная позиция ответчика по данному вопросу основана на ошибочном толковании норм права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на законность оспариваемого решения и не опровергают выводы суда о наличии у Домрачевой В.Г. права на компенсацию расходов по оплате коммунальных платежей. По смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 №12-П и от 15.06.2006 №5-П, в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, ответчик вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет федерального бюджета.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с правомерностью расчета, произведенного истцом, с которым согласился суд первой инстанции, поскольку он не соответствует материалам дела.
Согласно расчету истца за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 она понесла расходы на оплату освещения в размере 10227, 49 руб. (л.д. 11, 79).
Вместе с тем представленные истцом в подтверждение заявленных требований платежные документы свидетельствуют о том, что расходы Домрачевой В.Г. на оплату электроэнергии за спорный период составили 10204, 49 руб.
В расчете истца указано, что плата за электроэнергию за апрель 2019 года составила 498, 49 руб., тогда как согласно единому платежному документу за апрель 2019 года сумма оплаты за электроснабжение составила 269, 00 руб. (л.д. 44).
Таким образом, с учетом частичной компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги, установленной Законом Кировской области от 03.11.2004 №267-ЗО, фактические расходы истца за спорный период составят 53 670, 72 руб. (59166, 23 руб. (отопление) + 10204, 49 руб. (освещение) – 15700 (частичная компенсация расходов) = 53670, 72 руб.)
Исходя из суммы удовлетворенных требований, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально удовлетворенным исковым требованиям в размере 1810, 12 руб.
Ссылка суда первой инстанции на нормы пункта 1 статьи 333.36 (подпункт 19) Налогового кодекса Российской Федерации, положенная в обоснование вывода о том, что с Министерства финансов Кировской области, выступающего по данному делу ответчиком, не подлежит взысканию государственная пошлина, уплаченная истцом, является ошибочной, поскольку действующее процессуальное законодательство не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного решение суда подлежит изменению в части размера взысканной суммы в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В остальной части решение суда соответствует требованиям закона, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Юрьянского районного суда Кировской области от 09 августа 2019 года изменить в части размера взысканной суммы, изложить абзац второй резолютивной части решения в следующей редакции.
«Взыскать с Министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации - Кировская область в пользу Домрачевой В.Г. в возмещение расходов на отопление и освещение жилого помещения за период с 01.06.2017 по 30.06.2019 денежные средства в сумме 53670 руб. 72 коп. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 1810 руб. 12 коп.».
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи