Дело № 2-586/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре помощнике судьи Дмитриевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Тепложе» о возложении обязательств,
УСТАНОВИЛ:
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд в интересах в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности.
Требования мотивированы тем, что ООО «Тепложе» осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (здание котельной), имеющем адресные ориентиры: Российская Федерация, <адрес>.
Согласно выписки из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия. В настоящее время находится в аренде ООО «Тепложе» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В границах указанного земельного участка располагается котельная (кадастровый номер объекта недвижимости №). Территория котельной ограждена единым забором, опорные столбы которого из отработанных железнодорожных шпал, въезд на территорию ограничен, имеются ворота.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Тепложе» осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» (здание котельной, сети теплоснабжения в <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории котельная поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду.
В нарушение требований закона ООО «Тепложе» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не актуализированы, информация о замене юридического лица, эксплуатирующего котельную в <адрес>, в уполномоченный орган не направлена.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «Тепложе» являются дымовые трубы отопительных котельных, склады угля, склады шлака и золы и т.д. В нарушение требований закона, у ООО «Тепложе» данные об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, поскольку инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась. Котельная не имеет, предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха, установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
ООО «Тепложе» место временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) не организовано, металлические контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют. Несмотря на образование на территории котельной опасных отходов, места накопления отходов (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) не организованы. Отсутствует специально оборудованное помещение для накопления ртутных ламп, утративших потребительские свойства и относящихся к отходам I класса опасности.
В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 № 393 документы, подтверждающие передачу отходов (твердых коммунальных отходов), специализированной организации за ДД.ММ.ГГГГ. не представлены.
Кроме того, использование отработанных железнодорожных шпал в качестве ограждения земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6366 влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также нарушает их право на благоприятную окружающую среду. Отработанные железнодорожные шпалы относятся к III классу опасности в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.
При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), отходы в виде мусора от офисных и бытовых помещений, относящиеся к IV классу опасности.
Кроме того, при эксплуатации котельной образуются отходы I класса опасности в виде ртутьсодержащих ламп, места накопления указанных отходов в соответствии с требованием закона не организованы, договоры на передачу таких отходов специализированным организация не заключены.
В нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» паспорта на отходы I-IV класса опасности не разработаны.
Учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляется, в нарушение требований приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
На территории земельного участка с кадастровым номером №, выявлено захламление золошлаковыми отходами (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ.
В нарушение требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2023 г.» в уполномоченный орган не предоставлена.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2023 г. в нарушение требований абз. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в уполномоченный орган не предоставлена.
В нарушение ст. 73 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отсутствуют документы о подготовке руководителя организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Кроме того, согласно заключению специалиста пожарного надзора в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в котельной выявлены следующие нарушения требований о пожарной безопасности:
– не произведено категорирование помещения котельной по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не определен класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Основание: п. 12 Правил №;
– допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. Основание: п. 35 «в» Правил №;
– допускается прокладка электропроводов по горючему основанию (в помещении бытовки). Основание: п. 35 «з» Правил №;
– огнетушители, установленные на котельной, не имеют порядковые номера. Основание: п. 407 Правил №;
– не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Основание: п. 171, 30, 42, 43, 48, 52, 54, 60, 124, 412 Правил №;
– не представлены акты ежемесячного освидетельствования огнетушителей в котельной <адрес>. Основание: п. 60 Правил №;
– не представлены документы, подтверждающие прохождение специального обучения и соответствующие квалификационные удостоверения. Основание: п. 79 «а» Правил №;
– не укомплектованы пожарные щиты в соответствии с приложением № вышеуказанных Правил в соответствии с требованиями, предъявляемым к пожарным щитам типа ЩП-А. Основание: п. 410 Правил №;
– распорядительным документом, не определено специально отведённое место, предназначенное для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей. Основание: п. 81 Правил №;
– не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Основание: п. 36 Правил №;
– не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. Основание: п. 392, 393, 394 Правил №;
– к работе допущены лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Основание: п. 3 Правил №;
– отсутствует распорядительный документ (приказ), подтверждающий назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. Основание: п. 4 Правил №;
– с работниками котельной не проведены противопожарные инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой); Основание: Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
– на объекте не оборудованы места для курения. Основание: п. 11 Правил №;
– в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Основание: п. 10 Правил №;
– не обеспечивается очистка объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов. Основание: п. 73 Правил №.
Указанные нарушения создают непосредственную угрозу причинения вреда, жизни и здоровью граждан, а также влекут угрозу возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
Просит суд обязать ООО «Тепложе» при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить вышеуказанные нарушения закона, устранить нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме, суду показал, что в настоящее время выявленные нарушения не устранены. Дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик ООО «Тепложе» в лице представителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, представил суду письменное заявление о признании исковых требований, пояснил, что в настоящее время выявленных прокурорской проверкой нарушения не устранены. Полагал, что срок, указанный прокурором в исковом заявлении, незначительный, т.к. предприятие испытывавет материальные трудности.
Третье лицо представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории в судебном заседании отсутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в суд направил отзыв на исковое заявление, согласно которому заявленные прокурором требования поддерживает. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица Администрация МО «Северо-Байкальский район» в судебном заседании отсутствовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9), закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).
Из положений статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из материалов дела следует, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности общества с ограниченной ответственностью «Тепложе» выявлены нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и пожарной безопасности, выразившиеся в следующем.
ООО «Тепложе» осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером № (категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: коммунальное обслуживание (здание котельной), имеющем адресные ориентиры: Российская Федерация, <адрес>
Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № на праве собственности принадлежит муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» Республики Бурятия. В настоящее время находится в аренде ООО «Тепложе» на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В границах указанного земельного участка располагается котельная (кадастровый номер объекта недвижимости №). Территория котельной ограждена единым забором, опорные столбы которого из отработанных железнодорожных шпал, въезд на территорию ограничен, имеются ворота.
На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Тепложе» осуществляет деятельность по оказанию услуг теплоснабжения потребителям с использованием объектов теплоснабжения, принадлежащих муниципальному образованию «Северо-Байкальский район» (здание котельной, сети теплоснабжения в <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории котельная поставлена на государственный учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Объекту присвоена IV категория негативного воздействия на окружающую среду.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, установленных ст. 3 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», а также ст. 5 Федерального закона № 94 «Об охране озера Байкал».
В ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Правовое регулирование в области охраны озера Байкал осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал». Согласно преамбуле, озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации и объектом всемирного наследия.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.05.1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» на Байкальской природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, в том числе химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
Частями 6, 7 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды предусмотрено, что сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с представлением юридическими лицами сведений, в том числе: о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения).
Сведения, указанные абз. 2 и 3 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды, представляются юридическими лицами в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией в срок не позднее чем через тридцать дней со дня государственной регистрации таких изменений.
В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Тепложе» сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду не актуализированы, информация о замене юридического лица, эксплуатирующего котельную в <адрес> в уполномоченный орган, не направлена.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 22 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об охране атмосферного воздуха юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов.
Частями 1, 2 ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха установлено, что в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов.
Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
Основными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в ООО «Тепложе» являются дымовые трубы отопительных котельных, склады угля, склады шлака и золы и т.д.
В нарушение вышеуказанных требований, у ООО «Тепложе» данные об инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух отсутствуют, поскольку инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не проводилась.
В силу ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» запрещаются строительство, эксплуатация объектов капитального строительства, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Вопреки требованиям вышеуказанного закона котельная не имеет предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организации при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1990 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
ООО «Тепложе» место временного накопления отходов производства и потребления (твердых коммунальных отходов) не организовано, металлические контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов отсутствуют, вопреки требованиям статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Во исполнение указанных положений постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила по организации мест накопления отходов (СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 4 Санитарных правил).
В соответствии с п. 218 Санитарных правил условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II – в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III – в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV – навалом, насыпью, в виде гряд.
В силу п. 220 Санитарных правил при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Между тем, несмотря на образование на территории котельной опасных отходов -лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства в соответствии с перечисленными требованиями закона, не организованы.
В соответствии с п. 6 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2020 № 2314, накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в соответствии с требованиями безопасности, предусмотренными производителем ртутьсодержащих ламп, указанных в правилах эксплуатации таких товаров. Накопление неповрежденных отработанных ртутьсодержащих ламп производится в индивидуальной и транспортной упаковках, обеспечивающих сохранность отработанных ртутьсодержащих ламп. Допускается использовать для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп упаковку от новых ламп в целях исключения возможности повреждения таких ламп.
Однако в нарушение данных требований отсутствует специально оборудованное помещение для накопления ртутных ламп и относящихся к отходам I класса опасности.
В нарушение требований ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 № 393 документы, подтверждающие передачу отходов (твердых коммунальных отходов) специализированной организации за 2023 г. и истекший период 2024 г. не представлены.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлены обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков по их использованию, в том числе земле, как природному объекту: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник, землепользователь, землевладелец.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, отработанные железнодорожные шпалы относятся к III классу опасности.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства потребления» при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности должны соблюдаться требования, в том числе к способам складирования, помещениям, в которых осуществляется складирование, оборудованию, применяемому для складирования отходов и их компонентов, ограничениям по срокам накопления и хранения отходов, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
На основании ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, использование отработанных железобетонных шпал в качестве ограждения земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:6366 влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также нарушает их право на благоприятную окружающую среду.
При эксплуатации котельной образуются золошлаковые отходы (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), отходы в виде мусора от офисных и бытовых помещений, относящиеся к IV классу опасности.
Кроме того, при эксплуатации котельной образуются отходы I класса опасности в виде ртутьсодержащих ламп, места накопления указанных отходов в соответствии с требованиями закона не организованы, договоры на передачу таких отходов специализированным организациям не заключены.
Паспорта на отходы I-IV класса опасности не разработаны, в нарушение требований п. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В нарушение требований приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами, ч. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не осуществляется.
На территории земельного участка с кадастровым номером 03:17:000000:636, выявлено захламление золошлаковыми отходами (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная), что является нарушением ч. 2 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2023 г.» в нарушение требований ч. 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в уполномоченный орган не предоставлена.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за 2023 г. в нарушение требований абз. 13 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в уполномоченный орган не предоставлена.
В нарушение ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отсутствуют документы о подготовке руководителя организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В нарушение ч. 1 ст. 15 Закона № 89-ФЗ, отсутствуют документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Правила №), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно заключению специалиста пожарного надзора в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в котельной выявлены следующие нарушения требований о пожарной безопасности:
– не произведено категорирование помещения котельной по взрывопожарной и пожарной опасности, а также не определен класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Основание: п. 12 Правил №;
– допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией. Основание: п. 35 «в» Правил №;
– допускается прокладка электропроводов по горючему основанию (в помещении бытовки). Основание: п. 35 «з» Правил №;
– огнетушители, установленные на котельной, не имеют порядковые номера. Основание: п. 407 Правил №;
– не представлен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Основание: п. 171, 30, 42, 43, 48, 52, 54, 60, 124, 412 Правил №;
– не представлены акты ежемесячного освидетельствования огнетушителей в котельной <адрес>. Основание: п. 60 Правил №;
– не представлены документы, подтверждающие прохождение специального обучения и соответствующие квалификационные удостоверения. Основание: п. 79 «а» Правил №;
– не укомплектованы пожарные щиты в соответствии с приложением № вышеуказанных Правил в соответствии с требованиями, предъявляемым к пожарным щитам типа ЩП-А. Основание: п. 410 Правил №;
– распорядительным документом, не определено специально отведённое место, предназначенное для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей. Основание: п. 81 Правил №;
– не обеспечено наличие знаков пожарной безопасности, обозначающих в том числе пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения. Основание: п. 36 Правил №;
– не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности. Основание: п. 392, 393, 394 Правил №;
– к работе допущены лица, не прошедшие обучения мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам. Основание: п. 3 Правил №;
– отсутствует распорядительный документ (приказ), подтверждающий назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты. Основание: п. 4 Правил №;
– с работниками котельной не проведены противопожарные инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой); Основание: Приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности»;
– на объекте не оборудованы места для курения. Основание: п. 11 Правил №;
– в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных должна размещаться информация с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты. Основание: п. 10 Правил №;
– не обеспечивается очистка объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов. Основание: п. 73 Правил №.
Перечисленные нарушения требований законодательства об охране окружающей среды и пожарной безопасности нашли подтверждение в судебном заседании, подтверждаются заключениями специалистов и другими материалами дела.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанностей в натуре.
С учетом установленных обстоятельств, в целях восстановления прав граждан на благоприятную окружающую среду и интересов государства в сфере охраны атмосферного воздуха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, суд считает обоснованными требования прокурора обоснованными.
В соответствии со статьями 1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в т. ч. посредством обращения с заявлением в суды.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор вправе в интересах неопределенного круга лиц, а также Российской Федерации обратиться в суд с настоящим иском, поскольку выявленные факты нарушают право на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды, а также противоречит интересам Российской Федерации в сфере охраны атмосферного воздуха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и сохранения озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
Разрешая вопрос о предоставлении срока для исполнения решения суда, суд в соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным установить срок в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, указанный срок является разумным, позволяющим провести необходимые мероприятия по устранению выявленных нарушений закона. Оснований для установления срока более, чем 12 месяцев, суд не усматривает, поскольку представитель ответчика не предоставил суду доказательств невозможности исполнения решения в указанный срок.
В силу статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход МО «город Северобайкальск» в размере 6 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Тепложе» о возложении обязательств удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепложе» (ИНН №) при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес>, в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу:
оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» места накопления следующих видов отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная;
оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» место накопления отходов в виде ламп ртутных, ртутно-кварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства;
произвести демонтаж отработанных железнодорожных шпал, используемых в качестве опорных столбов ограждения территории котельной, расположенной на земельном участке с кадастровым номером №;
обеспечить направление в уполномоченный орган государственной власти документы, обеспечивающие актуализацию сведений об организации, осуществляющей эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
обеспечить проведение инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
организовать места временного накопления отходов производства и потребления;
организовать передачу отходов в виде мусора от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), хозяйствующему субъекту, осуществляющему на законных основаниях деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и хранению указанных видов отходов;
очистить территорию земельного участка с кадастровым номером № от золошлаковых отходов (золошлаковая смесь от сжигания углей малоопасная);
составить паспорта на золошлаковую смесь от сжигания углей малоопасную, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства;
обеспечить учет в области обращения с отходами в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;
представить в уполномоченный орган государственной власти отчет по форме №-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за ДД.ММ.ГГГГ
представить в уполномоченный орган государственной власти отчет по форме №-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» за ДД.ММ.ГГГГ
обеспечить подготовку руководителя организации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
оборудовать котельную установкой по очистки газов.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепложе» (ИНН №) при осуществлении деятельности по эксплуатации котельной, расположенной по адресу: <адрес> в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности путем:
обеспечения категорирования помещений котельной по взрывопожарной и пожарной безопасности;
прекращения эксплуатации светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией;
демонтажа электропроводов с горючего основания (в помещении бытовки);
установки на котельной огнетушителей с порядковыми номерами;
разработки журнала эксплуатации систем противопожарной защиты;
освидетельствования огнетушителей в котельной;
организации прохождения работниками котельной специального обучения и получения соответствующего квалификационного удостоверения;
укомплектования пожарных щитов котельной в соответствии с приложением № Правил противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
определения распорядительным документом специально отведенного места, предназначенного для удаления золы и шлака, выгребаемых из топок печей;
определения и оборудования мест для курения;
оснащения котельной знаками пожарной безопасности, обозначающих, в том числе, пути эвакуации и эвакуационные выходы, места размещения аварийно-спасательных устройств и снаряжения, стоянки мобильных средств пожаротушения;
приведения инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствие с правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными Постановлением РФ от ДД.ММ.ГГГГ №;
запрета допуска к работе лиц, не прошедших обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа или дополнительным профессиональным программам;
издания распорядительного документа (приказа), подтверждающего назначение ответственного лица за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте;
проведения противопожарных инструктажей;
размещения информации с перечнем помещений, защищаемых установками противопожарной защиты в местах установки приемно-контрольных приборов пожарных;
очистки объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Тепложе» (ИНН №) государственную пошлину в доход МО «город Северобайкальск» в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в мотивированной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Е.Н. Казакова
УИД: №