Дело № 2-920/2024
25RS0001-01-2023-007347-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.03.2024 г.Владивосток
Ленинский районный суд г.Владивостока в составе: председательствующего судьи Синицына К.В., при секретаре Пахомовой С.И., с участием истца Мызникова К.В., его представителя Гаврилова Л.Л., третьего лица Мериновой И.Л., представителя ответчика Ворошиловой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мызникова К. В. к администрации г.Владивостока о признании отказа неправомерным, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Меринова И. Л., Мызникова Л. К.,
УСТАНОВИЛ:
Мызников К.В. обратился в суд с иском, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения и в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, выраженный в постановлении администрации г.Владивостока от 08.06.2023 №, признать неправомерным данное постановление, обязать главу администрации его отменить, пересмотреть заключение комиссии по жилищным вопросам, признать его нуждающимся в жилом помещении, и обязать ответчика поставить его на соответствующий учет.
В судебном заседании истец, его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что издано постановление администрации г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Мызникову К.В. в принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма» в связи с отсутствием в отношении Мызникова К.В. решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим. Поданное истцом ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Владивостока заявление не соответствует нормам жилищного законодательства. Требование о признании истца нуждающимся в жилом помещении и постановки его на учет в качестве нуждающегося заявлено необоснованно, поскольку относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, суд не вправе подменять собой орган, уполномоченный принимать такое решение.
Третье лицо Меринова И.Л. в судебном заседании поддержала исковые требования. Третье лицо Мызникова Л.К. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении иска в ее отсутствие.
Суд, выслушав позиции сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Мызников К.В. обратился в администрацию г.Владивостока с заявлением о принятии его (состав семьи три человека: дочь Мызникова Л. К., супруга Меринова И. Л.), на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ № заседания комиссии по жилищным вопросам по заявлению истца, зарегистрированного по адресу: <адрес>, о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, состав семьи 3 человек: Мызников К.В., супруга - Меринова И.Л., дочь – Мызникова Л.К., предложено отказать в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с отсутствием решения уполномоченного органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим или документов об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Ответом администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №у/21 истцу разъяснено, что его семья не признана малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма, документы об отнесении гражданина к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Приморского края категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, им не предоставлены.
В соответствии с постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по перечисленным основаниям.
Вместе с тем, истцом суду представлены доказательства наличия у него права быть признанным нуждающимся в жилом помещении: заявление Мызникова К.В. от ДД.ММ.ГГГГ, расчет выслуги лет военнослужащего на пенсию (Ф № по ОКУД), справка о выслуге лет в ВС РФ, выписка из личного дела о прохождении службы в ВС РФ, копия архивной справки ФСИН России по Кировской области о прохождении службы в УИН МЮ, копия справки отдела вневедомственной охраны управления МВД РФ по г.Кирову о прохождении службы в МВД, копия справки ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Кировской области о прохождении службы в УИН МЮ, копия архивной справки о прохождении службы в МВД, справка из личного дела о составе семьи, выписка из домовой книги (Ф-10), договор найма служебного жилого помещения №, справки о финансовом счете по месту регистрации, копии документов удостоверяющих личность на членов семьи, копия свидетельства о рождении Мызниковой Л.К., социально-бытовая характеристика на Мызникову Л.К., результаты поиска прикрепления Мызниковой Л.К. к КГУБЗ Владивостокская поликлиника №, копия свидетельства о заключении брака, копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о заключении брака, копия справки о подтверждении факта очного обучения в УГЛТУ Мызниковой Л.К. При этом из указанных доказательств, пояснений истца следует, что он является военнослужащим запаса, уволен из рядов ВС РФ, обеспечен служебной квартирой, в которой проживает в настоящее время, однако указанное жилье было предоставлено ему только на период прохождения военной службы. По избранному месту проживания имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, независимо от признания его малоимущим.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», Законом Приморского края от 04.08.2011 №793-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц в Приморском крае и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями» (далее - Закон №793-КЗ) в хронологической последовательности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях уполномоченным органом местного самоуправления.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, назначенным на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского звания (начиная с 1 января 1998 года), офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 1998 года, прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту начиная с 1 января 1998 года, и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении указанными военнослужащими-гражданами общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанными федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более... предоставляются жилые помещения.. . по договору социального найма и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п.4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту решения – Правила) вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Согласно п.6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные … в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В силу абз.4 п.9 Правил граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Согласно п.12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления….
В соответствии с п.7 Порядка формирования уполномоченными органами местного самоуправления списков граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями», утвержденного постановлением Губернатора Приморского края от 09.09.2011 №48-г во исполнение требований Закона №793-КЗ (далее по тексту решения – Порядок) уполномоченный орган местного самоуправления проводит проверку документов, указанных в п.5 настоящего Порядка, и документов, содержащихся в учетом деле, сформированном при постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
По результатам проверки уполномоченным органном принимается решение о включении либо об отказе во включении в список граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями по городу Владивостоку по категории: граждане, уволенные с военной службы.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, не оспоренные ответчиком, перечисленные нормы права, суд приходит к выводу о том, что заявитель относится к категории граждан, являющихся военнослужащими, уволенными с военной службы, имеющими право для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по иным основаниям, при этом ни Правилами, ни Порядком не предусмотрено такого основания для отказа в принятии на учет, как отсутствие факта (решения уполномоченного органа местного самоуправления) признания заявителя малоимущим.
Следовательно, отказ ответчика в принятии истца (состав семьи три человека) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженный в постановлении администрации г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ №, подлежит признанию неправомерным, т.е. незаконным.
Суд соглашается с позицией ответчика, в соответствии с которой принятие и исключение граждан с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления (п.4 Правила), а суд не вправе подменять собой орган, который в силу закона принимает соответствующее решение, и предрешать существо решения, которое должно быть принято уполномоченным на то органом. Следовательно, на основании п.1. ч.1 ст.134, абз.2 ст.220 ГПК РФ производство по гражданскому делу в указанной части подлежит прекращению.
В то же время, выводы суда о незаконности отказа ответчика в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и удовлетворение иска в указанной части является основанием для повторного рассмотрения заявления истца с учетом выявленных нарушений. При этом, по мнению суда, требования обязать ответчика отменить постановление администрации г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ №, пересмотреть заключение комиссии по жилищным вопросам, сами по себе не направлены на восстановление нарушенных прав истца, заявлены излишне, удовлетворению не подлежат. Требование обязать ответчика поставить истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении также удовлетворению не подлежит, поскольку указанный вопрос должен быть разрешен по результатам повторного рассмотрения заявления истца с учетом исключительной компетенции ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
производство по гражданскому делу по иску Мызникова К. В. к администрации г.Владивостока прекратить в части требования признать нуждающимся в жилом помещении.
Исковые требования Мызникова К. В. к администрации г.Владивостока о признании отказа неправомерным – удовлетворить в части.
Признать отказ администрации г.Владивостока (ИНН 2504001783) в принятии Мызникова К. В., паспорт гражданина РФ № (состав семьи – три человека Мызников К. В., Меринова И. Л., Мызникова Л. К.) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, выраженный в постановлении администрации г.Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ №, неправомерным (незаконным).
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г.Владивостока в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.В. Синицын
Решение суда в окончательной
форме изготовлено 19.03.2024