РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 декабря 2014 года город Петропавловск-Камчатский
35 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Онищенко Ф.И., при секретаре судебного заседания Шкляревской О.С., с участием заявителя, его представителя адвоката Фещенко А.О. и представителя должностных лиц майора юстиции Насретдинова Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению <...> Петренко А. В. об оспаривании действий командира войсковой части 9862 и председателя жилищной комиссии этой воинской части, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства,
установил:
В соответствии с решением жилищной комиссии войсковой части № от 11 сентября 2014 года было отменено решение этой же воинской части от 30 марта 2012 года о признании Петренко нуждающимся в жилом помещении в избранном при увольнении месте жительства в городе Красногорске на основании протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона.
Петренко в своем рапорте от 17 октября 2014 года просил командование принять его, составом семьи 1 человек, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде.
Решением жилищной комиссии войсковой части № от 28 октября 2014 года (протокол № 15) Петренко отказано в удовлетворении указанной выше просьбы, как ранее обеспеченного государством жилым помещением.
В заявлении Петренко просит военный суд:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части № от 28 октября 2014 года (протокол № 15) об отказе в постановке его на такой учет военнослужащих;
- обязать жилищную комиссию войсковой части № отменить свое решение от 28 октября 2014 года, восстановив его на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде.
Обосновывая свои требования, Петренко как в заявлении, так и в суде указал, что указанными выше действиями должностного лица и решением жилищной комиссии войсковой части № нарушаются его права, так как он имеет право получить жилое помещение в избранном месте жительства при увольнении с военной службы.
Представитель заявителя в судебном заседании полностью поддержал требования своего доверителя и просил суд их удовлетворить.
Возражая против удовлетворения требований Петренко, представитель должностных лиц в заявлении и в судебном заседании указал, что заявитель по предыдущему месту службы в городе Благовещенске был обеспечен государством жилым помещением.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства и оценив их относимость, допустимость, достоверность каждого в отдельности, а также достаточность и взаимную связь в их совокупности, военный суд приходит к следующим выводам.
Так, из выписки из послужного списка офицера, копии контракта о прохождении военной службы и справки войсковой части № от 5 ноября 2014 года № 292, исследованных в суде, явствует, что Петренко проходит военную службу в указанной воинской части и планируется к увольнению с военной службы по п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» – по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. При этом, в период с августа 1986 года по март 1996 года Петренко проходил военную службу в войсковой части № (г. Благовещенск).
Как видно из исследованных в суде выписки из протокола жилищной комиссии войсковой части № от 27 ноября 2013 года № 14, от 11 сентября 2014 года № 12 и протеста военного прокурора 310 военной прокуратуры гарнизона от 10 сентября 2014 года № 5/1476, решение жилищной комиссии этой же воинской части от 30 марта 2012 года о признании Петренко нуждающимся в жилом помещении в избранном при увольнении месте жительства в городе Красногорске, было отменено как незаконное на основании протеста военного прокурора.
17 октября 2014 года Петренко вновь обратился к командованию с рапортом о принятии его, составом семьи 1 человек, на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде при увольнении с военной службы.
Согласно выписке из протокола жилищной комиссии войсковой части № от 28 октября 2014 года № 15, исследованной в суде, Петренко отказано в принятии на такой учет, как ранее обеспеченного государством жилым помещением.
Указанные действия должностных лиц соответствуют законодательству и не нарушают прав Петренко на жилое помещение, исходя из следующего.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в собственность или в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации права военнослужащих и членов их семей на жилище определен в ст.ст. 15 и 23 Фе��������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�
Указанные нормативные акты подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (например, право на дополнительную площадь), так и дополнительные обязанности (например, обязанность по сдаче ранее полученного жилья).
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете. Для военнослужащих при постановке на учет необходимо подать рапорт с приложением к нему копии справки о сдаче жилого помещения по предыдущему месту службы, а при получении жилого помещения - представить подлинную справку о действительной сдаче этого жилья, полученного от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставление жилья за счет органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет военной службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего или члена его семьи сдать выделенное ему государством жилое помещение, если они желают получить жилье в избранном месте жительства при увольнении с военной службы.
Согласно п.п. «а» и «д» п. 10 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае: наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры); если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий или член его семьи распорядился полученным ранее от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих (граждан) жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
Как усматривается из исследованной в суде копии ордера Администрации Совета народных депутатов Благовещенска от 1 декабря 1995 года № 1325 заявителю и членам его семьи ранее была предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью 32,2 кв.м. (общая площадь 53,8 кв.м.), расположенная по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Петренко пояснил, что указанная квартира ему была предоставлена войсковой частью №, в которой он ранее проходил службу, по решению жилищной комиссии. В 2007 году его жена и дочь оформили это жилое помещение в свою собственность, при этом он отказался от своей доли в пользу членов семьи.
Данное обстоятельство подтверждается исследованными в суде копиями свидетельств о государственной регистрации права от 22 января 2007 года.
Более того, как явствует из справки № 068515, выданной 29 сентября 2011 года войсковой часть №, Петренко не сдал в воинскую часть жилое помещение предоставленное ему бесплатно в городе Благовещенске.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заявитель был обеспечен органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, двухкомнатной квартирой, расположенной в городе Благовещенске, общей площадью 53,8 кв.м., то есть по предыдущему месту военной службы и по норме органа местной власти. При этом, заявитель по собственной инициативе отказался от доли жилого помещения, приведенного выше, предоставленного в 1995 году органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.
При этом, в судебном заседании Петренко, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не предоставил суду доказательств обращения в суды общей юрисдикции о разделе имущества. Само по себе обстоятельство развода с супругой в 2013 году не является обстоятельством для повторного обеспечения военнослужащего бесплатным жилым помещением за счет государства.
На основании изложенного требования Петренко о признании незаконным решения жилищной комиссии войсковой части № от 28 октября 2014 года (протокол № 15) об отказе в постановке его на учет военнослужащих, а также об обязывании жилищной комиссии отменить решение от 28 октября 2014 года, с восстановлением его на учете нуждающихся в получении жилого помещения в избранном месте жительства в городе Зеленограде, удовлетворению не подлежат.
Принимая такое решение, военный суд также учитывает, что Петренко на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части № и ордера от 16 октября 2003 года № 271 обеспечен по месту службы специализированным жилым помещением (двухкомнатная квартира) общей площадью 49,1 кв.м. по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ военный суд,
решил:
В удовлетворении требований заявления <...> Петренко А. В. об оспаривании действий командира войсковой части № и председателя жилищной комиссии этой воинской части, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, - отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тихоокеанский флотский военный суд через 35 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий по делу Ф.И. Онищенко