УИД: 05RS0№-66
Дело №а-442/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 30 мая 2019 года
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хамавова Р.Ш.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Дагестан к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах их исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы незаконными и обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежегодные сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по проведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов ежегодно в средствах массовой информации и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>,
Установил:
<адрес> Республики Дагестан обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику муниципальному образованию «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах их исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы незаконными и обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежегодные сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов ежегодно в средствах массовой информации и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>, ссылаясь на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения требований законодательства в сфере водоснабжения в деятельности муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан выявлены нарушения федерального законодательства. Согласно ст.1 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №) местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (далее - ОМС) вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Местное самоуправление осуществляется на основе принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности муниципального образования в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической, выборности и отчётности ОМС, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования за решение задач социально-экономического развития муниципального образования. В соответствии с п.6.1 ст.37 ФЗ № глава администрации в рамках своей компетенции обеспечивает на территории муниципального образования исполнение законодательства РФ и субъекта РФ, правовых актов, принятых ОМС на местном референдуме, руководит деятельностью администрации, обеспечивает осуществление ОМС полномочий по решению вопросов местного значения. В соответствии с ч.1 ст.6 "О водоснабжении и водоотведении" полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: 1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; 2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, гарантирующей организации; 3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; 4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; 5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; 6) согласование инвестиционных программ; 7) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 8) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 9) установление нормативов состава сточных вод; 10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом. Согласно ч.1.1 ст.6 ФЗ № полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с ч.10 ст.23 ФЗ № органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Полномочия, предусмотренные данной нормой, относятся к иным полномочиям, которые осуществляются органами местного самоуправления муниципального района. Полномочия по водоснабжению администрацией МО «<адрес>» переданы администрации МО «<адрес>» согласно соглашению о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, заключенных на основании Решения собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-VI СД (далее - соглашение № - СД). В нарушение требований ч.10 ст.23 ФЗ № администрация МО «<адрес>» <адрес> не опубликовала информацию о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>» и информацию о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы. Данный факт подтверждается справкой от 29.04.2019г. о результатах мониторинга сайта информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>. Указанное свидетельствует о бездействии администрации МО «<адрес>» <адрес> в части исполнения требований действующего законодательства. Бездействие ОМС, выразившееся в неопубликовании данных сведений нарушает права граждан, проживающих на территории СМО, на информированность о качестве питьевой воды, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, а также принципы законности, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Отсутствие сведений о качества питьевой воды установленным нормативам в случае ухудшения качества питьевой воды создает риск для здоровья при использовании такой воды из домовых распределительных систем. В соответствии со ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Согласно ст.227 КАС РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. По указанным основаниям просит признать бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы незаконными и обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежегодные сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по проведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов ежегодно в средствах массовой информации и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>.
Согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.1 ст.291 КАС РФ, поскольку всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным, настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства без участия сторон и проведения судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч.2 ст.46 Конституции РФ бездействие органов местного самоуправления может быть обжаловано в суд.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЭ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - ФЗ №) местное самоуправление в муниципальном образовании - форма осуществления населением муниципального образования своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципального образования по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (далее - ОМС) вопросов местного значения, исходя из интересов населения. Местное самоуправление осуществляется на основе принципов соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности муниципального образования в пределах собственных полномочий, в том числе финансовой и экономической, выборности и отчётности ОМС, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования за решение задач социально-экономического развития муниципального образования.
В соответствии с п.6.1 ст.37 ФЗ № глава администрации в рамках своей компетенции обеспечивает на территории муниципального образования исполнение законодательства РФ и субъекта РФ, правовых актов, принятых ОМС на местном референдуме, руководит деятельностью администрации, обеспечивает осуществление ОМС полномочий по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1 ст.6 "О водоснабжении и водоотведении" полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ;
7) принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
9) установление нормативов состава сточных вод;
10) иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.10 ст.23 ФЗ № органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети "Интернет" (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети "Интернет") сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Полномочия, предусмотренные данной нормой, относятся к иным полномочиям, которые осуществляются органами местного самоуправления муниципального района.
Полномочия по водоснабжению администрацией МО «<адрес>» переданы администрации МО «<адрес>» согласно соглашению о передаче осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, заключенных на основании Решения собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-VI СД (далее - соглашение № - СД).
В нарушение требований ч.10 ст.23 ФЗ № администрация МО «<адрес>» <адрес> не опубликовала информацию о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», и информацию о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы.
Данный факт подтверждается справкой от 29.04.2019г. о результатах мониторинга сайта информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>.
Указанное свидетельствует о бездействии администрации МО «<адрес>» <адрес> в части исполнения требований действующего законодательства.
Отсутствие сведений о качества питьевой воды установленным нормативам в случае ухудшения качества питьевой воды создает риск для здоровья при использовании такой воды из домовых распределительных систем.
Указанное подтверждается справкой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником прокурора <адрес> Турабов Т.З.
Как установлено судом, указанные требования законодательства административным ответчиком не выполняются в нарушение требований закона. Административным ответчиком не опубликована информация о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы в средствах массовой информации.
Бездействие администрации МО «<адрес>» <адрес>, связанное с неопубликованием данных сведений, нарушает права граждан, проживающих на территории СМО, на информированность о качестве питьевой воды, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, а также принципы законности, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> Республики Дагестан являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на срок устранения нарушений; сведения на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Учитывая, что допущенное бездействие способствует нарушению прав неопределенного круга лиц на защиту их прав и законных интересов в установленном законом порядке, суд считает необходимым обязать административного ответчика в течение месяца со дня вступления решения в законную силу опубликовать сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>» и сведения о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы в средствах массовой информации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Дагестан к администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам, с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах их исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы, незаконными и обязании администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежегодные сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов ежегодно в средствах массовой информации и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес> удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан, выразившееся в неопубликовании в средствах массовой информации сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах их исполнения этих планов за 2018 и 2019 годы, незаконными.
Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан опубликовать ежегодные сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории МО «<адрес>», о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов ежегодно в средствах массовой информации и на официальном сайте информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», принадлежащего муниципальному образованию «<адрес>» <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения административным истцом и административным ответчиком копии решения.
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья подпись Р.Ш. Хамавов