Дело №2а-5438/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2017 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
При секретаре Ю.А. Фирсовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Ульяновска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области об освобождении от исполнительского сбора
У С Т А Н О В И Л:
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным иском об освобождении от исполнительского сбора, указав, что Ленинским районным судом г.Ульяновска было вынесено решение по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах Князьхановой И.Д. к администрации города Ульяновска о признании, заключения межведомственной комиссии незаконным, возложении обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Данным решением суд признал незаконным заключение межведомственной комиссии от 16 июля 2015 № 33. Возложил на администрацию г. Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома № аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное и.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47
Судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Поляковой Ю.А. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа (исполнительного листа) ФС № № от 04.07.2016.
судебным приставом - исполнителем межрайонного отдела судебных приставов но исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Пичугиной К.М. было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству.
Администрация города Ульяновска не согласна с указанными выше постановлениями судебного пристава, считает их незаконными и необоснованными и вынесенными без учета норм действующего законодательства и обстоятельств дела.
Администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения вступившего в законную силу решения суда.
Администрация города Ульяновска приняла все меры по надлежащему исполнению решения суда. 12.01.2017 года межведомственная комиссия вынесла заключение об оценке соответствия многоквартирного дома, установленным в Положении о при знании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, многоквартирный дом был признан аварийным и подлежащим сносу в связи с наличием вы явленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечил безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим из носом в процессе эксплуатации отдельными частями здания эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований, то есть было исполнено решение Ленинского районного суда города Ульяновска о возложении на администрацию г. Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома № 118 по улице Красноармейская города Ульяновска аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещений непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим снос) или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 М 47.
Таким образом, администрация города Ульяновска исполнила решение суда в добровольном порядке.
Просили суд освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по постановлениям судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 02.08.2016 по исполнительному производству от 07.07.2016 № № ИП.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Пичугина К.М. в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Заинтересованное лицо Князьханова И.Д. в судебном заседании не присутствовала, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщила.
Суд в соответствии с п. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав письменные материалы административного дела, материалы исполнительных производств, материалы гражданского дела № 2-194/16 Ленинского районного суда г. Ульяновска, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В ст. 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций ( ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы возлагается принудительное исполнение судебных актов.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года за №229-ФЗ определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу статей 2 и 4 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года за №229-ФЗ, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 12.01.2016 года постановлено: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Князхановой Ильмиры Джамиловны к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии, возложении на администрацию города Ульяновска обязанности рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции удовлетворить.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №33 от 16 июля 2015 года.
Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания жилого дома №№ аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года за №47.
Определением Ульяновского областного суда от 19 апреля 2017 года решение оставлено без изменения.
На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Ульяновска по гражданскому делу №2-194/16, судебным приставом-исполнителем 07.07.2016 года возбуждено исполнительное производство № №
02.08.2016г. судебным приставом - исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора в размере 50000 рублей по данному исполнительному производству в связи с тем, что в срок, установленный для добровольного исполнения, исполнительный документ не исполнен.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Освобождение от взыскания исполнительского сбора может иметь место, как указано выше, при наличии уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа.
Согласно материалам исполнительного производства, постановлением заместителя начальника межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Солодовниковой А.Е. от 09.02.2017 года юридическое лицо Администрация г.Ульяновска признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Администрации обратилась в суд с жалобой об его пересмотре.
03 апреля 2017 года Ленинским районным судом г.Ульяновска вынесено решение, которым постановление заместителя начальника межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Солодовниковой А.Е. от 09.02.2017 (исполнительное производство № №) о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ч. 2 ст.17.15 КоАП РФ в отношении администрации города Ульяновска - оставить без изменения, жалобу защитника Цыпловой М.А. – без удовлетворения.
Данным решением ссуд установил, что для рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии о возможности признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не требуется выделение из бюджета денежных средств, соответственно и не требуется больших временных затрат.
Заключение межведомственной комиссии во исполнение решения суда вынесено 12.01.2017 года.
26.06.2017 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства.
Вместе с тем, у Администрации города Ульяновска имелся достаточный, необходимый срок для исполнения решения суда.
Своевременных мер, необходимых и достаточных к надлежащему исполнению решения суда, принято не было. Уважительных причин неисполнения решения суда административный истец не представил.
Административному истцу неоднократно назначался новый срок для выполнения требований исполнительного документа.
Наличие вины взыскателя в несвоевременном исполнении судебного решения также не усматривается.
В связи с чем нет оснований утверждать, что в данном случае отсутствует виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда.
Таким образом, административный иск удовлетворению не подлежит.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
Руководствуясь ст.ст. 150 ч.7, 175-177,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Пичугиной К.М. и УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора– отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решения.
Судья: Т.Л. Грачева