Решение по делу № 33а-10146/2018 от 31.10.2018

судья: Благодатная Е.Ю. дело №33а-10146/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 декабря 2018 года город Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Кучеренко Н.В.,

судей

Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А.,

при секретаре Дубровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалевой Галины Ивановны к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании отказа незаконным и возложении обязанности совершить определённые действия, заинтересованное лицо Садоводческое некоммерческое товарищество «Дружба»,

по апелляционной жалобе Ковалевой Галины Ивановны на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 августа 2018 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Ковалева Г.И. обратилась в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, в котором просила признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка в собственность без торгов бесплатно, а также обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым рассмотреть заявление административного истца о предоставлении земельного участка в установленном федеральным законом порядке.

Требования мотивированы тем, что Ковалева Г.И. является членом СНТ «Дружба»: за ней закреплён земельный участок №, площадью 1064 кв.м. Административный истец обратилась с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно, однако, письмом за №01-09/15583 от 18 июня 2018 года административным ответчиком в удовлетворении заявления отказано со ссылками на положения регионального законодательства и разработанную Государственным Советом Республики Крым Дорожную карту №3. Административный истец полагает доводы административного ответчика несостоятельными, в связи с тем, что, принимая оспариваемое решение, ему следовало руководствоваться положениями федерального законодательства.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований Ковалевой Г.И. отказано.

В апелляционной жалобе административного истца ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при рассмотрении дела суд допустил неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела и несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, что повлекло за собой нарушение применение норм материального права. Судом не учтено, что заявление Ковалевой И.Н. подано в порядке Федерального закона №137-ФЗ, в связи с чем, Министерство обязано было принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Судом, таким образом, при разрешении дела не применены нормы федерального законодательства и не учтена правовая позиция, содержащаяся в постановлениях Президиума Верховного Суда Российской Федерации по указанному вопросу. Министерство обязано было руководствоваться федеральным законодательством и ссылка на Дорожную карту №3 при отказе в предоставлении земельного участка является незаконной, нарушающей права административного истца в части предоставления земельного участка в СНТ. Не соответствует нормам материального права и вывод суда в обоснование отказа в иске о том, что предоставление земельного участка Ковалевой Г.И. возможно только после утверждения проекта межевания СНТ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Ковалева Г.И. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по доверенности Шароватова Ю.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Садоводческого некоммерческого товарищества «Дружба» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых участников процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно протоколу №15 от 28 мая 2012 года, Ковалева Г.И. является членом СНТ «Дружба» и за ней закреплён земельный участок №, площадью 1064 кв.м. (л.д. 13-15).

21 мая 2018 года административный истец обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, площадью 1064 кв.м., расположенного по адресу: Республики Крым, Урожайненское сельское поселение, СНТ «Дружба», участок .

К данному заявлению административным истцом приложены: копия документа, подтверждающего личность гражданина, а также схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выписка из протокола собрания (л.д. 17).

Письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым №01-09/15583 от 18 июня 2018 года Ковалевой Г.И. сообщено об отсутствии возможности рассмотреть предоставленное заявление по сути. Так, указано, что заявление о предоставлении земельного не соответствует требованиям статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть, в заявлении не указаны: кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, цель использования земельного участка. Одновременно заявителю разъяснены положения Земельного кодекса Российской Федерации, Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года №38-ЗРК и от 15 января 2015 года №66-ЗРК/2015, а также сообщено, что порядок предоставления земельных участков гражданам, установленным пунктами 2.7-2.10. статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время не может быть реализован на территории Республики Крым: СНТ «Дружба» осуществляет оформление земельных участков согласно Дорожной карте №3 и после выполнения СНТ «Дружба» ряда мероприятий, указанных в Дорожной карте №3 (пункт 5,8,8.1,10,11,12), граждане-члены СНТ «Дружба», согласно пункту 13 Дорожной карты №3, смогут подать в уполномоченный орган заявление о передаче земельного участка в собственность или аренду (л.д. 6-9).

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик действовал в соответствии с законом, способом и в рамках предоставленных ему полномочий, а предоставленные административному истцу разъяснения соответствуют законодательству.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона Республики Крым от 31.07.2014 №38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым»).

Кроме того, в соответствии со статьей 1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.

Заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривают следующие уполномоченные органы (далее - уполномоченные органы): Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым; уполномоченный орган местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего публичного образования (статья 2 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»).

В соответствии с пунктом 4.71. Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 №157, Минимущество в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет полномочия по рассмотрению в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, заявления об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым.

Согласно статье 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан устанавливаются Законом Республики Крым (статья 19.1 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений»).

Как предусмотрено статьёй 20 вышеуказанного Закона Республики Крым, до 31 декабря 2020 года земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются без проведения торгов в собственность бесплатно, за плату или в аренду: членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, созданных до вступления в силу Федерального конституционного закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, которые привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, а также сведения о которых внесены в Единый государственный реестр юридических лиц; членам садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 2 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года №320-ЗРК/2016 «Об особенностях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым и о внесении изменений в некоторые законы Республики Крым».

Земельный участок предоставляется членам объединений граждан, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, независимо от даты вступления в члены указанных объединений в ранее определенных границах или размерах, если данный земельный участок по решению общего собрания членов объединения граждан о распределении земельных участков между его членами распределен данному лицу (члену указанного объединения).

Земельный участок по правилам настоящей статьи предоставляется гражданам Российской Федерации в собственность бесплатно, иностранным гражданам или лицам без гражданства - в аренду или собственность за плату.

Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, предоставление земельных участков на территории Республики Крым осуществляется до 1 января 2020 года без учета особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, однако, в соответствии с иными положениями Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок предоставления земельных участков, а также с учётом положений нормативных правовых актов Республики Крым.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 №66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2019 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

Согласно пункту 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.

На основании вышеизложенного, в соответствии с действующим на территории Республики Крым законодательством, образование земельных участков для ведения садоводства осуществляется на основании проекта межевания территории садоводческого товарищества, а не по схеме расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Как усматривается из содержания поданного административным истцом заявления о предоставлении земельного участка, заявление подавалось в порядке оформления прав граждан, являющихся членами садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, на земельные участки, предназначенные для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, в соответствии с п. 2.7.-2.10. Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ».

При этом, в данном заявлении, как правильно указано административным ответчиком в оспариваемом письме от 18.06.2018г., действительно отсутствуют: кадастровый номер испрашиваемого земельного участка, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, цель использования земельного участка, (статьи 39.15, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации). То есть, поданное административным истцом заявление не в полной мере соответствовало требованиям закона для его разрешения административным ответчиком по сути.

Более того, в поданном заявлении Ковалева Г.И. просила административного ответчика о предоставлении ей в собственность земельного участка , площадью 1064 кв.м., тогда как из предоставленной выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Дружба» от 05 сентября 2015 года усматривается, что указанную площадь составляют фактически три самостоятельных земельных участка: л.д. 15).

Кроме того, на основании вышеприведенных правовых норм административному истцу обоснованно одновременно разъяснено административным ответчиком о невозможности, в данном случае, реализации порядка, установленного п. 2.7.-2.10. Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ», а также, что Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтённым органами местного самоуправления, и что Государственным Советом Республики Крым и Минимуществом разработаны Дорожные карты, разъясняющие гражданам алгоритм действий с целью оформления земельных участков, в зависимости, в том числе, от факта перерегистрации Объединения (юридического лица) согласно законодательству Российской Федерации и наличия (отсутствия) у юридического лица правоустанавливающего документа на землю.

При этом, административным истцом не оспаривалось указанное в письме административного ответчика обстоятельство оформления СНТ «Дружба» земельного участка согласно Дорожной карте №3: для предоставления земельных участков садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан, у которых отсутствуют правоустанавливающие документы на землю.

Более того, суду апелляционной инстанции административным истцом предоставлено Заключение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности расположения СНТ «Дружба» на земельном участке в учтённых границах, датированное 25 октября 2018 года, то есть, после обращения административного истца с заявлением и письма административного ответчика с результатами его рассмотрения (л.д. 124-125).

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Доводы административного истца о необходимости руководствоваться федеральным законодательством, статьёй 3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» обоснованно отклонены судом первой инстанции.

Основания предполагать, что права и свободы, о защите которых просит административный истец, нарушены административным ответчиком оспариваемым письмом от 18 июня 2018 года или существует угроза их нарушения, отсутствуют.

При этом, судебная коллегия считает необходимым указать на следующее.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Ковалева Г.И. указала его предметом отказ административного ответчика в предоставлении ей земельного участка в собственность без торгов бесплатно, то есть, фактически принятое по её заявлению отказное решение Министерства. Однако, как следует из материалов дела, административным ответчиком не принималось отказного решения в смысле ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, как на это ссылается административный ответчик, поскольку Ковалёвой Г.И. по результатам рассмотрения её заявления и приложенных документов направлено 18.06.2018г. письмо о невозможности по указанным в нём причинам рассмотреть заявление по сути.

Таким образом, Ковалева Г.И. не лишена возможности повторно обратиться к административному ответчику с соответствующим заявлением в порядке действующего законодательства и с учётом, как она пояснила в судебном заседании, дополнительно полученных ею документов относительно земли СНТ «Дружба».

Бездействие же административного ответчика, исходя из заявленных в административном исковом заявлении требований, административным истцом не оспаривалось (л.д. 5), заявленные исковые требования в ходе рассмотрения дела Ковалевой Г.И. не уточнялись.

Иные доводы апелляционной жалобы, по своей сути, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 09 августа 2018 года по административному делу №2а-2394/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалевой Галины Ивановны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий: Н.В. Кучеренко

Судьи: О.В. Хожаинова

Н.А. Терентьева

33а-10146/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ковалева Галина Ивановна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
СНТ "Дружба"
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Кучеренко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
01.11.2018Передача дела судье
28.11.2018Судебное заседание
19.12.2018Судебное заседание
10.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2019Передано в экспедицию
19.12.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее