Дело № 2-3095/2023
24RS0024-01-2023-003519-04
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Васильевой Е.А.,
при помощнике судьи Шумановой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Короленко А. АлексА.а к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения Управления социальной защиты населения по г.Канску и Канскому району, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения ответчика об отказе в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Короленко А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ТО КГКУ УСЗН по г.Канску и Канскому району о признании решения ответчика об отказе в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда, мотивируя требования тем, в начале января 2023 у него сложилась трудная жизненная ситуация, в связи с сокращением работодателем учебной нагрузки до 2 часов в неделю с установлением зарплатой платы около 2 000 руб. в месяц, в связи с чем он обратился к ответчику за получением материальной помощи, которая была выплачена не в полном размере в сумме 5000 руб. 20.04.2023 истец был незаконно уволен с работы, судом в удовлетворении требований о восстановлении на работе было отказано, в связи с чем он снова в текущем году оказался в тяжелой жизненной ситуации. 13.12.2023 повторно обратился к ответчику за выплатой данной материальной помощи, поскольку в январе им был получен не полный размер данной выплаты. Полагал, что ответчиком незаконно не учетно, что размер полной выплаты в текущем году составляет величину прожиточного минимума, который подлежит выплате в полном объеме в течение года при наличии трудной жизненной ситуации, а также не принято во внимание, что в настоящее время повторно сложилась другая трудная жизненная ситуации: отсутствует как работа, так и пособие по безработице, соответственно сложились все условия к выплате ранее полностью не выплаченной суммы материальной помощи. В связи с изложенным истец просил признании решения ТО КГКУ УСЗН по г.Канску и Канскому району от 03.11.2023 №002087001123 об отказе в предоставлении адресной материальной помощи, в связи с ее предоставлением в течение текущего года незаконным, взыскать в его пользу с ответчика не предоставленную часть материальной помощи в виде разницы между установленной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.12.2022 №1124-п величиной прожиточного минимума 15 956 руб. и ранее уже предоставленной в январе текущего года адресной материальной помощи в размере 5 000 руб., а также взыскать в счет компенсации причиненного незаконным отказом моральный вред в размере 1 000 000 руб.
Определением суда от 17.11.2023 привлечено к участию в деле в качестве соответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, Министерство социальной политики Красноярского края.
В судебном заседании истец Короленко А.А. поддержал исковые требования в полном объеме, а также исковые требования к КГКУ «Управление социальной защиты населения», дополнительно пояснив, что полагает, что в течение года ему может быть выплачена неоднократно сумма материальной помощи в размере предельно установленной суммы, а также пояснил что размер компенсации морального вреда им определен ввиду того, что в результате незаконного отказе в выплате указанной материальной помощи был полностью лишен средств к существованию, был вынужден голодать.
Представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения» Мохова О.С. в судебном заседании иск не признала, поддержала письменные возражения на исковое заявления.
Представитель третьих лиц Министерство социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, уведомлен должным образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации, вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (подпункт 1 пункта 1 статьи 8).
Социальная поддержка граждан представляет собой систему мер, гарантированных государством отдельным категориям населения, которые строятся на следующих основных принципах: заявительного характера о нуждаемости в ней граждан; дифференцированного подхода к определению форм и видов социальной помощи в зависимости от материального положения, возраста, состояния трудоспособности и иных обстоятельств. Ключевой принцип ее состоит в адресности выплат, что предполагает корректную идентификацию нуждающихся, многоэтапную проверку соответствий с показателями нуждаемости.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, определено, что трудная жизненная ситуация - обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (ч. 1).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Положениями ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (ч. 1).
Право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации предусмотрена Конституцией Российской Федерации в рамках координации вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления единовременной адресной материальной помощи обратившимся гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории Красноярского края (далее - Порядок), установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан».
Согласно п.п. 2-4 Порядка получателями адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией являются граждане Российской Федерации, находящиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие на территории Красноярского края (далее - заявители). Условием предоставления адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией является нуждаемость в социальной поддержке, наличие обстоятельства или обстоятельств, которые ухудшают условия жизнедеятельности заявителя и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно. Предоставление адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией осуществляется краевым государственным казенным учреждением «Управление социальной за населения» (его территориальным отделением) (далее - уполномоченное учреждение), министерством социальной политики Красноярского края (далее министерство).
Уполномоченное учреждение (министерство) регистрирует заявление с прилагаемыми к нему документами в день его поступления в уполномоченное учреждение (министерство).
В соответствии п. 13 решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) материальной помощи и ее размере принимается уполномоченным учреждением (министерством) в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления с прилагаемыми к нему документами. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) материальной помощи и ее размере принимается уполномоченным учреждением (министерством) с учетом нуждаемости заявителя путем издания распорядительного документа уполномоченного учреждения (приказа министерства) на основании предложений комиссии. При этом учитываются действия, которые заявитель предпринимал самостоятельно по преодолению трудной жизненной ситуации. Сформированные комиссией предложения представляются в уполномоченное учреждение (министерство) в срок не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем формирования предложений.
В силу п. 14 Порядка при определении размера материальной помощи учитываются следующие критерии: размер материальной помощи, оказанной ранее в текущем году, уровень доходов, условия проживания, имущественная обеспеченность, состав семьи, а также обстоятельства, объективно ухудшающие условия жизнедеятельности заявителя и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, возникновение пожара, стихийного бедствия, иных чрезвычайных происшествий). Каждая ситуация рассматривается индивидуально
Согласно п. 15 Порядка заявления с документами, предусмотренными пунктом 5 Порядка, рассматриваются в порядке очередности их поступления в уполномоченное учреждение (министерство) с учетом даты регистрации поступившего заявления. Заявления, содержащие указание на трудную жизненную ситуацию, обусловленную пожаром, стихийным бедствием, иным чрезвычайным происшествием, с прилагаемыми к ним документами, предусмотренными п. 5 Порядка, рассматриваются в первоочередном порядке.
Материальная помощь предоставляется однократно в течение текущего календарного года за исключением случаев, определенных абзацем пятым пункта 16 Порядка.
Согласно п. 16 Порядка размер адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией определяется уполномоченным учреждением (министерством) и не может превышать:
для первой группы территорий Красноярского края (городской округ Норильск; муниципальные районы Северо-Енисейский, Туруханский, Таймырский Долгано-Ненецкий, Эвенкийский) - 30000 рублей;
для второй группы территорий Красноярского края (городские округа Енисейск, Лесосибирск; муниципальные районы Богучанский, Енисейский, Кежемский, Мотыгинский) - 27000 рублей;
для третьей группы территорий, которая включает в себя остальные территории Красноярского края, - 25000 рублей.
В исключительных случаях (пожар, стихийное бедствие, иное чрезвычайное происшествие, необходимость предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, осуществление которых невозможно в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) адресная материальная помощь в связи с трудной жизненной ситуацией предоставляется повторно в течение текущего календарного года.
При повторном предоставлении материальной помощи в течение текущего календарного года суммарный размер материальной помощи не может превышать размера материальной помощи, установленного абзацами вторым - четвертым настоящего пункта.
В силу п.п.3 п.17 Порядка Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении материальной помощи является, в том числе предоставление заявителю в течение текущего календарного года материальной помощи или государственной социальной помощи, предусмотренной пунктом 3.4.10 подпрограммы «Повышение качества жизни отдельных категорий граждан, степени их социальной защищенности" государственной программы Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п (за исключением материальной помощи, обусловленной пожаром, стихийным бедствием, иным чрезвычайным происшествием, необходимостью предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, осуществление которых невозможно в рамках государственных гарантий бесплатного оказания).
Как установлено в судебном заседании, Короленко А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району с заявлением о предоставлении адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. По данному заявлению 25.01.2023 было принято положительное решение, Короленко А.А. была назначена материальная помощь в размере 5 000 руб.
Указанное решение о предоставление материальной помощи обжаловано не было.
Ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ истец был незаконно уволен, судом не был удовлетворен иск о восстановлении его на работе, Короленко А.А. ДД.ММ.ГГГГ вновь обратился с заявлением о предоставлении адресной материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, просил предоставить размер прожиточного минимума.
Из выписки из протокола заседания комиссии по оказанию адресной материальной помощи в тяжелой жизненной ситуации от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что принято решение об отказе в предоставлении данной помощи, основанием отказа указано в связи с предоставлением заявителю в течение текущего календарного года адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией
В адрес Короленко А.А. было направлено письменное заявление от 03.11.2023 №6492 об уведомлении истца об отказе в предоставлении адресной помощи.
Из вышеприведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Красноярского края - следует, что оказание социальной помощи гражданам, нуждающимся в материальной поддержке, является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится адресная материальная помощь, которая проживающим на территории Красноярского нуждающимся в материальной поддержке гражданам оказывается в виде единовременной материальной помощи в размере 25000 руб. для жителей г.Канска Красноярского края, относящихся к третьей группе территорий.
С учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи нуждающимся в материальной поддержке гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким гражданам адресной материальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении адресной материальной помощи.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь вышеприведенными нормами права в их совокупности и взаимосвязи, суд учитывает, что основанием для повторной выплаты в текущем календарном году адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией являются исключительные обстоятельства, перечисленные в абз. 5 п. 16 Порядка (пожар, стихийное бедствие, иное чрезвычайное происшествие, необходимость предоставления медицинской помощи, лекарственного обеспечения, осуществление которых невозможно в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи), между тем, доказательств наличия таких обстоятельств стороной истца не представлено как ответчику при разрешении вопроса о возможности назначения адресной материальной помощи, так и суду при разрешении данного спора. При этом истец на наличие данных обстоятельств не ссылался и при рассмотрении спора.
При этом вопреки ссылкам истца, размер оказываемой помощи согласно Порядку не привязан к величине прожиточного минимума
При этом доводы стороны истца о том, что размер адресной материальной помощи в текущем году может быть выплачен неоднократно до получения максимально возможной выплаты в размере 25 000 руб., в то время как истцу оказана помощь только в размере 5000 руб., основан на неправильном толковании норм материального права.
Так как, в соответствии с действующим правовым регулированием размер адресной материальной помощи предоставляется однократно в течение текущего календарного года за исключением случаев, определенных абз. 5 п. 16 Порядка. При этом размер адресной материальной помощи в связи с трудной жизненной ситуацией определяется уполномоченным учреждением в каждом конкретном случае и не может превышать для третьей группы территорий, которая включает в себя остальные территории Красноярского края, 25000 руб.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что документы, подтверждающие наличие исключительных случаев, определенных абз. 5 п.16 Порядка, Короленко А.А. при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ за предоставлением повторно выплаты в текущем календарном году адресной материально помощи в связи с трудной жизненной ситуацией, представлены не были, то суд не усматривает правовых оснований для признании решения ТО КГКУ УСЗН по г.Канску и Канскому району от 03.11.2023 №002087001123 об отказе в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, взыскании в пользу Короленко А.А. не предоставленной части материальной помощи в виде разницы между установленной Постановлением Правительства Красноярского края от 20.12.2022 №1124-п величиной прожиточного минимума 15 956 руб. и ранее уже предоставленной в январе текущего года адресной материальной помощи в размере 5 000 руб., в связи с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении требований в данной части.
Кроме того, суд учитывает, что ТО КГКУ «УСЗН» по г. Канску и Канскому району не обладает гражданской процессуальной дееспособностью, поскольку не является юридическим лицом в силу п. 1.6 Положения о территориальных отделениях краевого государственного казённого учреждения «Управление социальной защиты населения», утвержденного директором КГКУ «УСЗН» 15.06.2022, в связи с чем не может являться ответчиком по данному делу.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие причинения вреда, и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Из абзаца 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российский Федерации №33 от 15.11.2022 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает, что моральный вред ему причинен в результате неправомерных действий ответчика, не в полном объеме выполнивших свои обязательства, связанные с назначением ему адресной материальной помощи в объеме необходимом для преодоления им трудной жизненной ситуации.
Оценивая указанные доводы, и признавая их необоснованными, суд первой инстанции исходит из того, что адресная материальная помощь относится к числу мер социальной поддержки граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, между тем в материалы дела не представлено доказательств того, что истец был лишен данной выплаты в отсутствие установленных нормами права оснований, лишен уполномоченным органом права меры социальной поддержки, то есть нарушены его нематериальные блага и личные неимущественные права Короленко А.А., в связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворении иска о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Короленко А. АлексА.а к Территориальному отделению краевого государственного казенного учреждения Управления социальной защиты населения по г.Канску и Канскому району, Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании решения ответчика об отказе в предоставлении адресной материальной помощи незаконным, взыскании материальной помощи и компенсации морального вреда - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Васильева
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года.