дело № 2 – 995 / 2014

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 декабря 2014 года             город Урай ХМАО – Югры

Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Шестаковой Е.П.,

при секретаре Ивановой О.Н.,

с участием старшего помощника прокурора г.Урая Рязановой Н.Д.,

представителя ответчика муниципального образования город Урай, представляемого администрацией города Урай, Долотказина Д.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя органа опеки и попечительства – Управления образования г. Урай администрации г. Урай Невзоровой Е.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Урая ХМАО – Югры в интересах Зырянова Д.В. к муниципальному образованию городской округ город Урай, представляемому администрацией города Урай, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор города Урая ХМАО – Югры обратился в суд с указанным иском, обосновав тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Зырянова Д.В. о нарушении его права как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выразившегося в длительном непредоставлении жилого помещения.

Мать Зырянова Д.В. – Зырянова Н.Л. лишена родительских прав решением Ленинского городского суда г. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, отец несовершеннолетнего внесен в свидетельство о рождении на основании заявления матери (справка о рождении ).

Зырянов Д.В. обратился в администрацию города Урая с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением администрации города Урай от ДД.ММ.ГГГГ Зырянов Д.В. включен в указанный список.

У Зырянова Д.В. отсутствует жилье, что подтверждается сведениями филиала «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по ХМАО – Югра и Урайского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по ХМАО – Югре, государственную поддержку ( в том числе в форме субсидий), связанную с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного возмещения, он не получал.

Ссылаясь на ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», прокурор считает, что у ответчика возникла обязанность предоставления жилого помещения Зырянову Д.В..

Вместе с тем, до настоящего времени администрацией города Урая жилое помещение Зырянову Д.В. в нарушение требований действующего законодательства, не предоставлено.

Прокурор просил обязать администрацию города Урай предоставить Зырянову Д.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Старший помощник прокурора г.Урая Рязанова Н.Д. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала по доводам искового заявления, дополнила, что в настоящее время истец Зырянов Д.В. очно обучается в г. <данные изъяты>, желает до окончания учебы получить жилое помещение.

Представитель ответчика Долотказин Д.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что ответчик не отрицает право Зырянова Д.В. на получение вне очереди специализированного жилого помещения. Все меры по приобретению жилья ответчиком предпринимаются. Жилое помещение ещё не предоставлено по объективным причинам. Финансирование из окружного бюджета на год на данные цели планируется в предыдущем году, на выделенные в <данные изъяты> году на эти цели средства приобретены и предоставлены детям – сиротам <данные изъяты> квартир, но выделенных денежных средств оказалось недостаточно, в связи с чем обращались за дополнительным финансированием. В настоящее время поступило финансирование еще на <данные изъяты> квартиры, остальные денежные средства выделят в <данные изъяты> году.

Представитель органа опеки и попечительства – Управления образования администрации г.Урай Невзорова Е.М., действующая на основании доверенности считала исковые требования Зырянова Д.В. не подлежащими удовлетворению, пояснила, что квартира будет предоставлена истцу после поступления фининсирования, в настоящее время острой необходимости в предоставлении ему жилья нет, так как он в связи с обучением проживает в г. <данные изъяты>. На данный момент жильем не обеспечены <данные изъяты> человек из категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право у которых наступило в <данные изъяты> году.

Истец Зырянов Д.В. и третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Департамент социального развития ХМАО – Югры в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, Департамент социального развития ХМАО – Югры просил рассмотреть дело без участия его представителя.

В силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее так же ГПК РФ) суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица.

Выслушав доводы сторон, заключение органа опеки и попечительства, оценив в силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что иск прокурора в интересах Зырянова Д.В. подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор правомерно обратился в суд с заявлением в защиту прав Зырянова Д.В., учитывая, что основанием для заявления прокурора послужило обращение к нему истца о защите нарушенных социальных прав и законных интересов в сфере социальной защиты – обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде.

На основании ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159- ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор вправе обратиться в суд за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в установленном порядке.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Спор возник в связи с защитой жилищных прав Зырянова Д.В., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о праве на обеспечение вне очереди благоустроенным жилым помещением специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Как установлено при судебном разбирательстве и подтверждается материалами дела, Зырянов Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Зырянова Н.Л. решением Ленинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, а отец юридически отсутствует, поскольку согласно справке о рождении , выданной ДД.ММ.ГГГГ Отделом объединенного архива г. <данные изъяты> Управления записи актов гражданского состояния Главного государственно-правового управления <данные изъяты> области, сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.

Приказом Департамента образования администрации города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ над Зыряновым Д.В. была установлена опека, опекуном назначен Ерин Д.В.

Согласно сведениям, предоставленным ОУФМС России по ХМАО – Югре в г. Урае, Зырянов Д.В. имеет регистрацию по месту пребывания в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, собственником указанного жилого помещения не является.

В настоящее время Зырянов Д.В. является студентом очного отделения, проходит обучение в г. <данные изъяты>.

Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от ДД.ММ.ГГГГ сообщения Производственного участка в г. Урай Кондинского отделения Филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югра от ДД.ММ.ГГГГ, справки Омского центра технической инвентаризации и землеустройства от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о зарегистрированных правах Зырянова Д.В. на объекты недвижимости отсутствуют.

В силу статей 92 и 98.1, 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации (далее так же ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

На основании статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие вышеприведенных положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 года.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на эти цели.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Статьёй 5 закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 9 июня 2009 г. N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным по обстоятельствам, установленным пунктом 2 настоящей статьи, органами опеки и попечительства, в порядке, установленном Правительством автономного округа, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства или месту пребывания на территории автономного округа (пункт 1).

Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иным лицам, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений либо на основании вступивших в законную силу судебных решений (п. 3 в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.09.2013 N 90-оз).

В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-фз «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 года N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей детских домов семейного типа в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в статьях 12 (пункт 8) и 13 предусмотрено наделение на неограниченный срок муниципального образования город Урай государственными полномочиями по предоставлению указанным выше лицам жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что Зырянов Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, достиг возраста 18 лет, жилого помещения не имеет, государственную поддержку (в том числе в форме субсидий), связанную с бесплатным предоставлением жилых помещений или соответствующего денежного поощрения не получал, у Ответчика возникла обязанность предоставить Истцу во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В то же время до настоящего времени жилое помещение Истцу не предоставлено, поэтому иск прокурора подлежит удовлетворению.

Судом не установлено противоправного бездействия со стороны Ответчика, но данное обстоятельство не освобождает его от возложенных на него законом обязанностей и не лишает Истца права на внеочередное получение жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Урая ХМАО – Югры в интересах Зырянова Д.В. к муниципальному образованию городской округ город Урай, представляемому администрацией города Урай, о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное образование городской округ город Урай в лице администрации города Урай предоставить Зырянову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженцу <данные изъяты>, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Решение суда может быть обжаловано в суд ХМАО - Югры через Урайский городской суд. Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (решение суда в окончательной форме принято 10 декабря 2014 года).

Председательствующий судья Шестакова Е.П.

2-995/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ЗЫРЯНОВ Д.В.
прокурор г. Урая
Ответчики
муниципальное образование город Урай
Другие
Отдел опеки и попечительства Управления образования администрации города Урай
Департамент социального развития ХМАО - Югры
Суд
Урайский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Дело на сайте суда
uray.hmao.sudrf.ru
26.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2014Передача материалов судье
27.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.12.2014Судебное заседание
10.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2014Дело оформлено
22.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2015Дело передано в архив
10.12.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее