Дело № 2а-816/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 декабря 2021 года <адрес>
Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Павловой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобылина Александра Валерьевича к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании действий по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка незаконным, обязании принять решение о согласовании схемы расположения земельного участка,
установил:
Кобылин А.В. в лице представителя ФИО7 обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением к администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным отказ администрации Моргаушского района Чувашской Республики в согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, на кадастровом плане территории, выраженный в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять решение о согласовании схемы расположения земельного участка и направить его в адрес административного истца.
Требование мотивировано тем, что ДД.ММ.ГГГГ Кобылин А.В. обратился в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, для последующего предоставления земельного участка в собственность, поскольку на нем расположен принадлежащий ему объект недвижимости: нежилое здание (<данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>.
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказано. Отказ мотивирован тем, что заявителем не представлены заключение кадастрового инженера о возможности либо невозможности раздела земельных участков и доказательства обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости.
Уведомление получено Кобылиным А.В. ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец считает указанное администрацией Моргаушского района Чувашской Республики основание для отказа несостоятельным ввиду того, что административным регламентом администрации Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков», утвержденным постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги.
Приобретенные административным истцом объекты недвижимости ранее принадлежали колхозу «<данные изъяты>», в последующем реорганизованному в СХПК «<данные изъяты>». СХПК «<данные изъяты>» постановлением главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок, был выдан государственный акт № №. Площадь земельного участка в разы превышала запрашиваемую Кобылиным А.В. площадь.
Административный истец полагает, что решением администрации Моргаушского района Чувашской Республики нарушены его законные права, как собственника объекта недвижимости, на формирование земельного участка под принадлежащим ему объектом недвижимости, в целях его последующего приобретения.
Административный истец Кобылин А.В., его представитель ФИО7, в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Представителем административного истца ФИО7 представлено заявление о рассмотрении дела без ее участия и Кобылина А.В.
Не явились также: представитель административного ответчика- администрации Моргаушского района Чувашской Республики, представители заинтересованных лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Чувашской Республике, администрации Ильинского сельского поселения Моргаушского района чувашской Республики, извещены надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частью 8 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Кобылин А.В. является собственником объекта недвижимости: нежилого здания <данные изъяты>), площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Кобылин А.В. в лице представителя ФИО7 обратился в администрацию Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, для последующей передачи земельного участка в собственность, указав, что является собственником указанных выше объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, представив «Схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» и др. необходимые документы.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Моргаушского района Чувашской Республики уведомила Кобылина А.В. о приостановлении рассмотрения заявления до предоставления документов, необходимых для оказания муниципальной услуги, не более чем на 1 месяц (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Заявителю было предложено предоставить: сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров зданий, сооружений, принадлежащих заявителю на соответствующем праве; заключение кадастрового инженера о возможности или невозможности раздела земельных участков; доказательства обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, заверенный должным образом.
ДД.ММ.ГГГГ представителем Кобылина А.В.- ФИО7 администрации района был представлен ответ на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №, из которого следовало, что поданное ею заявление содержало указание на объекты недвижимости, находящиеся на испрашиваемом земельном участке (наименование объекта, его площадь, данные о государственной регистрации права). К заявлению от ДД.ММ.ГГГГ, поданному в дополнение к ранее поданным заявлениям, были приложены выписки на все объекты недвижимости.
Предоставление заключения кадастрового инженера о возможности либо невозможности раздела земельных участков и доказательств обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, административным регламентом администрации Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков», утвержденным постановлением администрации Моргаушского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотрено. Административным регламентом установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем для получения муниципальной услуги.
К заявлению были приложены копии нотариально заверенной доверенности, выданной Кобылиным А.В. на имя представителя ФИО7 Позднее, при личном приеме, ФИО7 специалисту ФИО4 предоставлялся на обозрение оригинал доверенности.
Кобылиным А.В. дополнительно представлено сообщение, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
В соответствии с п. 1 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (п. 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (п. 4).
Согласно «Схеме расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», испрашиваемый земельный участок имеет площадь <данные изъяты> кв.м, условный №, относится к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения. В схеме расположения земельного участка указаны координаты испрашиваемого земельного участка.
В силу п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом (п. 19 ст. 11.10 ЗК РФ).
Аналогичные требования содержатся в п. 2.10 административного регламента администрации Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденного постановлением администрации Моргаушского района № от ДД.ММ.ГГГГ.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Моргаушского района Чувашской Республики отказала Кобылину А.В. в утверждении схемы расположения земельного участка для последующего предоставления в собственность, мотивируя свой отказ тем, что заявителем не предоставлены заключение кадастрового инженера о возможности либо невозможности раздела земельных участков и доказательства обоснованности испрашиваемой площади земельного участка, необходимой для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости. С заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без торгов.
В обоснование отказа административный ответчик ссылается на п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, и п. 2.13.1.3, абз. 1 п. 2.13.2 раздела II административного регламента администрации Моргаушского района Чувашской Республики по предоставлению муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков», утвержденного постановлением администрации Моргаушского района № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми основаниями для отказа в принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка являются: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены требованиями к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приложением N 1 к Приказу Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года N 762; с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Подпунктом 3 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам. Между тем, какие нарушения были допущены при разработке схемы, администрацией района в отказе не указаны.
Отказ администрации Моргаушского района Чувашской Республики в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не соответствует требованиям п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 – 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Поскольку на земельном участке расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности объекты недвижимости, отказ по основанию обращения с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка лица, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, является незаконным.
Поскольку решение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отнесено к компетенции органов местного самоуправления, суд считает необходимым возложить на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление Кобылина А.В. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и принять по нему соответствующее решение, в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным административным истцом требованиям (ст. ст. 176, 178 КАС РФ).
Руководствуясь ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
решил:
Признать отказ администрации Моргаушского района Чувашской Республики в согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, на кадастровом плане территории, выраженный в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Возложить на администрацию Моргаушского района Чувашской Республики обязанность повторно рассмотреть заявление Кобылина Александра Валерьевича о согласовании схемы расположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.