УИД 39RS0002-01-2023-007039-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивонинской И.Л.,
при помощнике судьи Ишхнели Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению П. к ОСФР по Калининградской области о включении периодов работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Истец П. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указала, что < Дата > обратилась в ОСФР по Калининградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением пенсионного органа от < Дата > № в назначении пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. На дату обращения принятый пенсионным органом стаж составил 09 лет 01 месяц 13 дней (требуемый 10 лет), величина ИПК – 14, 728 (требуемый 16,2). Из подсчета страхового стажа исключены периоды работы после < Дата > на территории < адрес >. Не соглашаясь с указанным решением, П. указала в иске, что указанные периоды должны быть засчитаны в страховой стаж, поскольку работа подтверждается записями в трудовой книжке, а для определения права на страховую пенсию и для конвертации пенсионных прав учитываются периоды работы, приобретенные на территории Украины (Украинской ССР) то есть до и после < Дата > имевшие место до < Дата >, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР, после < Дата > – для определения права в случае подтверждения уплаты страховых взносов в компетентный орган Украины. Поскольку в период работы истцом производились отчисления страховых взносов в компетентный орган Украины, истец полагает необоснованным исключение ответчиком из страхового стажа периодов работы, что привело к уменьшению размера страховой пенсии по старости.
На основании изложенного, П. просила суд обязать ОСФР по Калининградской области включить в страховой стаж периоды работы: с < Дата > по < Дата > в колхозе «Коммунар», с < Дата > по < Дата > в ООО «Молчанское», с < Дата > по < Дата > в Тупиловской ЦРБ, с < Дата > по < Дата > учет в центре занятости населения < адрес >. Возложить на ОСФР по Калининградской области обязанность назначить П. пенсию по старости с < Дата >, произвести расчет страховой пенсии по старости согласно стажу. Взыскать с ОСФР по Калининградской области в пользу П. расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей.
В судебном заседании представитель истца по доверенности С. поддержала.
Представитель ответчика по доверенности Т. возражала против удовлетворения иска, указывая на денонсацию с < Дата > Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения, в связи с чем правовые основания для включения в страховой стаж периодов работы с < Дата > не имеется.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, пенсионное дело №, приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Судом установлено, что < Дата > обратилась в ОСФР по Калининградской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ст. 8 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от < Дата > № в назначении пенсии по старости отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа. На дату обращения принятый пенсионным органом стаж составил 09 лет 01 месяц 13 дней (требуемый 10 лет), величина ИПК – 14, 728 (требуемый 16,2).
Из подсчета страхового стажа исключены периоды работы после < Дата > на территории < адрес >.
С данным решением пенсионного органа истец не согласна, полагая, что ее страховой стаж по трудовой книжке составляет 28 лет 9 месяцев 1 день, в связи с чем, обратилась в суд.
Как следует из трудовой книжки П. №, < Дата > истец принята в колхоз «Коммунар», < Дата > уволена в связи с переводом в ООО «Молчанское»; < Дата > принята на работу по переводу в ООО «Молчанское» разнорабочей, < Дата > – уволена по собственному желанию, < Дата > – принята на работу на должность младшей медсестры палатной туберкулезного отделения по уходу за больными, < Дата > – уволена в связи с сокращением штата, < Дата > назначена выплата пособия по безработице, < Дата > – прекращена.
Согласно статье 13 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от < Дата >, каждый участник данного Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию.
Действие Соглашения СНГ в отношении этого участника прекращается по истечении шести месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.
Тем самым в связи с принятием Федерального закона от 11 июня 2022 г. N 175-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", который вступил в силу с 30 июня 2022 года, Соглашение СНГ прекратило свое действие для Российской Федерации 31 декабря 2022 г.
С момента прекращения договора его положения перестают быть частью правовой системы Российской Федерации. При денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ, которое является многосторонним, оно прекращает свое действие для Российской Федерации.
Положения прекратившего действие договора не подлежат применению органами государства, если иное не установлено в самом договоре или соглашении Российской Федерации.
Таким образом, учитывая выход Российской Федерации с 1 января 2023 года из Соглашения СНГ, при переезде на постоянное проживание в Российскую Федерацию из государств - членов ЕАЭС трудящихся, реализовавших право на пенсию до переселения, а также при первичном назначении трудящимся страховой пенсии, их пенсионное обеспечение будет осуществляться в соответствии с положениями федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с применением Соглашения ЕАЭС.
В условиях денонсации Российской Федерацией Соглашения СНГ при переезде граждан из Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, их пенсионное обеспечение при соблюдении необходимых условий (получение вида на жительство, гражданства Российской Федерации) будет осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации - для определения права на пенсию и исчисления ее размера будет учитываться страховой стаж, приобретенный на территории этих государств (бывших союзных республик) за период до 1 января 1991 г.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, указанные правовые нормы сами по себе не устанавливают, что лицам, работавшим на территории союзных республик бывшего СССР, с которыми отсутствуют международные соглашения в области пенсионного обеспечения, в трудовой стаж должен включаться лишь период до 1 января 1991 г.
Факт неуплаты работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд России в период с 1 января по 1 декабря 1991 г. также не может являться основанием для невключения указанного промежутка времени в пенсионный стаж, поскольку Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П положения п. 1 ст. 10 признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Из решения Экономического суда СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г. по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, Российской Федерацией при назначении пенсий гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, следует, что трудовой стаж, приобретенный на территории государств за время до 1 декабря 1991 год должен учитываться при назначении пенсии.
В настоящее время какие-либо международные соглашения между Узбекистаном и Российской Федерацией в области пенсионного обеспечения отсутствуют, однако СССР существовал до декабря 1991 г., все граждане бывшего СССР имели равные права в области социального обеспечения.
В спорный период времени работы истца действовали нормы Закона СССР от 15.05.1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР". Указанным Законом предусматривалось, что граждане СССР имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных настоящим Законом (ст. 1). По Закону назначались трудовые пенсии: по возрасту (по старости), за выслугу лет (ст. 2).
В п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 г. N 341-1 указано, что в связи с началом введения в действие с 1 марта 1991 года Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" не применять с этого срока на территории РСФСР Закон СССР "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" и Постановление Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении граждан СССР".
Положениями ст. 130 Закона РСФСР от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" предусматривалось, что настоящий Законвводится в действие: в части пенсий для инвалидов войны и других участников войны (в том числе из числа вольнонаемного состава), семей погибших военнослужащих, граждан, необоснованно репрессированных по политическим мотивам и впоследствии реабилитированных, минимальных размеров трудовых пенсий, пенсий детям - круглым сиротам, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, социальных пенсий, а также в части норм, не касающихся размеров пенсий и порядка исчисления пенсии и заработка (раздел VII Закона) - с 1 марта 1991 года; в остальной части - с 1 января 1992 года.
В п. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" устанавливалось, что в целях создания условий, необходимых для реализации статьи 11 Соглашения от 08.12.1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств" (вступило в силу для Российской Федерации с 12 декабря 1991 года) на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и настоящему Соглашению.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности включения в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от < Дата > № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы истца с < Дата > по < Дата > в колхозе «Коммунар».
Поскольку с учетом включения судом указанного периода величина индивидуального пенсионного коэффициента составит менее 16,2, что не дает право на назначение страховой пенсии по старости с момента обращения за ее назначением с < Дата >.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования П., < Дата > года рождения (СНИЛС: №) удовлетворить частично.
Обязать ОСФР по Калининградской области включить в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с < Дата > по < Дата > в колхозе «Коммунар»
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья И.Л. Ивонинская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 июня 2024.