Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 мая 2021 года в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола помощником судьи Королевой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петрова Ю. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, администрации г. Н. Новгорода, межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района, государственному регистратору межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района Грязиной С. В., государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ГоловА. А. В. о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
административный истец Петров Ю.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, администрации г. Н. Новгорода, межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района, государственному регистратору межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района Грязиной С. В., государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ГоловА. А. В. о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее.
Петрову Ю.В. принадлежит нежилое здание (сарай), находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 22 кв.м. на основании договора купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Вышеуказанный сарай принадлежал продавцу на основании протокола МВК № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного решением исполкома № от ДД.ММ.ГГГГ.
Объект капитального строительства расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Административным истцом было подано в Управление Росреестра по Нижегородской области заявление о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости здании, расположенном по адресу: <адрес>
Было принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, поскольку не поступили ответы по запросам: КУВД-001/2020-17907762Н в ФГУП «Нижтехинвентаризация» и № в Администрацию г. Н. Новгорода.
Петров Ю.В. приобрел в собственность квартиру у Утиной Л.В, которой в 1986 году было предоставлено право на возведение хозяйственной постройки (сарая) на придомовой территории <адрес>.
Хозяйственная постройка построена в 1986 году до вступления Градостроительного Кодекса, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
Документом на возведение сарая является справка, выданная Советом народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, которая обязывает БТИ внести измененные сведения в дела.
Непредставление органом или организацией в порядке межведомственного взаимодействия документов и информации, запрошенных органом кадастрового учета, само по себе не может повлечь отказ в осуществлении государственного кадастрового учета, кроме случаев, когда соответствующим органом предоставлен ответ об отсутствии у него запрашиваемых сведений.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд:
Признать незаконными решения об отказе от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № в внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
Обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – нежилое здание (сарай), находящийся по адресу: № общей площадью 22 кв.м.
К участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация г. Н. Новгорода, межмуниципальный отдел по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района, государственный регистратор межмуниципального отдела по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района Грязина С. В., государственный регистратор Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ГоловА. А. В., в качестве заинтересованных лиц администрация Нижегородского района г. Н. Новгорода, КП НО «Нижтехинвентаризация».
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РРФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 и 9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 ст. 226 КАС ПФ, в полном объеме. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Установлено, что между Утиной Л. В. И Петровым Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № купли – продажи нежилого здания (сарай), расположенный по адресу: г. <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ в Управление Росреестра по Нижегородской области поступило заявление Петрова Ю.В. о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, а именно нежилом здании (сарае), расположенном по адресу: <адрес>
Вместе с заявлением были приложены архивная выписка от ДД.ММ.ГГГГ № из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»
Согласно ст. 69 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.
9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, - в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, - в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации - города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
Управлением Росреестра по Нижегородской области направлены запросы в КП НО «Нижтехинвентаризация», администрацию г. Н. Новгорода для предоставления сведений об объекте как ранее учтенном.
Ответы на данные запросы не были представлены в регистрирующий орган.
В связи с тем, что в представленных документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, Управление Росреестра отказало административному истцу во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Судом установлено, что инвентаризационный план домовладения с сараями датирован ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу на запрос из КП НО «Нижтехинвентаризация» по данным реестровой книги в период до ДД.ММ.ГГГГ и по данным Поземельной книги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ архива Нижегородского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация –Федеральное БТИ», хранящихся в архиве КП НО «Нижтехинвентаризация», права собственности на объект недвижимости – сарай, расположенный по адресу: <адрес> зарегистрированы не были.
Согласно представленному ответу из администрации г. Н. Новгорода информации о зарегистрированном объекте недвижимости – нежилое здание (сарай), находящийся по адресу: <адрес> документы на указанное строение отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ в Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области поступили ответы на запросы из администрации г. Н. Новгорода.
Согласно указанному ответу сарай, расположенный по адресу: г<адрес> земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества города Нижнего Новгорода не числятся.
При таком положении решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области об отказе от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № в внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости вынесено законно и обоснованно. Оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконными указанных решений возложении обязанности внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости – нежилое здание (сарай), находящийся по адресу: <адрес> общей площадью 22 кв.м. не имеется.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Учитывая вышеустановленные судом обстоятельства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением нарушений требований законодательства, а также нарушения прав и законных интересов административного истца не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административных исковых требований Петрова Ю. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, администрации г. Н. Новгорода, межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района, государственному регистратору межмуниципальному отделу по Балахнинскому и Чкаловскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области Чкаловского района Грязиной С. В., государственному регистратору Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области ГоловА. А. В. о признании незаконным решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина