Судья Михеева С.А. |
№ 21-190/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
12.05.2021 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу ООО "Карлис-Вяртсиля" на постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 11.12.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "Карлис-Вяртсиля",
установил:постановлением начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия № 1021/20л от 11.12.2020, оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18.02.2021, ООО "Карлис-Вяртсиля" (далее - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Общество не согласно, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что постановлением № 1022/20л от 11.12.2020 Обществу объявлено устное замечание в связи с аналогичным правонарушением, выявленным также 02.06.2020 в ходе осмотра той же лесной делянки. В ходе производства по обоим делам правила ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не применялись, в связи с чем обжалуемое постановление вынесено в нарушение ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ. Выявленное нарушение является малозначительным, поскольку объем не вывезенной древесины составляет 16,6 % от общего объема заготовленной древесины. Вывод административного органа об объеме не вывезенной древесины не доказан, поскольку полный осмотр делянки не производился, лесничеством были заложены ленточные пробы на 8% площади делянки. Наличие невывезенной древесины обусловлено объективными обстоятельствами, в том числе необходимостью соблюдения техники безопасности.
Заслушав защитника (...) поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 100000 руб.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 29 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в ст. 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 11 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474, действовавших на день совершения вменяемого правонарушения (далее - Правила), рубка лесных насаждений, трелевка (транспортировка), частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса путем выдачи соответствующего письменного разрешения.
Согласно подп. "з" п. 12 Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности послужило выявленное 02.06.2020 то обстоятельство, что Общество по состоянию на 14.12.2019 в Пряжинском районе Республики Карелия на территории ГКУ РК "Пряжинское центральное лесничество" (квартал 113 выдел 16 делянка 5), при заготовке древесины по договору аренды лесного участка от ХХ.ХХ.ХХ №-з и лесной декларации № от ХХ.ХХ.ХХ со сроком действия по ХХ.ХХ.ХХ, в нарушение подп. "з" п. 12 Правил не обеспечило вывоз древесины в установленный договором срок, оставив на делянке древесину в объеме 29,2 куб.м.
Указанные обстоятельства и вина Общества в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, актом осмотра лесосеки, ведомостями материально-денежной оценки лесосек, ведомостью перечета мест рубок, расчетом неустойки за нарушение договора аренды, схемой-чертежом делянки, договором аренды лесного участка, лесной декларацией №, технологической картой лесосечных работ, иными материалами дела.
Из представленных доказательств следует, что на Общество в соответствии с вышеприведенными нормами и технологической картой лесосечных работ возлагалась обязанность в течение срока действия лесной декларации осуществить вывоз заготовленной древесины. Между тем, при проведении осмотра лесничеством лесосеки в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 27.06.2016 № 367 по окончании срока действия лесной декларации 02.06.2020 выявлено, что на лесной делянке имеется не вывезенная в установленный срок древесина в значительном объеме.
В уполномоченный орган за выдачей разрешения о продлении срока вывоза древесины Общество не обращалось.
Доводы жалобы о недоказанности события административного правонарушения, в том числе в связи с необходимостью использования части древесины для выполнения требований техники безопасности, недостоверностью результатов вычисления объема не вывезенной древесины на основе ленточных проб, подлежат отклонению.
Осмотр лесосеки, по результатам которого выявлено нарушение лесного законодательства, проведен с участием представителя лесопользователя и с соблюдением Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 (далее - Порядок). Пунктами 8-10 Порядка допускается закладка пробных площадей при осмотре лесосеки с использованием измерительных приборов и инструментов. При осмотре лесосеки устанавливается, в том числе, наличие не вывезенной древесины.
Форма и содержание акта осмотра лесосеки соответствуют требованиям приказа Минприроды России от 27.06.2016 № 367, осмотр осуществлен с соблюдением срока, установленного п. 5 Порядка.
Закладка пробных площадей может осуществляться путем закладки ленточных проб в типичных местах выдела в случае, если лесосека имеет площадь более 3 га.
В связи с этим определение объема древесины, брошенной на лесосеке, посредством закладки ленточных проб не противоречит законодательству. В случае недостоверности, по мнению лесопользователя, полученных результатов, представитель Общества не лишен был возможности при изложении причин несогласия в акте осмотра представить опровергающие выводы лесничества доказательства, либо мотивированно заявить ходатайства о проведении сплошного перечета оставленных на лесосеке деревьев, привлечении специалиста для оценки состояния лесосеки, произведении иных необходимых измерений и др. Вместе с тем, изложенные в акте осмотра и впоследствии при составлении протокола об административном правонарушении возражения лесопользователя не подтверждены какими-либо доказательствами. Инициативы в формировании соответствующей доказательственной базы представитель Общества не проявлял, в то время как содержание акта осмотра согласуется с иными материалами дела и не вызывает обоснованных сомнений.
При таких обстоятельствах в действиях лесопользователя правомерно усмотрен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.25 КоАП РФ. С учетом объема лесонарушения, а также повторности совершения однородного правонарушения, выявленное правонарушение не может быть признано малозначительным, и основания для назначения административного наказания в виде предупреждения отсутствуют.
Назначенное административное наказание соответствует санкции статьи, объему и характеру выявленного нарушения.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, являющихся основаниями для отмены или изменения постановления по делу или решения судьи, не допущено. Оснований полагать о нарушении административным органом требований ч. 2 ст. 4.4 и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ путем неоднократного привлечения к административной ответственности за тождественные деяния не имеется, поскольку производство по делу об административном правонарушении № 1022/20 л, на которое ссылается податель жалобы, прекращено постановлением от 11.12.2020 (л.д. 87).
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, в том числе по доводам жалобы, не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 11.12.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 18.02.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, в отношении ООО "Карлис-Вяртсиля" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |