№ 2а-214/2022 г.
11RS0020-01-2022-000121-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,
с участием: административного истца Муминшоева М.З., представителя административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаевой В.С., действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 10 марта 2022 года административное дело по административному иску Муминшоева М. З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Муминшоев М.З. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей.
Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 21.01.2022 г. в качестве административного соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании проведенного путем видеоконференцсвязи, административный истец Муминшоев М.З. доводы и основания, изложенные в административном иске поддержал в полном объеме, а именно: 1)площадь камер ЕПКТ и штрафного изолятора (далее – ШИЗО), приходящаяся на одного заключенного, с учетом имеющейся в них мебели, составляет меньше установленной; 2)камеры оборудованы отсекающей решеткой, которая не позволяет подойти к окну; 3)размер окон в камерах ЕПКТ с учетом размеров рамы и решеток, установленных на окнах, а также естественное освещение в камерах является недостаточным; 4)в камерах отсутствуют электрические розетки и зеркала, полки для книг, полки для умывальных принадлежностей; 5)система естественной вентиляции камер не обеспечивает достаточный приток свежего воздуха, отсутствует вентиляция с механическим побуждением; 6)в туалетах камер ЕПКТ отсутствует вентиляция; 7)полы в камерах выполнены из щитов, имеют выступающие части крепления, под которыми скапливается пыль; 8) одежда, обувь выданные по прибытии в ЕПКТ изношенные. Матрацы, постельные принадлежности бывшего употребления; 9) столы и сиденья выполнены из металла; 10)в камерах ведется круглосуточное видеонаблюдение операторами противоположного пола; 11) питание недостаточное и однообразное, кипяток выдается лишь три раза в день, выдача чая и кофе производится в недостаточном объеме; 12)в помывочном помещении отсутствуют перегородки, нет вентиляции, сантехника поломана; 13)прогулочные дворы маленького размера, нет турника и брусьев для выполнения физических упражнений, не обеспечен отвод осадков; 14)осужденным запрещено иметь при себе предметы личной гигиены, личные фотографии и книги; 15)в камерах ЕПКТ отсутствует горячее водоснабжение.
В судебном заседании представитель административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаева В.С. административный иск не признала, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный иск.
Заслушав административного истца, представителя административных ответчиков, проверив и оценив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административный истец Муминшоев М.З. осужден к лишению свободы, за нарушение установленного порядка отбывания наказания подвергнут дисциплинарным взысканиям в виде переводов в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержался в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>.
Между тем, считает, что ответчиком нарушены его права в период отбывания наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31.
Перечисленные условия содержания, по мнению Муминшоева М.З.не отвечают принципу недопустимости обращения и наказания, унижающего достоинство личности осужденного, и должны компенсироваться денежным эквивалентом.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при проверке законности решения должностного лица суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с положениями статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.
Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовноисполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовноисполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической и социальной сферы.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовноисполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в
исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 20 которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.
В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий. Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели,отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).
Проверяя доводы административного истца Муминшоева М.З.судом также установлено, что:
1)В соответствии с ч.1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, могут свидетельствовать о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц (абз.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47).
Из материалов дела и видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ и ШИЗО, следует, что жилая площадь камер ЕПКТ составляет 13,62 кв.м., камеры рассчитаны на одновременное содержание 4-х человек, жилая площадь камер ШИЗО составляет 8,5-8,7 кв.м, камеры рассчитаны на содержание 2-х человек.
Таким образом, на одного человека в камерах ЕПКТ приходится 3,4 кв.м, в камерах ШИЗО – не менее 4,25 кв.м.
Следовательно, минимальная норма жилой площади, установленная для осужденных ч.1 ст.99 УИК РФ, администрацией ИУ соблюдается, данных, указывающих на переполненность камер в материалах дела нет.
По сведениям администрации ИК-31, камеры ЕПКТ обеспечены необходимой мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода, предусмотренными Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение №2 Раздел II параграф 1).
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ, видно, что вопреки доводам истца, предметы обстановки свободному перемещению по камерам не препятствуют, в связи с чем, суд находит доводы истца о нарушении условий содержания в связи с недостаточным размером камер надуманными.
2)В соответствии с подп.10 п.20 Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы, утвержденного Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 (далее – Наставление по оборудованию ИТСОН) в камерах ЕПКТ устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер.
Согласно п.16.3.3 СП308.1325800.2017 "Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденные приказом Минстроя РФ от 20.10.2017 №1454/пр (далее - СП308.1325800.2017) для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер ЕПКТ следует предусматривать устройство отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и наружной стеной камеры следует принимать равное 0,6 м.
По сведениям администрации ИК-31 для обеспечения звуковой и визуальной изоляции камер в режимном корпусе ЕПКТ установлены отсекающие перегородки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер. Расстояние между отсекающей решетчатой перегородкой и стеной камеры составляет 0,6 м, что также подтверждается видеозаписями, выполненными в камерах ЕПКТ.
Таким образом, наличие отсекающих решетчатых перегородок, преграждающих доступ к окнам со стороны камер, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, вследствие чего не может рассматриваться как незаконное.
3)Как отмечается в абз.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, также может свидетельствовать отсутствие естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения.
В соответствии с подп.8 п.32 Наставления по оборудованию ИТСОН окна в камерах ЕПКТ и ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Пунктом 3.1 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного Приказом ФСИН России от 27.07.2007 №407 (далее – Каталог) предусмотрено, что должны быть оборудованы оконными проемами в которые устанавливается решетка, имеющая каркас из стальной полосы сечением 60х12 мм. Решетчатое заполнение выполнено из стального прутка диаметром 20 мм и стальных полос сечением 60х12 мм. Размеры ячеек решетчатого полотна не превышают 100х200 мм.
Согласно справке главного энергетика ИК-31 для искусственного освещения в камерах ЕПКТ используются по 3 светодиодных лампы, в камерах ШИЗО – по 2, мощностью 12 Вт каждая. Наличие указанных ламп подтверждается видеозаписями, выполненными по запросу суда, на которых видно, что камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы светильниками с исправными светодиодными лампами, обеспечивающими возможность писать и читать без напряжения глаз.
Сведения, указывающие на ухудшение здоровья Муминшоева М.З. в период его нахождения в ЕПКТ, вызванного недостаточным освещением, отсутствуют.
Таким образом, доводы истца о том, что в камерах ЕПКТ и ШИЗО отсутствует естественное освещение, а также, что имеющееся искусственное освещение недостаточно для чтения и письма, являются несостоятельными. Наличие решеток на окнах, преграждающих доступ к окнам, предусмотрено уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, вследствие чего не может рассматриваться как незаконное.
4)В соответствии с подп.9 п.32 Наставления по оборудованию ИТСОН провода электропитания светильников в камерах ЕПКТ прокладываются скрыто, под слоем штукатурки, в металлических трубах. Светильники общего и дежурного освещения устанавливаются в нишах и ограждаются со стороны камер решетками. Выключатели размещаются у дверей каждой камеры в коридоре.
Таким образом, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не допускается оборудование камер ЕПКТ электрическими розетками.
При этом ни внутригосударственные, ни международные нормы права, не предусматривают в качестве обязательного условия содержания осужденных в камерах ЕПКТ и ШИЗО предоставление им возможности использования бытовых электроприборов.
Кроме того согласно п.157 ПВР ИУ осужденным, переведенным в ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения.
Таким образом, у осужденных, переведенных в ЕПКТ не вправе иметь при себе бытовые электроприборы, что исключает возможность нарушения прав административного истца в результате отсутствия в камерах ЕПКТ электрических розеток.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) не предусмотрено наличие в камерах ЕПКТ зеркала, полок для книг и полок для умывальных принадлежностей.
Следовательно, отсутствие зеркала, полок для книг и полок для умывальных принадлежностей в камерах ЕПКТ не противоречит требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
5)Как отмечается в абз.2 п.14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 №47 о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц, может свидетельствовать отсутствие либо недостаточность вентиляции.
Пунктом 4.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 №64) предусмотрено, что естественная вентиляция жилых помещений должна осуществляться путем притока воздуха через форточки, фрамуги, либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы. Вытяжные отверстия каналов должны предусматриваться на кухнях, в ванных комнатах, туалетах и сушильных шкафах.
Согласно справке ИК-31, вентиляция камер ЕПКТ осуществляется естественным притоком воздуха через внутристенные вентиляционные каналы и открытые окна камер.
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в камерах ЕПКТ, видно, что во всех камерах имеются окна, оборудованные специальным механизмом открывания, регулирующим приток воздуха в камеры, а также вытяжные отверстия вентиляционных каналов, расположенные в туалетах и непосредственно камерах.
Таким образом, доводы истца о том, что система вентиляции не обеспечивает отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ, являются несостоятельными.
Кроме того, для обеспечения более качественного воздухообмена камеры ЕПКТ оборудованы системой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, что подтверждается справкой начальника ОКБИиХО ФКУ ИК-31 и видеозаписью работы системы вентиляции с механическим побуждением и видеозаписями, выполненными в камерах ЕПКТ.
6)Из видеозаписей, выполненных в камерах ЕПКТ по запросу суда, видно, что в санитарных комнатах камер ЕПКТ имеются вытяжные отверстия, обеспечивающие вентиляцию.
Таким образом, утверждения истца об отсутствии в санитарных комнатах камер ЕПКТ вентиляции суд отклоняет как несостоятельные.
7)Из справки администрации ИК-31 и видеозаписей, выполненных в камерах ЕПКТ по запросу суда, видно, что полы в камерах выполнены из древесно-стружечных плит, скрепленных с бетонным основанием пола с помощью болтовых соединений. В целях исключения устройства осужденными схронов, края плит укреплены металлическим уголком.
Само по себе наличие на полу выступающих частей его крепления, нарушением прав истца не является, в свою очередь, сведений о том, что Муминшоев М.З. обращался к администрации ИК-31 с просьбой отремонтировать участники пола, имеющие, по его мнению, недостатки, препятствующие безопасному передвижению по камере, в материалах дела нет.
8)Выдача вещевого довольствия для осужденных мужчин, отбывающих наказание в исправительных колониях строгого режима, осуществляется на основании Приказа Минюста России от 03.12.2013 №216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах".
По сведениям администрации ИК-31, все вещевое имущество, в том числе матрацы находящееся в подменном фонде, находится в удовлетворительном состоянии за счет бережного хранения и своевременного ремонта. Стирка вещевого имущества и постельных принадлежностей осужденных, содержащихся в ЕПКТ, осуществляется в банно-прачечном комплексе ИК-31. Толщина матрацев в камерах ЕПКТ по техническим условиям соответствует нормативным требованиям.
Сведений о том, что Муминшоев М.З. обращался к администрации ИК-31, с жалобами на ненадлежащее состояние выданного ему вещевого довольствия, в материалах дела нет.
Таким образом, доводы истца о том, что вещевое довольствие, постельные принадлежности и матрац не обеспечивают отвечающие нормативным требованиям условия содержания в камерах ЕПКТ, являются несостоятельными.
9)Согласно подп.10 п.32 Наставления по оборудованию ИТСОН камеры ЕПКТ оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
Нормами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 (Приложение N 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ откидной металлической кроватью из расчета 1 кровать на 1 человека, табурет из расчета 1 табуретка на 1 человека, стол прямоугольный на отряд.
В соответствие с требованиями п.14.1 Каталога, в камерах ПКТ и ШИЗО устанавливается скамья камерная (СК-1). Несущие элементы каркаса скамьи СК-1 выполняются из стального уголка сечением 45х45х5 мм, сиденье – из досок толщиной 45 мм.
Согласно п.13.2 Каталога в камерах ПКТ и ШИЗО устанавливается стол камерный (СТ-2). Каркас стола СТ-2 изготовлен из стального уголка сечением 45х45х5 мм, перекладины для ячеек – из уголка 25х25х4 мм, габаритные размеры стола СТ-2 длина – 800 мм; ширина – 610 мм; высота – 870 мм.
Таким образом, скамьи и столы в камерах ЕПКТ, соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
10)Частью 1 ст.83 УИК РФ установлено, что администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных.
Право администрации исправительных учреждений использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, а потому закрепление в ч.1 ст.83 УИК РФ указанного права преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права истца.
Согласно п."д" ч.1 ст.115 УИК РФ мера взыскания в виде перевода в ЕПКТ применяется только к осужденным мужчинам, являющимся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Таким образом, постоянный контроль за поведением осужденных, переведенных в ЕПКТ, путем использования аудиовизуальных средств надзора, направлен на создание условий для исправления осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, и предупреждения совершения ими новых преступлений и иных правонарушений.
Приказом Минюста России от 04.09.2006 №279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее – Наставления).
Как отмечается в п.1 Наставлений, они приняты в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
Согласно п.3 Наставления применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС.
В силу требований подп.18 п.23 Наставления автоматизированные рабочие места операторов СОТ изолированных помещений со строгими условиями отбывания наказания, а также у камер ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ должен обеспечивать видеонаблюдение за обстановкой в подконтрольных режимных зданиях и помещениях, где содержатся осужденные и лица, содержащиеся под стражей.
Следовательно, установка камер видеонаблюдения в помещениях ЕПКТ и ШИЗО, где содержатся осужденные, отвечает требованиям действующего уголовно-исполнительного законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что Муминшоев М.З. по месту отбывания наказания характеризуется отрицательно, имеет дисциплинарные взыскания за нарушение установленных правил отбывания наказания, состоит на профилактических учетах как лицо, организующее и провоцирующее групповой противодействие требованиям администрации, а также как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства.
Таким образом, применение круглосуточного видеонаблюдения за поведением Муминшоева М.З. является обоснованным.
При этом, суд учитывает, что камеры ЕПКТ и ШИЗО оборудованы санитарными комнатами, которые обеспечивают необходимые условия приватности.
В свою очередь доводы истца о нарушении его прав тем, что на должности операторов постов видеоконтроля работают сотрудники противоположенного с ним пола, суд находит несостоятельными, поскольку требований о выполнении данных функций лицами одного пола с осужденными, уголовно-исполнительное законодательство РФ не содержит.
11)В силу ч.3 ст.99 УИК РФ минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством РФ.
Аналогичные положения закреплены ч.2 ст.15 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" которыми предусмотрено, что осужденные, не имеющие заработка, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости по нормам, устанавливаемым Правительством РФ, за счет федерального бюджета.
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, которыми предусмотрено обязательное наличие в меню осужденных мяса из расчета 90 грамм на одного мужчину в сутки.
Приказом Минюста России от 17.09.2018 №189 утверждены нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время, согласно п.8 которых мясо предоставляется в виде говядины, свинины, баранины, а также может быть заменено другими продуктами, указанными в списке.
Из имеющихся в материалах дела раскладок продуктов и справки ИК-31 видно, что питание осужденных, отбывающих наказание в ЕПКТ, соответствует нормам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205.
Приказом начальника ИК-31 от 05.12.2019 №612, от 26.02.2021 №115 утвержден распорядок дня для осужденных, содержащихся в ЕПКТ/ШИЗО, которым предусмотрено, что выдача кипятка для заваривания чая или кофе производится три раза в день во время завтрака, обеда и ужина.
Следовательно, желание истца иметь возможность получать кипяток в любое удобное дня него время, не соответствует действующим ПВР ИУ и установленному в ИК-31 распорядку дня.
12)В соответствии с п.21 ПВР ИУ помывка осужденных, содержащихся в ШИЗО и ЕПКТ, должна производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Техническое состояние душевой и установленного в ней оборудования находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается видеозаписью, выполненной в помещении душевой по запросу суда.
Также вопреки утверждениям истца наличие в душевой, оборудованной в ЕПКТ, отдельных кабинок, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а учитывая строгость установленного в ЕПКТ режима, наличие таких кабинок создало бы препятствия для контроля за поведением осужденных.
Кроме того согласно представленным актам Муминшоев М.З. обеспечивался средствами личной гигиены, таким образом доводы истца о не обеспечении его средствами личной гигиены являются несостоятельными.
13)В соответствии с подп."в" п.2 ст.118 УИК РФ осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.
В силу подп.14 п.32 Наставления по оборудованию ИТСОН, к зданию ЕПКТ примыкают прогулочные дворы. В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.
Согласно справке ИК-31 в ЕПКТ функционирует 7 прогулочных дворов, которые эксплуатируются всесезонно.
Из видеозаписей, выполненных по запросу суда в прогулочных дворах ЕПКТ с по , видно, что в середине каждого прогулочного двора установлена прикрепленная к полу скамейка. Над прогулочными дворами, вдоль дальней от входа стены, устроены навесы для укрытия от атмосферных осадков.
Таким образом, утверждения истца о том, что прогулочные дворы в ЕПКТ не соответствуют требованиям уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, являются несостоятельными.
Вопреки утверждениям истца, наличие в прогулочных дворах снарядов для выполнения физических упражнений уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
14)Условия содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и одиночных камерах определены в статье 118 УИК РФ и Главе 24 ПВР ИУ
Согласно п.157 ПВР ИУ осужденным, переведенным ЕПКТ в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.
Таким образом, осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, вправе иметь при себе личные вещи, прямо перечисленные в п.157 ПВР ИУ, при этом конкретное количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей (п.3 Примечания к Приложению №1 ПВР ИУ).
Следовательно, запрет, установленный истцу администрацией ИК-31, иметь при себе в камере ЕПКТ предметы личной гигиены, является законным.
Фотографии, личные книги в данном перечне личных вещей, которые осужденным, переведенным ЕПКТ, разрешается брать с собой, отсутствуют, всвязи с чем, действия административного ответчика по изъятию у Муминшоева М.З. и передаче на склад для хранения в соответствии с п.52 ПВР ИУ, соответствует нормам уголовно-исполнительного законодательства.
С учетом установленных обстоятельств дела суд приходит к выводу, что нарушений предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания Муминшоева М.З. в исправительном учреждении в указанной части, не имеется.
15)Проверяя доводы административного истца о нарушении условий содержания в части отсутствия горячего водоснабжения в камерах ЕПКТ, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.1, ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.19.2.1 Свода Правил СП 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 №1454/пр, здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Из материалов дела следует, что здание ЕПКТ введено в эксплуатацию в 1984 году, при этом в ЕПКТ подводка горячей воды не была предусмотрена. Холодное водоснабжение в камерах ЕПКТ обеспечено круглосуточно. Осужденные, находящиеся в ЕПКТ два раза в неделю посещают баню, к которой подведена система горячего водоснабжения.
С доводами Муминшоева М.З. о нарушении условий содержания, выразившемся в отсутствии горячего водоснабжения, суд соглашается частично.
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 УИК РФ.
В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В силу положений статей 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.
Согласно п. 19.2.5 Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения. В соответствии с действовавшей ранее Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (п. 20.1). Согласно пункту 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях. Из материалов дела следует, что здание ЕПКТ введено в эксплуатацию в 1984 году, при этом в ЕПКТ подводка горячей воды не была предусмотрена. Холодное водоснабжение в камерах ЕПКТ обеспечено круглосуточно. Осужденные, находящиеся в ЕПКТ два раза в неделю посещают баню, к которой подведена система горячего водоснабжения. Горячее водоснабжение осуществляется собственной котельной, работающей на котельно-печном топливе (каменный уголь). При этом, в период с апреля по май 2021 года произведены монтажные работы водопровода ГВС к камерам второго этажа № 1,2,3,4,5,6,7,8,14,15,16,17,18,19,20,21,22. К указанным камерам протянуты и закреплены трубы пропиленовые, установлены шаровые краны. 18 мая 2021 года в ФКУ ИК-31 произведен комиссионный осмотр смонтированной системы горячего водоснабжения в здании ЕПКТ, все осужденные, находящиеся в здании ЕПКТ обеспечены горячим водоснабжением. Административный ответчик не отрицал факт того, что в камерах ЕПКТ, где отбывают наказание осужденные, до указанного периода времени горячей воды не было. Статья 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года устанавливает, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Таким образом, в камерах ЕПКТ, где содержался административный истец, отсутствовало горячее водоснабжение, что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении.
При этом в настоящем случае, суд усматривает отклонение от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания административным истцом, поскольку отсутствие горячего водоснабжения предоставляло неудобства при осуществлении мероприятий по личной гигиене, в связи с чем, требование административного истца в указанной части является обоснованным и подлежащим удовлетворению в сумме 85000 рублей, что является разумным и справедливым, с учетом периодов нарушения:с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> (79 месяцев).
Так же, суд учитывает, что разумность компенсации является оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным видам дел не предусматриваются. В каждом конкретном случае суд вправе определить такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела. Размер компенсации за нарушение условий содержания, учитывает основные подходы к оценке условий содержания, которые сформированы правоприменительной практикой Европейского Суда по правам человека, а также учитывает конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность таких нарушений, а также соответствие принципам разумности и справедливости. Доводы представителя ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми об отсутствии обязанности оборудовать горячим водоснабжением камеры ЕПКТ и ШИЗО основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, отклоняются судом как необоснованные.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Из положений частей 2 и 3 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административное исковое заявление, поданное в соответствии с частью 1 настоящей статьи, должно содержать сведения, предусмотренные статьей 220 настоящего Кодекса, требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также реквизиты банковского счета лица, подающего такое заявление, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, содержащим требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, административный истец Муминшоев М.З., так же связывает с нарушениями со стороны административных ответчиков, по не обеспечению горячей водой в камерах ЕПКТ, где он содержался в указанные периоды.
Суд, соглашается в указанной части с доводами административного истца Муминшоева М.З. и считает, что имеются основания для взыскания компенсации за отсутствие горячего водоснабжения.
Поскольку, в камерах ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, где содержался осужденный Муминшоев М.З., горячее водоснабжение отсутствовало с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> (79 месяцев), что является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении.
Учитывая, что каких-либо негативных последствий, связанных с допущенным ответчиком нарушением, не установлено, а также, характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых это нарушение допущено,суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, считает правильным определить размер компенсации за нарушение условий содержания административного истца Муминшоева М.З. за период с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> (79 месяцев),в исправительном учреждении в сумме 85000 рублей.
На основании вышеизложенного, суд признает незаконным и нарушающим права осужденного Муминшоева М.З. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России условия содержания, выразившееся в не обеспечении Муминшоева М.З. горячим водоснабжением в периоды с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата> (79 месяцев) в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерациинадлежит взыскатьв пользу Муминшоева М.З. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 85000 рублей.
В части административных требований истца по поводу воды из крана, которая не пригодна для питья и питьевой воды, которая приносилась в бутылках многоразового использования, суд не находит нарушений прав истца исходя из следующего.
Согласно пункту 6 Приложения №2 Раздела II параграфа 1 Норм обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512, в ЕПКТ должен находиться бак для питьевой воды с кружкой и тазом.
По сведениям ФКУ ИК-31 в камерах ЕПКТ установлены 5 литровые баки с питьевой водой. Питьевой водой осужденные обеспечиваются без ограничений. Питьевая вода привозится в бутылках для пищевых продуктов со столовой жилой зоны, где в 2012 г. ОАО «Аква-Плюс» установлена система водоочистки. Согласно программе производственного контроля, в столовой ежеквартально отбираются пробы воды на бактериологические исследования, что подтверждается направлениями на исследование проб воды. Вода отвечает требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 по микробиологическим и органолептическим (цвет, запах) показателям. Бутылки для пищевых продуктов регулярно обрабатываются дезинфицирующими средствами. Истец в период нахождения в ЕПКТ с жалобами на нехватку питьевой воды или отсутствие баков в камерах не обращался.
Пунктом 21 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 предусмотрено, что помывка осужденных должна обеспечиваться не менее двух раз в семь дней с еженедельной сменой нательного и постельного белья.
При этом помывка осужденных, содержащихся в ШИЗО и ЕПКТ, должна производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах.
Судом установлено, что техническое состояние душевой и установленного в ней оборудования находится в удовлетворительном состоянии, что подтверждается видеозаписью, выполненной в помещении душевой ЕПКТ.
В здании ЕПКТ ФКУ ИК-31 моечная бани (душевая) совместно с раздевалкой расположены в пристройке к основному зданию ЕПКТ, общая площадь помывочного помещения составляет 30 кв.м. При этом помывка осужденных - ВИЧ-инфицированных в одном банном помещении со здоровыми осужденными при условии соблюдения санитарно- гигиенических норм считается допустимой. Данных о каких-либо нарушениях санитарно-гигиенических норм в данной части материалы дела не содержат.
Основным нормативным документов регламентирующим правовое положение ВИЧ-инфицированных является Федеральный закон от 30 марта 1995 № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека» запрещает любую дискриминацию в отношении ВИЧ-инфицированных лиц.
Таким образом, законодательство Российской Федерации в настоящее время не предусматривает содержание ВИЧ-инфицированных осужденных в исправительных учреждениях с изоляцией от основной массы заключенных, а нахождение в одном помещении с такими лицами не свидетельствует о содержании административного истца в не надлежащих условиях.
В силу ст. 80 ч. 5 УИК РФ осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных. Однако, положения данной статьи распространяются на заразные инфекционные заболевания опасные в эпидемическом плане и требующие изоляции больного, такие как, туберкулез, особо опасные инфекции, острые кишечные инфекции и т.д. При острых инфекционных заболеваниях, осужденные изолируются от основной массы в медицинский изолятор.
Доводы административного истца о том, что он мылся в бане с осужденными имеющими заболевания гепатит и ВИЧ-инфицированными, само по себе в отсутствие иных доказательств, причинения какого-либо вреда здоровью истца в виду ненадлежащих условий содержания, являются несостоятельными.
Так же, необоснованны доводы истца о незаконности удержания продуктов питания, переданных его родственниками или приобретенных в магазине учреждения, которые находились у хозобслуги, и он не мог самостоятельно приготовить пищу из своих продуктов, поскольку, находясь в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ему напрямую запрещено хранение при себе продуктов питания, что согласуется с ПВР и УИК РФ. Питание выдавалось истцу согласно распорядка дня, каких-либо отдельных диетпитаний в связи с заболеванием желудочно-кишечного тракта, назначенных Муминшоеву М.З. судом не добыто.
В остальной части административный иск Муминшоева М.З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Муминшоева М. З. удовлетворить частично.
Признать незаконным и нарушающим права осужденного Муминшоева М. З. действие (бездействие) администрации ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России условия содержания, выразившееся в не обеспечении горячим водоснабжением в период с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, где отбывал наказание осужденный, в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерациив пользу Муминшоева М. З. компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 85000 рублей.
В остальной части административный иск Муминшоева М. З. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о признании условий, содержания с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>, незаконными, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 900000 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья - А.Ю. Лисиенко