Решение по делу № 2-1727/2024 от 18.01.2024

Дело № 2-1727/2024           3 июня 2024 года

29RS0014-01-2024-000428-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Каркавцевой А.А.,

при секретаре Крыловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Кто Есть Кто», общества с ограниченной ответственностью «Луч», гаражного специализированного потребительского кооператива «№ 2», гаражного специализированного потребительского кооператива «№ 24», гаражного потребительского кооператива «Плесцы», индивидуального предпринимателя Максимова И. М., индивидуального предпринимателя Пойда В. П., индивидуального предпринимателя Стрекаловской Ю. Н., Слотиной Е. А., Вяткина И. Н., Крота О. А., Смирновой М. А., Подсекиной Е. А., Стрекаловского И. А. к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор», министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области о признании соглашения недействительным,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Кто Есть Кто» (далее - ООО «Кто Есть Кто»), общество с ограниченной ответственностью «Луч» (далее - ООО «Луч»), гаражный специализированный потребительский кооператив «№ 2» (далее - ГСПК «№ 2»), гаражный специализированный потребительский кооператив «№ 24» (далее - ГСПК «№ 24»), гаражный потребительский кооператив «Плесцы» (далее - ГПК «Плесцы»), ИП Максимов И.М., ИП Пойда В.П., ИП Стрекаловская Ю.Н., Слотина Е.А., Вяткин И.Н., Крот О.А., Смирнова М.А., Подсекина Е.А., Стрекаловский И.А. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (далее - ООО «ЭкоИнтегратор»), министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - минлеспром АО) о признании соглашения недействительным.

В обоснование иска указано, что истцов с ответчиком ООО «ЭкоИнтегратор» связывает публичный типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. 27 июля 2023 года в ЕГРЮЛ внесена запись о регистрации вновь созданного юридического лица ООО «Кто Есть Кто». Из открытых источников последнему стало известно об отсутствии у регионального оператора ООО «ЭкоИнтегратор» действующей лицензии на все виды услуг, которые региональный оператор обязан выполнять по условиям договора. По лицензии <№> от 11 октября 2019 года ООО «ЭкоИнтегратор» имеет право на оказание услуг только по транспортированию твердых коммунальных отходов. Указанный в лицензии адрес места нахождения лицензиата не совпадает с его реальным местом нахождения. ООО «ЭкоИнтегратор» выбрано региональным оператором по результатам конкурса, объявленного Правительством Архангельской области 17 сентября 2019 года. В составе заявки ООО «ЭкоИнтегратор» представило выписку из ЕГРЮЛ с недействующей лицензией <№> от 25 декабря 2018 года: лицензия <№> от 11 октября 2019 года была внесена в ЕГРЮЛ 19 мая 2020 года, с 11 октября 2019 года лицензия <№> от 25 декабря 2018 года стала недействительной в связи с переоформлением. Оказывать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с лицензией <№> от 11 октября 2019 года ООО «ЭкоИнтегратор» не мог, так как в данной лицензии отсутствует ряд ключевых кодов Федерального классификационного каталога отходов. Из лицензии следует, что на территории Архангельской области ООО «ЭкоИнтегратор» вправе осуществлять деятельность только по транспортированию твердых коммунальных отходов, данная лицензия не позволяет заключать договоры на сбор, утилизацию, обработку, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов.

В связи с изложенным истцы просили признать недействительным соглашение от 29 октября 2019 года «Об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области», заключенное между минлеспромом АО и ООО «ЭкоИнтегратор».

В отзыве на исковое заявление представитель ООО «ЭкоИнтегратор» Барболин М.С. с иском не согласился. Полагал, что соглашение от 29 октября 2019 года права истцов не нарушает. Лицензия ООО «ЭкоИнтегратор» соответствует требованиям действующего законодательства. Кроме того, ссылался на пропуск истцами срока исковой давности.

Представитель ответчика минлеспром АО Куракина И.Н. в отзыве на иск полагала, что основания для признания соглашения недействительным отсутствуют. Пояснила, что действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей регионального оператора иметь лицензию на все виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом ООО «ЭкоИнтегратор» вправе привлекать к исполнению своих обязательств по соглашению третьих лиц, имеющих соответствующие лицензии.

В судебном заседании представитель ООО «Кто Есть Кто» Когут В.А. исковые требования поддержал.

Представители ООО «ЭкоИнтегратор» Барболин М.С., Неуступов К.М. в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, поддержали доводы, изложенные в отзыве.

Представитель минлеспрома АО Макаров А.В. в судебном заседании с иском не согласился по доводам отзыва.

Представитель третьего лица прокуратуры Архангельской области Шурундина И.М. в судебном заседании полагала, что иск не подлежит удовлетворению.

Представители истцов ГСПК «№ 2», ГСПК «№ 24», ГПК «Плесцы», истцы ИП Максимов И.М., ИП Пойда В.П., ИП Стрекаловская Ю.Н., Слотина Е.А., Вяткин И.Н., Крот О.А., Смирнова М.А., Подсекина Е.А., Стрекаловский И.А. в суд не явились, извещались о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166 ГК РФ).

По правилам пункта 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Согласно пункту 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 года № 881 утверждены Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 881).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156). В силу пункта 4 данных правил обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Пунктом 8(17) Правил № 1156 установлено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

29 октября 2019 года между минлеспромом АО и ООО «ЭкоИнтегратор» заключено соглашение, предметом которого является организация региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, а именно: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Как следует из материалов дела, указанное соглашение заключено по результатам конкурсного отбора, проведенного в порядке, предусмотренном Правилами № 881.

Поскольку обратившиеся в суд организации и физические лица находятся и проживают в Архангельской области, образуя твердые коммунальные отходы, они являются потребителями услуг ООО «ЭкоИнтегратор», в связи с чем имеют интерес в признании недействительным соглашения от 29 октября 2019 года, на основании которого ООО «ЭкоИнтегратор» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора на территории Архангельской области.

Обращаясь в суд, истцы полагали, что соглашение от 29 октября 2019 года заключено ответчиками с нарушением закона, которое выразилось в отсутствии у ООО «ЭкоИнтегратор» действующей лицензии на все виды деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые должен осуществлять региональных оператор.

В силу пункта 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 4); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абзац 5); сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (абзац 17); оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абзац двадцать шестой); региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой).

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (то есть обращение с отходами) обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с названной статьей.

В соответствии с Законом № 99-ФЗ лицензированию подлежит также деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) (пункт 30 статьи12).

Лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (пункт 3 статьи 3 Закона № 99-ФЗ).

Для участия в конкурсном отборе ООО «ЭкоИнтегратор» представило копию действующей лицензии <№> от 11 октября 2019 года на транспортирование отходов I – IV классов опасности. В лицензии в качестве места нахождения и места осуществления лицензируемого вида деятельности, помимо адреса в г. Москва, указан адрес в г. Архангельске.

Вопреки позиции истцов, действующее законодательство не возлагает на регионального оператора обязанность иметь лицензию на весь перечень работ (услуг) по обращению с твердыми коммунальными отходами. Так, в силу пункта 4 Правил № 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Право регионального оператора привлекать к исполнению своих обязательств третьих лиц, имеющих лицензии на осуществление отдельных видов деятельности (в случае необходимости), обладающих специальными знаниями, навыками, квалификацией, специальным оборудованием, предусмотрено также соглашением от 29 октября 2019 года.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. Таким образом, доводы истцов о внесении в ЕГРЮЛ сведений о лицензии ООО «ЭкоИнтегратор» только 19 мая 2020 года правового значения не имеют.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что обстоятельства, приведенные истцами в обоснование иска, не свидетельствуют о нарушении закона, влекущем недействительность соглашения от 29 октября 2019 года между минлеспромом АО и ООО «ЭкоИнтегратор».

Ответчиками также заявлено о применении срока исковой давности.

Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ).

В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

По правилам статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 181 ГК РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 8(17) Правил № 1156 сведения о заключении соглашения от 29 октября 2019 года были размещены в средствах массовой информации 16 января 2020 года. С этой даты истцам должно было стать известно о начале исполнения данного соглашения. При этом тот факт, что ООО «Кто Есть Кто» создано только 27 июля 2023 года, не свидетельствует о наличии оснований для исчисления срока исковой давности для данного истца с иной даты, поскольку ООО «Кто Есть Кто» действует в лице физического лица Слотина А.И. Последний должен был узнать о начале исполнения сделки 16 января 2020 года.

В суд с указанным выше исковым заявлением истцы обратились 9 октября 2023 года, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.

При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении исковых требований ООО «Кто Есть Кто», ООО «Луч», ГСПК «№ 2», ГСПК «№ 24», ГПК «Плесцы», ИП Максимова И.М., ИП Пойда В.П., ИП Стрекаловской Ю.Н., Слотиной Е.А., Вяткина И.Н., Крота О.А., Смирновой М.А., Подсекиной Е.А., Стрекаловского И.А. к ООО «ЭкоИнтегратор», минлеспрому АО о признании недействительным соглашения от 29 октября 2019 года «Об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Архангельской области».

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Кто Есть Кто» (ИНН 2904032271), общества с ограниченной ответственностью «Луч» (ИНН 2904029039), гаражного специализированного потребительского кооператива «№ 2» (ИНН 2904014628), гаражного специализированного потребительского кооператива «№ 24» (ИНН 2904014191), гаражного потребительского кооператива «Плесцы» (ИНН 2925005487), индивидуального предпринимателя Максимова И. М. (ИНН 291600340469), индивидуального предпринимателя Пойда В. П. (ИНН 292500465755), индивидуального предпринимателя Стрекаловской Ю. Н. (ИНН 290406284003), Слотиной Е. А. (ИНН ...), Вяткина И. Н. (ИНН ...), Крота О. А. (ИНН ...), Смирновой М. А. (ИНН ...), Подсекиной Е. А. (ИНН ...), Стрекаловского И. А. (ИНН ...) к обществу с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» (ИНН 7743274766), министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (ИНН 2901200111) о признании соглашения недействительным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2024 года.

Председательствующий                              А.А. Каркавцева

2-1727/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ИП Пойда Виталия Петровна
ООО "Кто Есть Кто"
ИП Стрекаловская Юлия Николаевна
Стрекаловский Иван Андреевич
Подсекина Елена Аркадьевна
Смирнова Марина Алексеевна
ГПК "Плесцы"
Крот Олег Александрович
ГСПК № 2
Слотина Елена Анатольевна
ГСПК "№24"
ИП Максимов Иван Михайлович
ООО "Луч"
Вяткин Игорь Николаевич
Ответчики
Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса АО
ООО "ЭкоИнтегратор"
Другие
Прокуратура Архангельской области
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Каркавцева Анна Алексеевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
18.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
18.01.2024Передача материалов судье
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.02.2024Предварительное судебное заседание
15.04.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
10.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее