Дело № 2а-4224/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«03» октября 2018года г.Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Плешивцева С.И.,
при секретаре Апкиной А.А.,
с участием представителя административного истца Казак О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Тухветов А.Ф. к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, о признании незаконными решения об отказе в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером № и возложении обязанности подписать акт согласования границ земельного участка,
установил:
Тухветов А.Ф. обратился в Ленинский районный суд <Адрес> с административным исковым заявлением, о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации <Адрес> (далее – ДЗО) от 01 августа 2018 г. №, об отказе в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, и возложении на Департамент земельных отношений администрации <Адрес>, обязанности подписать акт согласования границ земельного участка, с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № предварительно согласовано предоставление ему земельного участка с кадастровым номером № площадью 1031 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>. Условием предоставления ему земельного участка, является проведение заявителем работ по уточнению границ земельного участка. В связи с чем, он административный истец сформировал межевой план по уточнению границ земельного участка, в соответствии с которым площадь земельного участка составила 1 134 кв.м. Оспариваемое решение Департамента сводится к тому, что площадь земельного участка не соответствует площади земельного участка согласно материалов инвентаризации. Просит заявленные требования удовлетворить.
Административный истец Тухветов А.Ф. в судебное заседание не явился, её представитель Казак О.В., в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика - Департамента земельных отношений администрации г.Перми в судебное заседание не явился.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Такое обращение возможно и в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.
На основании положений ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (ч. 1).
В силу ч.2 вышеназванной нормы, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
По таким административным делам административный истец обязан:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно требованиям ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту Земельного кодекса РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Статьями 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрена процедура предварительного согласования предоставления земельного участка (при предоставлении участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов) в случае, если земельный участок на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ);
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ);
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 206-ФЗ);
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Административный истец Тухветов А.Ф. является собственником жилого дома (лит.А), назначение: жилое, общая площадь 52,5 кв.м., с постройками, адрес объекта: <Адрес>.
Распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № предварительно согласовано предоставление Тухветову А.Ф. земельного участка с кадастровым номером № площадью 1031 кв.м., под 1-этажный жилой дом, расположенный по адресу: <Адрес>. Условием предоставления ему земельного участка, является проведение заявителем работ по уточнению границ земельного участка.
Согласно сведениям из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1031 кв.м., относится к категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Кадастровый номер присвоен 26.05.1999 г. Граница земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
Административным истцом проведены кадастровые работы, сформирован межевой план по уточнению границ земельного участка, в соответствии с которым площадь земельного участка составила 1 134 кв.м.
Административный истец обратился в Департамент с заявлением о согласовании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>.
Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, поскольку имеются противоречия между площадью земельного участка согласно ЕГРН, площадью земельного участка согласно материалов инвентаризации.
На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п.32 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка может быть отказано в связи с уточнением сведений о площади земельного участка, если такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанное означает, что осуществление кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка возможно в случае, если в результате кадастрового учета площадь такого земельного участка будет больше площади, сведения о которой содержатся в государственном кадастре недвижимости, но не более чем на установленную величину, что должно быть учтено судом при установлении границ земельного участка в результате их уточнения.
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 452-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
Под объектами недвижимого имущества, в отношении которых может быть осуществлен кадастровый учет, понимаются в том числе земельные участки - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Статьей 37 этого же закона предусмотрено, что результатом кадастровых работ является передаваемый заказчику кадастровых работ межевой план, технический план или акт обследования.
Согласно ст.39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.(в ред. Федеральных законов от 21.12.2009 N 334-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ).(ч.1).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 21.12.2009 N 334-ФЗ).
Постановлением администрации города Перми № 1147 от 18.12.2017 г. утверждён административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Согласование местоположения границ земельных участков, являющихся смежными к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, в индивидуальном порядке».
Разделом 2.11 административного регламента, предусмотрены основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- 2.11.1. проект межевого плана и (или) акт согласования местоположения границ, представленные Заявителем, не соответствуют требованиям статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»:
-2.11.2. в акте согласования местоположения границ указана часть границы земельного участка, подлежащая согласованию с Департаментом, которая является смежной к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения и предоставленным физическим лицам в пожизненное наследуемое владение, физическим или юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование (за исключением государственных или муниципальных учреждений, казенных предприятий, органов государственной власти или органов местного самоуправления), в аренду (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет);
- 2.11.3. в акте согласования местоположения границ указана часть границы земельного участка, подлежащая согласованию с Департаментом, которая является смежной к земельным участкам, находящимся в собственности физических или юридических лиц, или смежной к земельным участкам, в отношении которых у Департамента отсутствуют полномочия на предоставление таких участков;
-2.11.4. в акте согласования местоположения границ не указана часть границы земельного участка, подлежащая согласованию с Департаментом, которая является смежной к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности или в государственной собственности до ее разграничения, за исключением случая, указанного в пункте 2.11.2 настоящего Регламента;
-2.11.5. наличие необходимости согласования местоположения границ с их установлением на местности и невыполнение требования Департамента об установлении границ земельного участка на местности, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 статьи 39 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»;
- 2.11.6. площадь земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, находящегося в собственности физических или юридических лиц, предоставленного физическим лицам в пожизненное наследуемое владение, увеличена более чем на величину допустимой погрешности определения площади земельного участка;
- 2.11.7. площадь земельного участка, в отношении которого проводятся кадастровые работы, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
-2.11.8. местоположение границ и площадь земельного участка, указанные в акте согласования местоположения границ и на чертеже земельных участков и их частей, не соответствуют сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
- 2.11.9. при отсутствии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае если местоположение границ и площадь земельного участка, указанные в акте согласования местоположения границ и на чертеже земельных участков и их частей, не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, за исключением случая, если местоположение границ и площадь земельного участка соответствуют фактическим местоположению границ и площади земельного участка, определенным при согласовании местоположения границ земельного участка с их установлением на местности;
- 2.11.10. в случае отсутствия в документах, указанных в пунктах 2.11.8, 2.11.9 настоящего Регламента, сведений о местоположении границ земельного участка, несоответствия местоположения границ и площади земельного участка, указанных в акте согласования местоположения границ и на чертеже земельных участков и их частей, утвержденному в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекту межевания территории;
- 2.11.11. в случае отсутствия в документах, указанных в пунктах 2.11.8, 2.11.9, 2.11.10 настоящего Регламента, сведений о местоположении границ земельного участка, несоответствия местоположения границ земельного участка, указанных на чертеже земельных участков и их частей, границам земельного участка, существующим на местности пятнадцать и более лет и закрепленным с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющим определить местоположение границ земельного участка;
- 2.11.12. при отсутствии документов, подтверждающих право на земельный участок, в случае принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка по заявлению лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, нахождение земельного участка согласно акту согласования местоположения границ и чертежу земельных участков и их частей полностью или частично на территории общего пользования.
Оспариваемое решение Департамента сводится к тому, что площадь земельного участка не соответствует площади земельного участка согласно материалов инвентаризации.
Суд исследовав материалы дела, считает, что оспариваемое решение, требованиям вышеуказанного административного регламента не соответствует, поскольку материалы инвентаризации земель не являются документами, определявшими местоположение границ земельного участка при его образовании.
Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности, суд находит оспариваемое решение Департамента земельных отношений администрации г.Перми незаконным.
Восстановление нарушенных прав заявителя подлежит путем возложения обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Тухветова А.Ф., о согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, о чём сообщить суду и административному истцу.
Оснований для удовлетворения административного иска Тухветова А.Ф. в части требования, о возложении на Департамент земельных отношений администрации <Адрес>, обязанности подписать акт согласования границ земельного участка, с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, суд не усматривает, поскольку подписание акта согласования является компетенцией функционального органа местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Тухветов А.Ф. удовлетворить частично.
Решение Департамента земельных отношений администрации <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации <Адрес> повторно, в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, рассмотреть заявление Тухветов А.Ф., о согласовании местоположения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, о чём сообщить суду и административному истцу.
Тухветов А.Ф. в удовлетворении административного иска к Департаменту земельных отношений администрации <Адрес>, возложении обязанности подписать акт согласования границ земельного участка, с кадастровым номером № площадью 1 134 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.И. Плешивцев
Копия верна:
Судья