Дело № 2-1586/2023
УИД 91RS0003-01-2023-000688-78
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2023 года город Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Благодатной Е.Ю.,
при секретаре Мурадове Н.А.
с участием истца ФИО2
представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился с вышеуказанным иском в Центральный районный суд <адрес> Республики Крым, согласно которого просит обязать Министерства труда и социальной защиты Республики Крым рассмотреть беспрепятственно заявление ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: <адрес> о предоставлении государственной услуги по выдаче документа- удостоверения о праве на меры социальной поддержки лицам, получающим пенсии в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что истец является ветераном труда и имеет право на получение мер социальной поддержки предусмотренных Законом Республики Крым от 17.12.2014г. №-РК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».
Истец неоднократно обращался в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, однако ему отказывают в выдаче удостоверения о праве на получение мер социальной поддержки, поскольку отсутствует регистрация по месту проживания.
Истец считает вышеуказанные действия ответчика незаконными, ограничивающими его права на меры социальной поддержки.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно в судебном заседании истец просил установить факт его постоянного проживания на территории Республики Крым с целью получения мер социальной поддержки.
Представитель ответчика - ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на ФИО1 в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации, соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской ФИО1 и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Как установлено су<адрес>.07.2020г. ФИО2 обратился в адрес Главы Республики Крым ФИО6 по вопросу получения посадочного талона на электричку до <адрес> и в обратном направлении.
Согласно ответа Министерства транспорта Республики Крым от 11.08.2020г. в случае если ФИО2 подпадает к категории граждан, указанным в Перечне категорий граждан-получателей социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и Перечне категорий пассажиров, которым предоставляются льготы регионального уровня в 2020 году на территории Республики Крым, ему необходимо для предъявления документ подтверждающий льготный статус (удостоверение), социальную справку, подтверждающую право гражданина на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, образец которой утвержден Постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № п.
ФИО2 в 2020г. обратился в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым с заявлением о выдаче документа, предоставляющего право на меры социальной поддержки лицам, получающим пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
По результатам рассмотрения указанного заявления истцу было отказано в выдаче удостоверения, поскольку меры социальной поддержки на проезд и выдача для реализации этих прав соответствующего удостоверения возможна при наличии места жительства на территории Республики Крым, подтвержденного в установленном законе порядке.
Согласно паспорта гражданина Российской Федерации серии 2915 № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не имеет места регистрации.
Ранее ему был выдан паспорт серии 3914 № в котором имелась отметка о регистрации ФИО2 по адресу: <адрес> 04.11.2003г.
В соответствии со свидетельством о регистрации по месту пребывания ФИО2 зарегистрирован по месту пребывания на срок с 11.12.2019г. по 11.12.2014г. по адресу: <адрес> ком.414.
В соответствии с предоставленным ответом Прокуратуры <адрес> от 2021г. постановлением администрации <адрес> от 22.11.2019г. № ФИО2 была предоставлена комната в общежитии, расположенном по адресу: <адрес> ком.414. Договор найма специализированного жилого фонда заключен 11.12.2019г. № на время осуществления трудовой деятельности в МУП «Аванград». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволен с работы в МУП «Аванград» в связи с чем договор найма специализированного жилого помещения подлежит расторжению.
Согласно справки № от 07.04.2015г. выданной Управлением социальной защиты населения (<адрес>) департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес> ФИО2 получал меры социальной поддержки для граждан из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на 31.12.2014г. право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории АРК и <адрес> до 24.02.2014г. и имеет право а получение мер социальной поддержки в соответствии с п.19 ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-РК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым.
Согласно копии удостоверения серии АБ № выданного Пенсионным отделом <адрес> ФИО2 являлся пенсионером по возрасту с 04.11.2003г. бессрочно, относился к категории «Дети войны».
Согласно ч.1 ст.1 действие Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» распространяется на:
1) граждан Российской Федерации проживающих в <адрес>;
2) иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в <адрес>.
Согласно п.19 ст.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» меры социальной поддержки предоставляются гражданам из числа ветеранов труда, имевших по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право в соответствии с законодательством в сфере государственной поддержки ветеранов труда, действовавшим на территории Автономной Республики Крым и <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ;
Статья 4 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» в части 1 определяет меры социальной поддержки ветеранов труда и ветеранов военной службы: ежемесячная денежная выплата в размере 500 рублей, преимущественное право на установку квартирных телефонов, преимущественное право на вступление в жилищно-строительные кооперативы (кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей, в садоводческие товарищества), льготный проезд в автобусах, троллейбусах, трамваях, следующих по маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в пределах Республики Крым, льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении, железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
Статьей 10 Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» определено, что порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, установленных настоящим законом, определяются Советом Министров Республики Крым.
Пунктом 7.1 Порядка предоставления отдельным категориям граждан Республики Крым мер социальной поддержки на льготный проезд утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №, меры социальной поддержки по льготному проезду предоставляются органами труда и социальной защиты населения в заявительном характере путем оказания услуг по перевозке пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без ограничения количества поездок на основании многофункциональной карты жителя Республики Крым –банковской платежной бесконтактной карты национальной платежной системы «МИР», эмитированной банком, которая применяется гражданами, отнесенными к льготным категориям для учета совершенных поездок в общественном транспорте на территории Республики Крым, прошедшей соответствующую идентификацию в автоматизированной системе оплаты проезда на наличие льготы у гражданина, и оригинала удостоверения о праве на меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Крым от 08.07.2015г. №.
Удостоверение о праве на меры социальной поддержки выдается территориальным структурным подразделением исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере труда и социальной защиты.
С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки по льготному проезду отдельным категориям граждан предоставляются органами труда и социальной защиты населения в заявительном порядке путем оказания услуг по перевозке пассажиров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на основании многофункциональной карты жителя Республики Крым (далее - МФК) - банковской платежной бесконтактной карты национальной платежной системы «МИР», эмитированной кредитными организациями, осуществляющими выпуск, распространение, пополнение и обслуживание банковских платежных бесконтактных карт, и назначенной посредством АСОП для учета поездок, совершенных отдельными категориями граждан на общественном транспорте, и оригинала удостоверения о праве на меры социальной поддержки, выданного в соответствии с Положением о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Стандарты, сроки и последовательность административных процедур (действий) по предоставлению государственной услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки (далее - государственная услуга) определены Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче удостоверений о праве на меры социальной поддержки, утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Административный регламент).
Для получения государственной услуги (выдача удостоверения о праве на меры социальной поддержки) необходимо представить в территориальный отдел Министерства по месту жительства документы, определенные пунктом 18 Административного регламента, а именно:
- заявление о предоставлении государственной услуги по установленной форме;
- фотографию гражданина, имеющего право на получение государственной услуги, размером 2,5 х 3 сантиметра; ,
- документ, удостоверяющий личность и место жительства заявителя на территории Республики Крым;
- документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя;
- документы, подтверждающие отнесение заявителя к льготной категории.
В соответствии с пунктом 22 Административного регламента основаниями для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при подаче заявления с документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в Территориальный отдел являются:
- предоставление заявителем (представителем заявителя) неполного комплекта документов, обязательных к предоставлению для оказания государственной услуги;
- представление заявителем документов, содержащих подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание;
- заявитель не относится к числу лиц, постоянно проживающих на территории Республики Крым.
Назначение мер социальной поддержки по льготному проезду носит заявительный характер и осуществляется гражданами по месту их жительства.
В соответствии с требованиями ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии со ст.2 Закона РФ от 25.06.1993г. № "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации":
- место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
- место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие Закона «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым» на отдельную категорию граждан - граждан, проживающих в <адрес>. Предоставление таких мер социальной поддержки гражданам, имеющим место пребывания в Республики Крым, не предусмотрено.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 105-О введение требования учета (регистрации) граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым своего права на получение мер социальной поддержки, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Как установлено судом истец не зарегистрирован на территории Республики Крым по месту проживания.
Таким образом, требование Министерства труда и социальной защиты Республики Крым о необходимости регистрации по месту жительства для получения льгот, предусмотренных региональным законом, направленно на обеспечение организационных условий реализации Закона Республики Крым «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым», а также имеет целью защиту прав и законных интересов налогоплательщиков Республики Крым от неправомерного расходования средств на предоставление мер социальной поддержки лицам, не имеющим места жительства в <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
В соответствии со ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Поскольку перечень юридических фактов, которые могут быть установлены в судебном порядке, приведен в указанной правовой норме и не является исчерпывающим, суды вправе рассматривать дела об установлении и иных фактов, если они порождают для заявителя юридические последствия. К таким юридическим фактам относится факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, место жительства гражданина по общему правилу должно совпадать с местом его регистрации. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако, не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П); при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П).
Согласно статье 2 Закона РФ N 5242-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства пределах Российской Федерации" в целях настоящего Закона используются следующие основные понятия как регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства. Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно; место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Совокупное толкование приведенных положений в смысле, придаваемом им положениями статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации придает свидетельству о регистрации по месту пребывания или жительства статус того доказательства, которое может быть признано судом единственно допустимым тому факту, что гражданин постоянно проживает в определенной местности.
Истец является ветераном труда, получает выплаты из федерального бюджета и имеет право на получение мер социальной поддержки согласно справке от 07.04.2015г.
В силу положений Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). При этом Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15).
Таким образом, приведенными выше нормативно-правовыми актами муниципального образования предоставление рассматриваемой меры социальной поддержки, по существу, предусмотрено для лиц, местом жительства которых является <адрес>. Именно для подтверждения данного обстоятельства в правовых нормах указано на необходимость предоставить сведения о регистрации заявителя по месту жительства в <адрес>.
Указанный вывод основан на системном толковании приведенных выше норм материального права и, вопреки возражению ответчика, не ограничивает самостоятельность муниципального образования на определение условий предоставления рассматриваемой меры социальной поддержки. В частности, не изменяет категорию ее получателей либо существо предъявляемых к ним требований.
Отказ в удовлетворении заявления истца обоснован исключительно отсутствием регистрации по месту жительства на территории Республики Крым, т.е. отсутствием административного акта, имеющего уведомительный характер и не являющегося условием реализации прав и свобод граждан. На наличие иных препятствий для удовлетворения заявления ответчик не ссылался, доказательства их наличия суду не предоставил.
Как указывает истец и доказательствами не опровергнуто, у истца не имеется иных оснований, предусмотренных законодательством, для проживания в жилом помещении в Республики Крым, кроме как договора социального найма специализированного жилого помещения, и, соответственно, для регистрации по месту жительства.
С учетом вышеизложенного, очевидно, что отсутствие возможности для соблюдения требований регистрационного учета, при постоянном проживании в Республики Крым, не может лишать истца права на получение мер социальной поддержки, в связи с чем суд полагает что восстановление прав истца подлежит путем установления факта постоянного проживания ФИО2 на территории Республики Крым, признав за ним право на получение мер социальной поддержки предусмотренных Законом Республики Крым от 17.12.2014г. №-РК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым».
На основании изложенного, исковое заявление ФИО2 подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия- удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на территории Республики Крым, признав за ним право на получение мер социальной поддержки предусмотренных Законом Республики Крым от 17.12.2014г. №-РК/2014 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым»..
В удовлетворении остальной части искового заявления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Благодатная Е.Ю.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ