Судебный акт #1 (Решения) по делу № 2-599/2014 ~ М-626/2014 от 26.11.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

4 декабря 2014 года город Петропавловск-Камчатский

35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием заявителя, его представителя адвоката Фещенко А.О. и представителя должностных лиц майора юстиции Насретдинова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению <...> Петренко А. В. об оспаривании действий командира войсковой части 9862 и председателя жилищной комиссии этой воинской части, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства,

установил:

В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части от 11 сентября 2014 года было отменено решение этой же воинской части от 30 марта 2012 года о признании Петренко нуждающимся в жилом помещении в избранном при увольнении месте жительства в городе Красногорске на основании протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона.

Петренко в своем рапорте от 17 октября 2014 года просил командование принять его, составом семьи 1 человек, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде.

Решением жилищной комиссии войсковой части от 28 октября 2014 года (протокол № 15) Петренко отказано в удовлетворении указанной выше просьбы, как ранее обеспеченного государством жилым помещением.

В заявлении Петренко просит военный суд:

- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части от 28 октября 2014 года (протокол № 15) об отказе в постановке его на такой учет военнослужащих;

- обязать жилищную комиссию войсковой части отменить свое решение от 28 октября 2014 года, восстановив его на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде.

Обосновывая свои требования, Петренко как в заявлении, так и в суде указал, что указанными выше действиями должностного лица и решением жилищной комиссии войсковой части нарушаются его права, так как он имеет право получить жилое помещение в избранном месте жительства при увольнении с военной службы.

Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержал требования своего доверителя и просил суд их удовлетворить.

Возражая против удовлетворения требований Петренко, представитель должностных лиц в заявлении и в судебном заседании указал, что заявитель по предыдущему месту службы в городе Благовещенске был обеспечен государством жилым помещением.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.

Так, из выписки из послужного списка офицера, копии контракта о прохождении военной службы и справки войсковой части от 5 ноября 2014 года № 292, исследованных в суде, явствует, что Петренко проходит военную службу в указанной воинской части и планируется к увольнению с военной службы по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом, в период с августа 1986 года по март 1996 года Петренко проходил военную службу в войсковой части (г. Благовещенск).

Как видно из исследованных в суде выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части от 27 ноября 2013 года № 14, от 11 сентября 2014 года № 12 и протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона от 10 сентября 2014 года № 5/1476, решение жилищной комиссии этой же воинской части от 30 марта 2012 года о признании Петренко нуждающимся в жилом помещении в избранном при увольнении месте жительства в городе Красногорске, было отменено как незаконное на основании протеста военного прокурора.

17 октября 2014 года Петренко вновь обратился к командованию с рапортом о принятии его, составом семьи 1 человек, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде при увольнении с военной службы.

Согласно выписке из протокола жилищной комиссии войсковой части от 28 октября 2014 года № 15, исследованной в суде, Петренко отказано в принятии на такой учет, как ранее обеспеченного государством жилым помещением.

Указанные действия должностных лиц соответствуют законодательству и не нарушают прав Петренко на жилое помещение, исходя из следующего.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.

Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в собственность или в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.

О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.

Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права военнослужащих и членов их семей на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 Фе&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;

Указанные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).

В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения по предыдущему месту службы, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче этого жилья, полученного от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление жилья за счет органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего или члена его семьи сдать выделенное ему государством жилое помещение, если они желают получить жилье в избранном месте жительства при увольнении с военной службы.

Согласно п.п. «а» и «д» п. 10 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих (граждан) жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Как усматривается из исследованной в суде копии ордера Администрации Совета народных депутатов Благовещенска от 1 декабря 1995 года № 1325 заявителю и членам его семьи ранее была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью 32,2 кв.м. (общая площадь 53,8 кв.м.), расположенная по адресу: <адрес>.

В судебном заседании Петренко пояснил, что указанная квартира ему была предоставлена войсковой частью , в которой он ранее проходил службу, по решению жилищной комиссии. В 2007 году его жена и дочь оформили это жилое помещение в свою собственность, при этом он отказался от своей доли в пользу членов семьи.

Данное обстоятельство подтверждается исследованными в суде копиями свидетельств о государственной регистрации права от 22 января 2007 года.

Более того, как явствует из справки № 068515, выданной 29 сентября 2011 года войсковой часть , Петренко не сдал в воинскую часть жилое помещение предоставленное ему бесплатно в городе Благовещенске.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявитель был обеспечен органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, двухкомнатной квартирой, расположенной в городе Благовещенске, общей площадью 53,8 кв.м., то есть по предыдущему месту военной службы и по норме органа местной власти. При этом, заявитель по собственной инициативе отказался от доли жилого помещения, приведенного выше, предоставленного в 1995 году органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

При этом, в судебном заседании Петренко, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не предоставил суду доказательств обращения в суды общей юрисдикции о разделе имущества. Само по себе обстоятельство развода с супругой в 2013 году не является обстоятельством для повторного обеспечения военнослужащего бесплатным жилым помещением за счет государства.

На основании изложенного требования Петренко о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части от 28 октября 2014 года (протокол № 15) об отказе в постановке его на учет военнослужащих, а также об обязывании жилищной комиссии отменить решение от 28 октября 2014 года, с восстановлением его на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде, удовлетворению не подлежат.

Принимая такое решение, военный суд также учитывает, что Петренко на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части и ордера от 16 октября 2003 года № 271 обеспечен по месту службы специализированным жилым помещением (двухкомнатная квартира) общей площадью 49,1 кв.м. по адресу: <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ военный суд,

решил:

В удовлетворении требований заявления <...> Петренко А. В. об оспаривании действий командира войсковой части и председателя жилищной комиссии этой воинской части, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий по делу Ф.И. Онищенко

2-599/2014 ~ М-626/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петренко Андрей Владимирович
Другие
Жилищная комиссия ПУ ФСБ России
Начальник ПУ ФСБ РФ
Суд
35 гарнизонный военный суд (Камчатский край)
Судья
Онищенко Фёдор Иванович
Дело на странице суда
35gvs--kam.sudrf.ru
26.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.11.2014Передача материалов судье
26.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2014Подготовка дела (собеседование)
01.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2014Судебное заседание
08.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2015Дело оформлено
11.02.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решения)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее