Решение по делу № 3а-469/2018 от 14.08.2018

3а-469/2018 010а

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Красноярск

17 октября 2018 года

Красноярский краевой суд в составе:

судьи Красноярского краевого суда Пашковского Д.И.

при секретаре Козиной Е.Я.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сомороковского Андрея Анатольевича о признании не действующими в части Генерального плана городского округа город Красноярск, положения о территориальном планировании, карты функциональных зон городского округа, утвержденного решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107, приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года № 18-223)

установил:

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 № 7-107 утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск, положение о территориальном планировании и карта функциональных зон городского округа, в соответствии с которыми, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> расположен в двух функциональных зонах: коммунально-складской зоне и зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий.

Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07.07.2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, где в приложении N 1 к Правилам, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты> отнесен к двум территориальным зонам: коммунально-складской зоне (П-3) и зоне объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Сомороковский А.А. обратился с административным иском, уточненным в ходе рассмотрения административного дела о признании недействующими Генерального плана городского округа город Красноярск, положения о территориальном планировании, утвержденным решением Красноярского городского Совета депутатов от 13.03.2015 N 7-107, приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к двум функциональным зонам коммунально-складской и территорий общего пользования в границах коридоров красных линий (Генпланом), а так же к двум территориальным зонам коммунально-складской (П-3) и объектов автомобильного транспорта (ИТ) (Правилами).

В обоснование заявленных требований Сомороковский А.А. указал, что является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу<данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. По мнению административного истца, оспариваемые нормативные правовые акты противоречат требованиям градостроительного и земельного законодательства, поскольку относят земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с расположенным на нем индивидуальным жилым домом, принадлежащим административному истцу на праве собственности, к различным территориальным и функциональным зонам, что не соответствует фактическому землепользованию, препятствует выкупу участка, а также порождает неопределенность в отношении правового режима этого земельного участка.

В судебном заседании представитель административного истца Сомороковского А.А. по доверенности Сомороковский И.А., настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям и доводам, изложенным в нем с учетом уточнений.

Представитель Красноярского городского Совета депутатов Макоенко О.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции представительного органа муниципального образования с соблюдением процедуры принятия и требований к его форме и содержанию и не нарушает прав административного истца на владение объектом недвижимости в соответствии с его разрешенным использованием.

Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, заслушав заключение прокурора Даценко О.А., полагавшую, что требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению, Красноярский краевой суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 ФЗ N 131-ФЗ).

Частью 3 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Согласно частям 1 и 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 24 ГрК РФ, генеральный план городского округа, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 ГрК РФ (то есть за исключением утверждения правил землепользования и застройки в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе).

Из дела видно, что обжалуемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом (п. 2 ст. 27 Устава города Красноярска) в установленной форме (ст. 56 Устава), подписаны Главой города Красноярска (п. 6 ст. 57 Устава), официально опубликованы для всеобщего сведения (п. 8 ст. 57 Устава) и вступили в законную силу со дня их официального опубликования (п. 5 ст. 56 Устава).

Нарушений процедуры при их принятии судом не установлено, что не оспаривается и административным истцом.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых актов актам, имеющим большую юридическую силу, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 18 ГрК РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования.

Из положений ст. 1 ГрК РФ следует, что территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

Согласно положениям ч. 1 ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.Согласно ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов утверждаются на срок не менее чем двадцать лет (ч. 11 ст. 9 ГрК РФ). Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (ч. 4 ст. 3 и ч. 13 ст. 24 ГрК РФ). Как следует из материалов административного дела, земельный участок площадью 563 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет 19.11.2005 с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> Со слов административного истца земельный участок находится в его пользовании. На заявления о предоставлении земельного участка в собственность получал от администрации города неоднократные отказы, со ссылками в том числе и на то, что он находится в двух территориальных зонах. Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 31.03.2016 Сомороковский А.А. является собственником жилого дома с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> По сведениям из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 12.10.2018 земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>, согласно Генеральному плану, расположен в двух функциональных зонах: коммунально-складской зоне и зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий, Правилами землепользования и застройки он отнесен к двум территориальным зонам коммунально-складской (П-3) и объектов автомобильного транспорта (ИТ). По мнению суда, в данном случае установление в отношении используемого административным истцом земельного участка на котором находится принадлежащий ему жилой дом двух функциональных зон, противоречит требованиям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ и принципам законодательства о градостроительной деятельности. Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам, в соответствии с положениями статьи 1, статей 34 и 35 ГрК РФ. Вместе с тем корректировка Правил землепользования и застройки в части, оспариваемой административным истцом, входит в противоречие с Генеральным планом в части нахождения того же земельного участка в двух функциональных зонах. Следовательно, отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и принципов законодательства о градостроительной деятельности. Административным истцом также заявлены требования о признании недействующим приложения N 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 08 июня 2017 года № 18-223) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> к двум территориальным зонам коммунально-складской (П-3) и объектов автомобильного транспорта (ИТ). Рассмотрев данные административные исковые требования, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование, отображаемое в документе территориального планирования - правилах землепользования и застройки муниципального образования, определено как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, определяющих правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (п.п. 6-9). В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются, в том числе, в целях: создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. На основании ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 36 ГрК РФ установление границ территориальных зон и градостроительных регламентов происходит с учетом функциональных зон, определенных генеральным планом поселения, а также сложившейся планировки территории и существующего землепользования и не должно нарушать права собственника (землепользователя) земельного участка. Границы территориальных зон в соответствии с ч. 4 ст. 30 ГрК РФ, ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ устанавливаются на карте градостроительного зонирования и должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Как следует из материалов административного дела, в нарушение вышеприведенных требований градостроительного и земельного законодательства в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной оспариваемыми Правилами землепользования и застройки, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты> отнесен к двум территориальным зонам с различными разрешенными видами использования. При таких обстоятельствах, Генеральный план и Правила землепользования и застройки в оспариваемой части нарушают права административного истца, поскольку препятствуют реализации им в полной мере своих прав по приобретению земельного участка под своим домом, его использованию по конкретному назначению, определяемому, в том числе, правовым режимом функциональной и территориальной зоны, который в данном случае является неясным. С учетом выявленного отнесения спорного земельного участка к двум функциональным и к двум территориальным зонам без учета требований Градостроительного кодекса Российской Федерации и с нарушением названных выше принципов законодательства о градостроительной деятельности, Правила землепользования и застройки и Генеральный план в этой части подлежат признанию недействующими. Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд решил: административное исковое заявление Сомороковского Андрея Анатольевича – удовлетворить.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Генеральный план городского округа город Красноярск, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года № 7-107, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, к двум функциональным зонам – коммунально-складской зоне и зоне территорий общего пользования в границах коридоров красных линий.

Признать недействующим с момента вступления в законную силу настоящего решения Приложение № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа город Красноярск, утвержденным Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года № В-122 «О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов», в части отнесения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, к двум территориальным зонам – коммунально-складской зоне (П-3) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ).

Обязать Красноярский городской Совет депутатов опубликовать сообщение принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Красноярского краевого суда

Д.И. Пашковский

3а-469/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Сомороковский Андрей Анатольевич
Ответчики
Администрация города Красноярска
Красноярский городской Совет депутатов
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
31.07.2020Регистрация административного искового заявления
31.07.2020Передача материалов судье
31.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.07.2020Предварительное судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
31.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2020Дело оформлено
31.07.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее